конспект по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия
во второй младшей группе
Тема: «Чудесный мешочек»
Образовательная область: Познавательное развитие
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире в период новых технологий и стремительного прогресса, на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В настоящее время у нашего государства возникла необходимость обратить пристальное внимание специальному, целенаправленному формированию познавательных действий и самостоятельности, развитию интеллектуальных операций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам самостоятельного познавательного поиска в процессе исследовательски-поисковых действий. Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме. Тема и содержание занятия соответствует ФГОС дошкольного образования.
В процессе познавательной деятельности формируются такие качества как любознательность, познавательная мотивация, формирование самостоятельных действий. Дошкольники с более развитым интеллектом более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школьному обучению. А это значит, они станут успешными в будущем и востребованными обществом. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, и аналитические навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.
Актуальность занятия для ребенка предполагает реализацию его интересов к объектам его окружающим. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача на данном занятии - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию объектов окружающей природы и мира, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и правильность речи. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление. В процессе познания «задействованы» все таланты, способности познающего субъекта в их единстве и взаимодействии. В процессе познания участвуют органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия.
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | |
1. | Тема образовательной деятельности | «Чудесный мешочек» | |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |
3. | Виды деятельности детей | Игровая «Чудесный мешочек» Коммуникативная (Свободное общение по теме НОД) Двигательная: физминутка | |
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: - разъяснение - беседа - обьяснение -обращение к опыту детей Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: - приучение (внимательно слушать и выполнять задание), - упражнение (запомнить), - просьба: (повторить). Методы стимулирования и мотивации деятельности: - наглядность (картинки) - проблемные ( в случае необходимости) - ситуации успеха( похвалить всех детей ); | |
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Беседа об овощах, посуде. Игра «Чудесный мешочек» Словесные: уточняющие вопросы к детям Наглядные: | |
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное: беседа Речевое развитие: Физическое развитие: выполнение двигательных упражнений. | |
6. | Возрастная группа | Вторая младшая | |
7. | Цель | Формирование у детей навыка познавательного развития; | |
8. | Задачи | Планируемые результаты | |
8.1 | дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой; | ||
8.2 | учить обобщать и классифицировать предметы «овощи», «посуда»; | Знает и называет «овощи», «посуда»; | |
8.3 | научить детей отличать предметы природного и рукотворного мира; | Знает предметы природного и рукотворного мира; | |
8.3 | Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. | Отвечает на вопросы | |
8.4 | воспитывать бережное отношение к природе и предметам. | Адекватная самооценка | |
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения | Способы преодоления | ||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Чудесный мешочек, кукольная посуда : кастрюля, сковорода, нож, ложка, вилка, овощи: огурец, морковь, помидор, капуста,2 подноса | |
11. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты |
|
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Ребята, сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости. (воспитатель обращается к гостям) - Давайте с гостями поздороваемся. Дети: Здравствуйте! | Вы пришли сегодня к нам, Рады мы всегда гостям. |
1.2 | Мотивация деятельности детей | - Ребята, посмотрите какой мешок нам прислал зайка. Он попросил помочь ему. | |
1.3 | Целеполагание | Послушайте какая история с ним приключилась. Ехал дедушка с базара через лес. Вез в мешке покупки для бабушке, да не заметил как обронил мешок. Лежит мешок под кустиком, а мимо зайчик скачет. Любопытно зайчику , что же в мешке? Заглянул и решил,что растет на грядке возьмет себе, а что куплено в посудной лавке пусть остается в мешке. | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | -Как вы думаете, что же было в мешке? ( овощи, посуда) -Почему? -Почему зайчик решил взять себе, что растет на грядке? - Это съедобное. -Для чего нужны овощи? -кушать Ребята, предметы которые человек получает от природы и не делает своими руками можно назвать «предметы созданные природой». Их можно отнести к природному миру. | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | К природному миру относятся все овощи, фрукты, животные и многое другое, что создала природа. | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | - Почему зайчику не понадобилась посуда?(он зверь живет в лесу, пищу не варит -Для чего нужна посуда? -Откуда она взялась в магазине?(ее сделали мастера и привезли в магазин продавать) - Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать «предметы, созданные руками человека». Их можно отнести к рукотворному миру. К рукотворному миру относятся посуда, мебель, одежда и все, что человек делает своими руками. Давайте с вами поиграем! Вставайте все со своих стульчиков и идите играть. - Молодцы, ребята, садитесь на свои места. Хотите посмотреть, что же лежит в мешочке? Сейчас вы по очереди будите подходить и вынимать из мешочка по одному предмету ,и мы их разложи на два подноса: предметы природного мира – овощи – положим на один поднос, для зайчика, а предметы рукотворного мира – посуду - на другой для бабушки.(Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, называют, к какому миру он относится: рукотворному или природному)? Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос. «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Какой поднос отдадим для бабушки? А какой мы оставим зайчику? Умницы, вы все предметы разложили правильно. | Физкульминутка: «Зайка». Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | -Ребята, что мы положили на этот поднос? -Это предметы природного или рукотворного мира? -Почему вы так думаете? -Какой поднос оставим зайчику? -Какой поднос отдадим для бабушке? -Умнички, вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы! |
|
3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Чтение художественной литературы | Чтение произведений. загадывание загадок | В детском саду |
1.2 | Игровая деятельность | Игры по познавательному развитию | В детском саду и в семье |
1.3 | Двигательная деятельность | Выполнение упражнений на согласование слова с движением | В детском саду |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривание иллюстраций | В детском саду |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Игры по познавательному развитию «Чей домик?», «Кто что ест?» | В детском саду |
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1В.В. Гербова – Развитие речи в детском саду.
Вторая младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
2.Н.Ф. Губанова – Развитие игровой деятельности.
Вторая младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
3.О.В.Дыбина.Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Вторая младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Познавательное развитие (Математическое развитие) подготовительная группа.
Конкурсные материалы...
Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.
Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но и родителям, а также работникам групп дополнительного образования....
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...
Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.
Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия жилищ животных (бер...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...