Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

 Кобзева Валентина Анатольевна

        развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_opytno.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Воздух»
 

 

Цель:

 развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов;

развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Словарная работа:

 воздух, прозрачный, невидимый, опыты, упругий, легкий;

Демонстрационный материал:

-      таз с водой;

-      стеклянный стакан;

-      баночки, в которых лежал апельсин, духи, чеснок; 

Раздаточный материал:

-      пакеты по количеству детей;  

-      воздушные шарики по количеству детей;

-      трубочки для коктейля;

Предварительная работа:

- беседа с детьми на тему «Воздух невидимка»;

- рассматривание иллюстраций на тему «Что нас окружает»;

- изготовление совместно с детьми вееров.

Ход занятия:

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и, конечно же, наших гостей согреем своими улыбками!

 Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова:

«Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
- Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами.

 - Вы хотите?

Ответы детей: да 
- Тогда надевайте скорее фартуки!
А вот, что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку?

«Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь ,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем»             (воздух)

-Правильно, сегодня мы будем проводить опыты с воздухом.

-Вдохните глубок и выдохните (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух?

Ответы детей: нет

- Так значит какой он?

Ответы детей: прозрачный, невидимый.

- Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он существует вокруг нас.

- А давайте мы с вами узнаем, какой он!

Ответы детей: да.

Опыт 1.

- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.)

-Трогайте, чувствуете? Получается?

Ответы детей: нет

-И у меня ничего не получается!

-Может его и вовсе нет?

Ответы детей: есть.

- Хотите, я вас научу ловить воздух?

Ответы детей: да

Раздаю детям пакеты.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Ответы детей: он пуст. 

-Смотрите, какой он тоненький, бесформенный.

-Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри?

Ответы детей: не знаем.

-Это ребята в пакете – воздух?

-А скажите, вы видите воздух

Ответы детей: нет.

-Значит, воздух какой? 

Ответы детей: бесцветный и невидимый.

- Каким стал пакет?

Ответы детей: пакет наш стал похож на подушку.

-Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким

Ответы детей: бесформенным.

- Почему, что произошло?

Ответы детей: в нём нет воздуха.

Мы смогли потрогать воздух?

Ответы детей: нет.

Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.

Опыт 2.

- Ребята посмотрите, а этот стакан пустой? (показываю пустой стакан).  Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?

Ответы детей: нет.

- А давайте мы с вами сейчас это проверим (Показ опыта). Подойдите поближе ко мне. Я возьму стакан прямо и медленно опущу в воду. Что получается?

Ответы детей: стакан не заполняется полностью водой.

-Почему вода не попадает в стакан? Кто-то мешает опустить стакан, кто-то там есть!

Ответы детей: воздух.

Вывод 2.  В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 3.

 

- А теперь я снова опущу стакан в воду, но теперь держать стакан буду не прямо, а чуть наклонив.

-Что появляется в воде?

Ответы детей: пузырьки.

- Откуда взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)

- А почему же сначала мы подумали, что стакан пустой?

Ответы детей: потому что воздух не видим, он прозрачный.

- Именно поэтому воздух называют невидимкой.

Какой же можно сделать вывод?

Вывод 3: Воздух есть везде.  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и закрыли его в мешочке, мячике, шарике, затем в стакане, а потом выпустили его.

Приглашаю детей пройти за столы.

Опыт 4.

- Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (загадочно)

Ответы детей: да

-Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта.

-Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду.

-Что же происходит? 

Ответы детей: в стакане появились пузырьки.

- Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Значит, что?

Ответы детей: внутри нас тоже есть воздух.

Вывод 4: Воздух есть внутри нас.

А теперь давайте поиграем (физкультминутка):

Дует ветер с высоты.

Гнуться травы и цветы.

Вправо- влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь  давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Руки ставим перед грудью,

Мы рывки руками делать будем-

Раз - два - три - четыре

Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся)

Опыт 5.

- Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?

Ответы детей: не знаем.

- А как мы можем это сделать?

- Можно помахать на себя рукой, бумагой, или веером, дыхнуть на  ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.

Что чувствуете?

Ответы детей: тепло

- А теперь возьмите лист и помашите им. 

Что теперь вы чувствуете?

Ответы детей: ветерок, прохладу.

Вывод 6: Воздух можно почувствовать.

Опыт 6.

- А как вы думаете, что мы можем надуть с помощью воздуха? (правильно, воздушные шарики)

-Посмотрите, ребята - это шарики! Возьмите их в руки. Что внутри шариков?

Ответы детей: воздух.

-Шарики чем наполнены?

Ответы детей: воздух.

-Мне кажется, что наши шары немного грустные!

- Ребята, но мы же с вами волшебники!

- И чтобы наши шарики стали еще веселее, давайте разрисуем наши шарики.

Разрисовка шариков под музыку.

Что внутри них? Воздух! А почему его не видно? Потому, что он прозрачный! Давайте встанем и будем играть с нашими шариками, подбрасывайте их вверх и снова ловите.

- Какие шарики? (легкие, воздушные). А почему они такие стали? (потому, что внутри у них воздух, а он легкий)

Итог:

- А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе:

Дорогие ребята! Наши опыты показали, что:

1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.

2.  В стакане есть воздух, он не пускает туда воду

3. Воздух есть везде.  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и закрыли его в мешочке, мячике, шарике, затем в стакане, а потом выпустили его.

4. Воздух есть внутри нас.

5: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

6: Воздух можно почувствовать.

7.Воздух легкий.

 Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Воздух»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группена тему: «Воздух»Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.Задачи:дать пр...

Конспект опытно-экспериментальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: Развлечение. Прогулка со снеговичком.

На основании интрегации образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.Используемы технологии: игровая....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему "Воздух".

Цель: Развивать у детей представления о свойсвах воздуха путем экспериментирования.Задачи:- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами;- способствовать овладению некотор...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Воздух»

В представленном конспекте отражено занятие  о том, как развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования. Представлены опыты и игры....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...