Исследовательский проект в младшей группе «Волшебница - соль»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Олейник Яна Григорьевна

Цель проекта:

Формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_sol.docx464.06 КБ

Предварительный просмотр:

G:\атеестация 2022\ОБОБЩЕНКА\волшебница соль.png

Тип  проекта: 

  • познавательно -  исследовательский;
  • краткосрочный.

Сроки реализации: с13 марта по 17 марта

Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы: Олейник Я.Г.

Цель проекта:

Формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.

Задачи:

  1. Выяснить: что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся.
  2. Стимулировать познавательный интерес ребёнка: исследовать свойства и качества, разновидности соли опытным путём, в группе вырастить кристаллы  соли.
  3. Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат,  радоваться процессу и результату.
  4. Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к профессиям соляной промышленности.

Проблема:

Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.

Актуальность:

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности.    Исследовательская, поисковая  деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из разных областей  для решения одной проблемы и применять их на практике. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое  соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах и качествах, разнообразии. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью. Вырастят кристаллы. А самое главное, научатся работать в команде,  будут терпимее друг к другу.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап

Подбор методической литературы для педагога.

Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.

II. Основной этап

Изучение с детьми познавательной и научной литературы.

Беседы с детьми по данной тематике.

Разучивание поговорок и пословиц о соли.

Исследование соли и её свойств. Знакомство с её разновидностями.

Изготовление поделок из солёного теста, рисование солью.

Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».

III. Заключительный этап

Презентация проекта «Необыкновенное - рядом».

Подведение итогов реализации проекта.

Краткая аннотация проекта

Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Предполагаемый результат:

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенности соли, её свойствах и качествах и разновидностях. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Вырастили кристаллы. У детей повысился познавательный интерес, развиты коммуникативные навыки. Умеют работать в  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

План реализации проекта

Дата

Мероприятие

Деятельность

13.03.2017 по 17.03.2017

  1. Сбор образцов соли

Морская, каменная, поваренная

  1. Беседы

  1. Что мы знаем о соли и о ёё свойствах? 
  2. «Что такое соль, для чего она нужна?» 
  3. «Что мы хотим узнать о соли?» - содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.        
  1. Подбор познавательной, научной и методической литературы

Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации - анализ литературы для организации осуществления исследования.

  1. Знакомство с художественными произведениями.  

Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли.

  1. Опытно-экспериментальная деятельность

  1. «Соль хрустит»;
  2. «Соль растворяется в воде»;
  3. «Соль растворяется в холодной и горячей воде»;
  4. «Выращивание кристаллов соли»

6.Творческая мастерская.

1. Рисование нетрадиционной техникой «Восковой мелок +соль» - Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.

2. Лепка из солёного теста -содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста

7.Презентация

«Необыкновенное рядом»

I. Подготовительный этап

  • Подбор научной, познавательной и методической литературы.
  • Работа с родителями, папки – передвижки «Соль-друг, соль-враг», «Полезные советы»

II. Основной этап

Каждый день мы встречаемся с солью. Она стала уже привычной для детей и взрослых

Так что же такое соль?

«Что нам следует сделать после этого?»:

  • «Подумать самостоятельно»
  • «Спросить у другого человека»
  • «Посмотреть в книгах»
  • «Посмотреть по телевизору»
  • «Понаблюдать»
  • «Провести эксперимент».

Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде; один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу.

Соль - самая древняя из специй.

Слово соль произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals» – означающего «море»

В стародавние времена соль была ценнейшим товаром и стояла в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами. В Древнем Риме соль ценилась даже выше, чем золото.

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу; без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.

На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Про соль есть много загадок, пословиц.

Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль)

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает (соль)

Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.

Применение соли:

Соль применяют в пищевой промышленности.

Соль — это не просто приправа.

Она может быть использована по хозяйству в любом месте вашего дома. Соль может быть использована и в составе косметического средства, и как моющее средство. Она может помочь вам при стирке, устранить неприятные запахи и засоры в трубах и многое другое.

Без технической соли не может обойтись и производство стекла, бумаги, соды и стирального порошка.

Наибольшее распространение соль техническая получила как довольно эффективное орудие борьбы с обледенением дорог в зимний период.

Соль достаточно широко применяется в медицине – как в народной, так и в традиционной.

Какова же суточная норма соли для здорового человека? Прежде считали, что в сутки человек должен получать около 10-15 грамм поваренной соли. Согласно новому заявлению ученых, суточная норма потребления соли не должна превышать 6 грамм (чайная ложка).

Каждый день мы видим соль. Она стала уже привычной для детей и взрослых.

Но, оказывается, с солью можно провести очень много занимательных опытов. Разгадывайте тайны вместе, комментируйте все свои действия и по завершении опыта объясните, почему так произошло. Это поможет малышу по-новому взглянуть на знакомые ему продукты и предметы и приобрести новые знания.

Важно помнить!

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Практическая часть:

Опыт № 1

«Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 2

«Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется.

Опыт № 3

«Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод:

Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт № 4

 «Выращивание кристаллов»

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.

III. Заключительный этап

Выводы:

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Усиленно работали в творческой мастерской : красили соль восковыми мелками и декорировали ими баночки, лепили из солёного теста и рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
  3. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
  4. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  5. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  М., 2005 г.
  6.  www. oproduktah.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для младшей группы "Волшебница - Вода"

Образовательный проект "Познавательное развитие" (ознакомление с неживой природой)...

Познавательно- исследовательский проект в старшей группе "Волшебница - вода"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА       Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно...

Краткосрочный проект в младшей группе "Волшебница вода"

В процессе исследовательской деятельности, игры и практических опытов с водой у детей формируются познавательные способности; развивается умение устанавливать простейшие взаимосвязи в природе; формиру...

Исследовательский проект в младшей группе «Волшебница - соль»

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятел...

Творческо-исследовательский проект в подготовительной группе «Волшебница бумага».

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидател...

Исследовательский проект В младшей группе «Волшебница - соль»

Актуальность:    Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехо...