Проект «Что такое Осень?»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Усова Наталья Назаровна

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Цель проекта: Создание условий для совершенствования у детей представления об осени, ее характерных особенностях и признаков.

Задачи проекта:

Задачи для детей:

закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, с цветовой гаммой, присущей осени; продолжать формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе; воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Задачи для родителей:

приобщать родителей к совместной творческой и исследовательской деятельности с детьми.

Задачи для педагогов:

- создать в группе условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- создать партнерские отношения с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах экологического развития детей.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги

Вид проекта: исследовательский, познавательно-речевой, творческий.

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь.

Описание деятельности в ходе проекта:

1 этап - подготовительный:

- Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.

- Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.

- Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.

- Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

2 этап – основной:

Познавательное развитие:

ОД «Прогулка в осенний лес»; «Перелетные птицы»; «Осенние хлопоты»;

Цель: Создание условий для расширения у детей представления о многообразии и пользе осенних даров природы, жизнь диких зверей и птиц.

Рассматривание и обследование: муляжей и трафаретов овощей,

фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?».

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

-за красотой и богатством осенних красок;

-за цветником;

-за перелетными птицами;

-за насекомыми;

-за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:

 «Деревья и кустарники нашего детского сада»;

«Ищем приметы осени».

Цель: Создание условий для развития у детей умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»;

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;

«Почему я люблю (не люблю) осень?».

Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

Рассматривание иллюстраций и картин осени.

Просмотр презентаций с ИКТ : «Осень», «Перелетные птицы», «Почему желтеют листья», «Где зимуют насекомые?».

Речевое развитие:

ООД «Осень и её краски» .

Цель: для систематизации Создание условий знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»;

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.

Цель: Создание условий для развития у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

Словесные игры: «Опиши словами осень!»; «Осень в лесу»; «Вспомни – назови»; «Один – много»; «Будь внимательным»; «Осенние деревья»; «Подбери действие».

Цель: Создание условий для развития у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи.

Чтение художественной литературы:

Рассказы: Катаев В. «Мухомор»; «Грибы». Лопатина А. «Грибная аптека; Пришвин М. «Листопад», «Осенние листочки»; Скребицкий М. «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме»; Соколов – Микитов Г.И. «Листопадничек»; Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»; Сладков И. «По грибы», Ушинский К. «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; Шим Э. «Храбрый опенок».

Сказки: Афанасьева М. «Красивые грибы»; Белых С. «Спор деревьев»; Скребцова М. «Разговорчивая берёзка».

Стихи: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»; К. Бальмонт «Осень»; И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…». Пословицы, поговорки, приметы об осени .

Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья собирается на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес».

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы».

Цель: Создание условий для развития интереса у детей к экологическим играм.

Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом».

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Четвертый лишний», «Грибы, ягоды», «Чей лист?», «Сбор урожая».

Художественно-эстетическое развитие:

ОД (Рисование) «Ветка рябины» .

Цель: Создание условий для закрепления умения у детей передавать в рисунке характерные черты ветки рябины.

ОД (Лепка) «Фрукты на тарелке».

Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний о фруктах, развитие умения передавать более точную форму фруктов и вазы.

ОД (Аппликация) «Овощи» .

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Овощи».

Рассматривание: картины Левитана «Золотая осень», иллюстраций на тему «Осень в лесу»

Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.

Слушание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Октябрь»; Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж»

Пение: «Веселый огород»; «Осень золотая» слова и муз. Л. Старченко; «Осень, осень, осень».

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».

Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…».

Цель: Создание условий для формирования у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени.

Физическое развитие:

Беседы: «Как одеваться осенью?»; «Если хочешь быть здоровым».

Цель: Создание условий для развития у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!»; «Бывает-не бывает»; «Хитрая лиса»; «Перелёт птиц»

Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи».

Цель: Создание условий для формирования у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.

Физкультминутки: «Клён»; «Листопад»; «Грибы»

Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капусту рубим…», «Птицы».

Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.

Массаж: «Дождик»

Зрительная гимнастика (Снятие зрительного напряжения).

Трудовое воспитание:

Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для гербария), уборка опавшей листвы, подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвой.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»; «В мире животных»; «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?»

Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться , добиваться результата труда общими усилиями.

Для родителей были выставлены рекомендации и консультации по осенней тематике.

3 этап – подведение итогов проекта (итоговое мероприятие)

- проведение праздника «Краски осени»

4 этап – презентация проекта:

Продукт проекта: Праздник « Краски осени»; Презентация «Что такое Осень?».

Ожидаемые результаты:

У детей сформированы представления об осени, как времени года, её характерных признаках, дарах. Отражают полученные знания в различных видах детской деятельности. Активный словарь детей обогащен эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему. Родители вовлечены в педагогический и творческий процесс работы группы, заинтересованы в сотрудничестве с детским садом.

Дальнейшее развитие проекта: Реализация проекта по всем временам года «Зима», «Весна», «Лето».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt_chto_takoe_osen.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8

Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

Проект
«Что такое Осень?»
 

Автор проекта:

Воспитатель Усова Н.Н.

Усть-Кут, 2021 г.

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Цель проекта: Создание условий для совершенствования у детей представления об осени, ее характерных особенностях и признаков.

Задачи проекта:

Задачи для детей:

закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, с цветовой гаммой, присущей осени; продолжать формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе; воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Задачи для родителей:

приобщать родителей к совместной творческой и исследовательской деятельности с детьми.

Задачи для педагогов:

- создать в группе условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- создать партнерские отношения с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах экологического развития детей.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги

Вид проекта: исследовательский, познавательно-речевой, творческий.

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь.

Описание деятельности в ходе проекта:

1 этап - подготовительный:

- Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.

- Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.

- Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.

- Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

2 этап – основной: 

Познавательное развитие:

ОД «Прогулка в осенний лес»; «Перелетные птицы»; «Осенние хлопоты»;

Цель: Создание условий для расширения у детей представления о многообразии и пользе осенних даров природы, жизнь диких зверей и птиц.

Рассматривание и обследование: муляжей и трафаретов овощей,

фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?».

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

-за красотой и богатством осенних красок;

-за цветником;

-за перелетными птицами;

-за насекомыми;

-за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:

 «Деревья и кустарники нашего детского сада»;

«Ищем приметы осени».

Цель: Создание условий для развития у детей умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»;

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;

«Почему я люблю (не люблю) осень?».

Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

Рассматривание иллюстраций и картин осени.

Просмотр презентаций с ИКТ : «Осень», «Перелетные птицы», «Почему желтеют листья», «Где зимуют насекомые?».

Речевое развитие:

ООД «Осень и её краски» .

Цель: для систематизации Создание условий знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»;

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.

Цель: Создание условий для развития у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

Словесные игры: «Опиши словами осень!»; «Осень в лесу»; «Вспомни – назови»; «Один – много»; «Будь внимательным»; «Осенние деревья»; «Подбери действие».

Цель: Создание условий для развития у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи.

Чтение художественной литературы:

Рассказы: Катаев В. «Мухомор»; «Грибы». Лопатина А. «Грибная аптека; Пришвин М. «Листопад», «Осенние листочки»; Скребицкий М. «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме»; Соколов – Микитов Г.И. «Листопадничек»; Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»; Сладков И. «По грибы», Ушинский К. «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; Шим Э. «Храбрый опенок».

Сказки: Афанасьева М. «Красивые грибы»; Белых С. «Спор деревьев»; Скребцова М. «Разговорчивая берёзка».

Стихи: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»; К. Бальмонт «Осень»; И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…». Пословицы, поговорки, приметы об осени .

Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья собирается на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес».

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы».

Цель: Создание условий для развития интереса у детей к экологическим играм.

Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом».

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Четвертый лишний», «Грибы, ягоды», «Чей лист?», «Сбор урожая».

Художественно-эстетическое развитие:

ОД (Рисование) «Ветка рябины» .

Цель: Создание условий для закрепления умения у детей передавать в рисунке характерные черты ветки рябины.

ОД (Лепка) «Фрукты на тарелке».

Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний о фруктах, развитие умения передавать более точную форму фруктов и вазы.

ОД (Аппликация) «Овощи» .

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Овощи».

Рассматривание: картины Левитана «Золотая осень», иллюстраций на тему «Осень в лесу»

Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.

Слушание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Октябрь»; Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж»

Пение: «Веселый огород»; «Осень золотая» слова и муз. Л. Старченко; «Осень, осень, осень».

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».

Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…».

Цель: Создание условий для формирования у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени.

Физическое развитие:

Беседы: «Как одеваться осенью?»; «Если хочешь быть здоровым».

Цель: Создание условий для развития у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!»; «Бывает-не бывает»; «Хитрая лиса»; «Перелёт птиц»

Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи».

Цель: Создание условий для формирования у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.

Физкультминутки: «Клён»; «Листопад»; «Грибы»

Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капусту рубим…», «Птицы».

Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.

Массаж: «Дождик» 

Зрительная гимнастика (Снятие зрительного напряжения).

Трудовое воспитание:

Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для гербария), уборка опавшей листвы, подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвой.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»; «В мире животных»; «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?»

Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться , добиваться результата труда общими усилиями.

Для родителей были выставлены рекомендации и консультации по осенней тематике.

3 этап – подведение итогов проекта (итоговое мероприятие)

- проведение праздника «Краски осени»        

4 этап – презентация проекта:

Продукт проекта: Праздник « Краски осени»; Презентация «Что такое Осень?».

Ожидаемые результаты: 

У детей сформированы представления об осени, как времени года, её характерных признаках, дарах. Отражают полученные знания в различных видах детской деятельности. Активный словарь детей обогащен эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему. Родители вовлечены в педагогический и творческий процесс работы группы, заинтересованы в сотрудничестве с детским садом.

Дальнейшее развитие проекта: Реализация проекта по всем временам года «Зима», «Весна», «Лето».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Дети неправильно оценивают свои поступки и поступки соих товарищей...

Проект. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Формирование навыков альтернативной агрессии

Проект. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Формирование навыков альтернативной агрессии...

Совместный детско-взрослый проект «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Долгосрочный проект расчитаный на три года (для детей 4-7 лет). Цель проекта: формирование у дошкольников доброжелательных отношений в процессе совместной театрально – игровой деятельности....

Проект "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Проект направлен на формирование навыков общения у дошкольников, воспитание культуры поведения....

Проект "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Проект направлен на формирование навыков общения у дошкольников, воспитание культуры поведения....

Проект «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Проект«Что такое хорошо и что такое плохо?»...

Образовательный проект" Что такое хорошо и что такое плохо ".

Проект составлен для старших дошкольников .Цель - как сформировать нравственные првычки у детей, перерастающие в прочные нравственные навыки, поиск ответа на вопросы" Что такоехорошо и что такое ...