Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с элементами экспериментирования.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Осень».
Задачи:
образовательные:
-уточнить знания детей об осенней поре года;
развивающие:
-развивать интерес детей, их внимание и память;
-развивать интеллект и творческое познание.
воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе;
-желание любоваться красотой осеннего пейзажа.
здоровьесберегающие:
-вызвать восторг при проведении опытов,
-нормализация психического состояния,
-развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_osen.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
Красногвардейского района Санкт – Петербурга
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с элементами экспериментирования.
Воспитатель: Богданова О.С.
2022г
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Осень».
Задачи:
образовательные:
-уточнить знания детей об осенней поре года;
развивающие:
-развивать интерес детей, их внимание и память;
-развивать интеллект и творческое познание.
воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе;
-желание любоваться красотой осеннего пейзажа.
здоровьесберегающие:
-вызвать восторг при проведении опытов,
-нормализация психического состояния,
-развитие мелкой моторики рук.
Оборудование:
-конверт с загадками,
-иллюстрация картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»,
-листочки с деревьев,
-аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»,
-аудиозапись «На веселой ярмарке» Группа Барбарики,
-овощи, фрукты.
Предварительная работа:
-наблюдения за живой и неживой природой,
-рассматривание картин об осени,
-чтение художественной литературы,
-заучивание стихов, отгадывание загадок.
Ход занятия: Приветствие
Здравствуй, солнышко –дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Воспитатель: Ребята, посмотрите что-то лежит на пенечке. (беру конверт). Письмо от зайчика. Давайте, откроем и посмотрим, что там написано. Ребята отгадайте загадку: «Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. Что это?»
Дети: Осень.
Воспитатель. Какая бывает осень?
(Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»).
Воспитатель. Да! Золотая осень: радостная, яркая, богатая урожаем. Эту осень любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Вся эта пестрая масса с остатками зелени несётся вихрем и будто кружится в танце. Днем ещё тепло и солнце посылает на землю прощально- нежные лучи.
Опыт 1. Поймай солнечного зайчика (с зеркалами).
Воспитатель: Какие стихи об осени вы знаете?
- «Осень» И. Винокуров.
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
2. «Осень на опушке краски разводила» З. Фёдоровская
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Воспитатель: Сколько разноцветных корабликов на пруду: желтые, оранжевые, красные!
Все они прилетели сюда по воздуху. Опустится кораблик на воду и поплывет. Много их прилетит ещё. А потом кончатся кораблики и пруд замёрзнет. Угадайте, что это за разноцветные кораблики плавают на пруду? (Листья).
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья?
Дети: Мало солнца, стало холодно.
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладываем ладони на стол)
Воспитатель: Давайте возьмем листочки и рассмотрим их (рассматривание листьев клена, тополя, каштана). Сравним их по величине, по форме, по цвету.
Опыт 2. «Тонет – не тонет».
Опускаем в ёмкость с водой (это лужа) различные предметы: листочки, камешки, мячик, шишки, …
Вывод: легкие предметы не тонут, а тяжелые тонут.
Физкультминутка
Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» по тексту стихотворения: летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся, садятся на корточки и снова садятся.)
Воспитатель: Осенью у земледельцев много дел: надо убрать хлеб с полей, фрукты в садах, овощи в огородах. Что осень подарила за труд и старание? Осенью устраиваются, праздник урожая, веселые ярмарки. Песня группы Барбарики «На веселой ярмарке» с демонстрацией овощей.
Воспитатель: С огородов пожаловали 40 одежек и все без застёжек. Что это? (капуста)
Какая она капуста? Расскажите.
А вот прибыл овощ, лечит от 7 недуг. (Лук)
Воспитатель: Все овощи привезли в овощной магазин, а фрукты?
Загадка. «Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь сладко?
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Где растут фрукты?
Дети: На деревьях.
Воспитатель: Где выросло яблоко?
Дети: На яблоне.
Воспитатель: Сколько потребовалось времени яблоне, чтобы вырастить яблоки?
Чем полезны фрукты? (ответы детей)
Воспитатель: Уходит золотая осень, уносит с собой свои краски, на смену ей спешит другая (звучит П. И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»)
Осенью часто дует ветер.
Опыт 3. «Движение воздуха».
Цель опыта: показать детям, что хотя воздух невидим, мы его можем почувствовать.
Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Подуть на полоски бумаги. Что почувствовали? Все ощущения эти вызваны движением воздуха.
Вывод. Воздух невидим, но его движение можно почувствовать.
Воспитатель. Подул холодный ветер, скоро наступит зима. Все звери готовятся к зиме.
Загадка «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый. По деревьям может лазить. Строит дом он свой в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?
Дети: Белка.
Воспитатель: Как называют детеныша белки? Поиграем в игру «Кто у кого?» Я буду называть животное, а вы отвечаете, кто у него детеныш, детеныши, а двое, а трое?
Например. У лисы – лисёнок, лисята, двое – лисят.
Дети: У медведицы – медвежонок, медвежата, двое – медвежат.
У волчицы – волчонок, волчата, двое – волчат.
У зайчихи – зайчонок, зайчата, двое – зайчат.
Воспитатель: Жили – были 2 зайчонка: один был веселый. Подберите слова близкие по смыслу.
Дети: Радостный, шустрый, задорный.
Воспитатель: А второй, невеселый, его обидели. Как про него сказать? К слову «весёлый» подберите слова противоположные по смыслу.
Дети: Грустный, печальный, обиженный, огорченный, задумчивый.
Воспитатель: А где живет заяц?
Дети: Любой кустик - его дом родной.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чей домик?»
Дупло -
Скворечник-
Гнездо-
Улей-
Нора-
Логово-
У собаки –
У лисы –
У медведя –
У муравья –
Воспитатель: Что делают птицы осенью?
Дети: Улетают в тёплые края.
Воспитатель: Все? (нет)
Вопросы: Почему они улетают?
Как они улетают?
Дети: Клином, шеренгой, стаей, в одиночку.
Воспитатель: Вспомним стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег поднимет от земли
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел!
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Подскажи словечко»
- Ворона каркает, а лягушка …
- Сова летает, а заяц…
- Корова ест сено, а лиса…
- Крот роет норки, а сорока…
-У коровы – теленок, а у ежихи….
- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка….
Воспитатель: Вы много знаете об осени. Вам понравилось занятие? Осень в благодарность, ребята, прислала вам посылочку с осенним урожаем. (Открываем посылочку и угощаемся яблоками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Осень".
Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень»Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»(образовательная область «познание»)Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:• уточн...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в осенний лес».
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в осенний лес".Развивать интерес к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни расте...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Осень золото роняет»
Обобщить знания детей об осени....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Осень"
учить детей подбирать признаки к слову «осень»...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с элементами экспериментирования.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Осень».Задачи:образовательные:-уточнить знания детей об осенней поре года;развивающие:-развивать интерес детей, их в...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Волшебница Осень» с использованием личностно - ориентированных, игровых, здоровье-сберегающих, информационно - коммуникативных технологий.
Коспект занятия по познавательному развитию " Волшебница Осень" с использованием ИКТ....
Познавательное развитие в старшей группе на тему "Осенние дары леса: грибы и ягоды"
Познавательное развитие в старшей группе на тему "Осенние дары леса: грибы и ягоды"Цель: продолжать знакомить детей разнообразием грибов и ягод.Задачи:1. Познакомить детей с грибами и ягодам...