конспект по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Сенькина Елена Михайловна

Чудесный мешочек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия

во второй младшей группе

Тема:  «Чудесный мешочек»

Образовательная область: Познавательное развитие

     I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире в период новых технологий и стремительного прогресса, на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В настоящее время у нашего государства возникла необходимость обратить пристальное внимание специальному, целенаправленному формированию познавательных действий и самостоятельности, развитию интеллектуальных операций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам самостоятельного познавательного поиска в процессе исследовательски-поисковых действий.                                                                                                                                                             Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме. Тема и содержание занятия соответствует ФГОС дошкольного образования.

В процессе познавательной деятельности формируются такие качества как любознательность, познавательная мотивация, формирование самостоятельных действий. Дошкольники с более развитым интеллектом более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школьному обучению. А это значит, они станут успешными в будущем и востребованными обществом. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, и аналитические навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.

Актуальность занятия для ребенка предполагает реализацию его интересов к объектам его окружающим. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача на данном занятии - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию объектов окружающей природы и мира, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и правильность речи. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление. В процессе познания «задействованы» все таланты, способности познающего субъекта в их единстве и взаимодействии. В процессе познания участвуют органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия.

II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

 «Чудесный мешочек»

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

3.

Виды деятельности детей

Игровая  «Чудесный мешочек»

Коммуникативная (Свободное общение по  теме НОД)

Двигательная: физминутка

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

- разъяснение

- беседа

- обьяснение

 -обращение к опыту детей

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:

- приучение (внимательно слушать и выполнять задание),

- упражнение (запомнить),

-  просьба:  (повторить).

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

-  наглядность (картинки)

-  проблемные ( в случае необходимости)

- ситуации успеха( похвалить всех детей );

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

  Беседа об овощах, посуде.

Игра «Чудесный мешочек»

Словесные: уточняющие вопросы к детям 

Наглядные:

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное: беседа

Речевое развитие:

Физическое развитие: выполнение двигательных упражнений. 

6.

Возрастная группа

Вторая младшая

7.

Цель

Формирование  у детей навыка  познавательного развития;

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой;

8.2

учить обобщать и классифицировать предметы «овощи», «посуда»;

Знает и называет «овощи», «посуда»;

8.3

научить детей отличать предметы природного и рукотворного мира;

Знает предметы природного и рукотворного мира;

8.3

 Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

Отвечает на вопросы

8.4

воспитывать бережное отношение к природе и предметам.

Адекватная  самооценка

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Чудесный мешочек, кукольная  посуда : кастрюля, сковорода, нож, ложка, вилка,   овощи: огурец,  морковь, помидор, капуста,2 подноса

11.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

 


2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Ребята, сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.

(воспитатель обращается к гостям)

- Давайте с гостями поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Вы пришли сегодня к нам,        

Рады мы всегда гостям.

1.2

Мотивация деятельности детей

- Ребята, посмотрите  какой  мешок нам прислал зайка. Он  попросил помочь ему.

1.3

Целеполагание

 Послушайте какая история с ним  приключилась. Ехал дедушка с базара  через лес. Вез в мешке покупки для бабушке, да не заметил как обронил мешок. Лежит мешок под кустиком,  а мимо  зайчик скачет. Любопытно зайчику , что  же в мешке? Заглянул и решил,что растет на грядке возьмет себе, а что куплено  в посудной лавке пусть остается в мешке.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

-Как вы думаете, что же было в мешке? ( овощи, посуда)

-Почему?

-Почему зайчик решил взять себе, что растет на грядке?

- Это съедобное.

 -Для чего нужны овощи?

-кушать

Ребята, предметы которые человек получает от природы и не делает своими руками можно назвать  «предметы созданные природой». Их можно отнести к природному миру.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

К природному миру относятся все овощи, фрукты, животные и многое другое, что создала природа.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

- Почему зайчику не понадобилась посуда?(он зверь живет в             лесу, пищу не варит

-Для чего нужна посуда?

-Откуда она взялась в магазине?(ее сделали мастера и привезли в магазин продавать)

- Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать «предметы, созданные руками человека». Их можно отнести к рукотворному миру. К рукотворному миру относятся посуда, мебель, одежда и все, что человек делает своими руками.

Давайте с вами поиграем! Вставайте все со своих стульчиков и идите играть.

- Молодцы, ребята, садитесь на свои места.

Хотите посмотреть, что же лежит в мешочке? Сейчас вы по очереди будите подходить и вынимать из мешочка по одному предмету ,и мы их разложи на два подноса: предметы природного мира – овощи – положим на один поднос, для зайчика, а  предметы рукотворного мира – посуду - на другой  для бабушки.(Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, называют, к какому миру он относится: рукотворному или природному)? Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос. «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Какой поднос отдадим для бабушки? А какой мы оставим зайчику? Умницы, вы все предметы разложили правильно.

Физкульминутка: «Зайка».

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

-Ребята, что мы положили на этот поднос?

-Это предметы природного или рукотворного мира?

-Почему вы так думаете?

-Какой  поднос оставим зайчику?

-Какой поднос отдадим  для бабушке?

-Умнички, вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы!

 

3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Чтение художественной

литературы

 Чтение  произведений. загадывание загадок

В детском саду

1.2

Игровая деятельность

Игры  по познавательному развитию

В детском саду и в семье

1.3

Двигательная деятельность

Выполнение   упражнений на согласование слова с движением

В детском саду

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рассматривание  иллюстраций

В детском саду

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Игры по познавательному развитию «Чей домик?», «Кто что ест?»

В детском саду

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1В.В. Гербова – Развитие речи в детском саду.

Вторая  младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

2.Н.Ф. Губанова – Развитие игровой деятельности.

Вторая  младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

3.О.В.Дыбина.Ознакомление  с предметным и социальным окружением.

 Вторая  младшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...