Модель "Муравейник" как средство формирования знаний детей дошкольного возраста о роли муравьев в природе.
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.
При ознакомлении детей с окружающим миром необходимо, в первую очередь, соблюдать принцип научности и доступности и особое внимание следует обращать на то, что многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muraveynik.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка дошкольного возраста. Начинается он с чувственного восприятия.
Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется построить в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа дошкольного образования предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растения и условиями его существования, овладение детьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «животные», «насекомые», «растения» и т.д. Решить успешно эти задачи педагогу помогает метод демонстрации моделей.
Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Модель как вид наглядности может быть использован во всех возрастных группах в том случае, когда надо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация моделей используется при условии предварительного ознакомления детей с объектами природы при помощи других методов.
Занятия в дошкольных учреждениях должны быть организованы так, чтобы пробуждать чувства, вызывать сопереживание, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое мнение по этой проблеме. Современные дошкольники получают большой объем информации о природе из телепередач, книг, журналов. Однако эти сведения не всегда точны. Задача педагога — в процессе обучения активизировать этот запас знаний и привести его в систему.
Специфика методики формирования знаний о муравьях у дошкольников является непосредственный «живой» контакт ребенка с окружающими объектами природы. Это осмысление через наблюдение, уход за объектами природы, предметные картинки в процессе бесед-обсуждений, позволяющие расширить и дополнить знания.
Формирование знаний о муравьях в современном образовании дошкольников необходимо рассматривать в аспекте непрерывного процесса просвещения родителей воспитанников и активного всестороннего взаимодействия с ними педагогов.
Методика демонстрации модели «Муравейник» в работе с дошкольниками.
- Демонстрация модели в процессе формирования знаний о внешнем виде, среде обитания, жизни муравьев;
- Демонстрация модели после наблюдения во время прогулки, для закрепления новых знаний;
- Демонстрация модели во время изодеятельности для большей наглядности;
- Демонстрация модели после прочтения художественной литературы;
- Демонстрация модели во время НОД для обогащения словаря детей;
- Использование модели во время НОД по математическому развитию для формирования элементарных математических представлений.
Использование модели «Муравейник» очень многогранно. Данная модель находит применение во многих образовательных областях: художественно–эстетическом развитии (рисование, лепка, аппликация), речевом развитии (составление рассказов), познавательном развитии.
Стоит рассмотреть внешний вид модели «Муравейник»: Данная модель сделана из картонных коробок, обклеена массой папье-маше. После высыхания данная конструкция была покрашена коричневой краской – гуашью, далее наклеены еловые иголки, искусственный мох и искусственные муравьи.
Сама модель представляет собой вид муравейника снаружи (так, как мы видим его), и его вид внутри (можно увидеть обустройство муравейника). Это позволяет наглядно показать детям роль муравьев в природе.
Более подробно следует рассмотреть демонстрацию модели во время непрерывной образовательной деятельности.
Непрерывная образовательная деятельность (НОД) – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно
Эффективность демонстрации модели «Муравейник» зависит от предварительной подготовки детей, от элементарных представлений детей.
Демонстрация модели может быть после прочтения художественной литературы о муравьях, например В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Пришвин М.М. «Муравьи». Во время демонстрации модели «Муравейник» можно сделать выводы о муравьях, о их роли в жизни природы.
Также во время НОД по развитию речи демонстрация модели может послужить как опорный материал к теме. Во время НОД по математическому развитию модель «Муравейник» наполнит задания реалистичностью и большим интересом.
После демонстрации модели с сопровождающимся рассказом можно проводить тематические физкультурные досуги, инсценировки, дидактические и ролевые игры, т.к. наглядность повышает эффективность, а для детей дошкольного возраста наглядность имеет ключевое значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации»
1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. 2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.3. Описание новых образ...
Сказка как средство формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме
Научить детей бдительности и осторожности, читая сказки....
Лэпбук, как средство формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о профессиях.
В данном материале представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о профессиях по средствам использования лэпбука как формы совместной деятельно...
Итоговая Средство формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых образовательной организации
гармоническое развитие ребенка- основа формирования будущей личности...
Методическая разработка на тему: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге»
Методическая разрабртка...
Мастер - класс " Формирование знаний детей дошкольного возраста о неживой природе посредством опытнической деятельности"
Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов. приёмов и форм педагогической деятельности....