Занятие для детей старшей группы по ознакомлению их с поэтом С.А. Есениным.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Баринова Юлия Михайловна

Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Сергея Есенина, воспитание любви к родному краю на основе его поэзии.

Задачи:

1.Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова,

2. Развивать у детей интерес к произведениям рязанского поэта.

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_sergeyu_eseninu.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей старшей группы по ознакомлению их с поэтом С.А. Есениным.


Автор: Баринова Юлия Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 137» г.Рязани.

Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Сергея Есенина, воспитание любви к родному краю на основе его поэзии.

Задачи:

1.Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова,

2. Развивать у детей интерес к произведениям рязанского поэта.

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.

Предварительная работа: разучивание стихов, народных игр, беседы о родном крае.

Оборудование: книги С. Есенина, фотографии и слайды, фонотека песен на слова С. Есенина, музыкальный центр, проектор, костюм для бабушки, яблоко для игры.

Ход занятия:

Дети садятся, перед ними на столе стоит портрет С.А.Есенина.

(сюрпризный момент – входит бабушка С. Есенина)

Бабушка: Здравствуйте, дети. Зовут меня Наталья Евтеевна. Я - бабушка великого русского поэта - Сергея Есенина и сегодня расскажу вам о нём много интересного! Посмотрите, вот он на портрете. Его имя известно во всем мире! Сергей Есенин (повторить с детьми). А я воспитывала его, когда он был маленьким.

Когда Серёже было 2 года, его мама уехала на заработки в город Рязань, а мы с дедушкой остались воспитывать Серёженьку в селе Константиново.

Серёжа очень любил своё село и считал его самым красивым местом на земле и не только село, но и весь родной край, свою Россию.

Сергей Есенин очень любил свою Родину. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия. Какое хорошее слово. И «роса»; и «сила»; и «синее что-то.»

  Поэт много стихотворений посвятил неповторимой красоте родной природы. Вот какую картину об осени нам представляет поэт.

(слайд)

Стихотворение «Нивы сжаты…»

1.Ребенок: Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

 Бабушка: А вот как нам поэт представляет зимний пейзаж.

(слайд)

Стихотворение «Пороша»

2.Ребенок: Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

3.Ребенок: Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Бабушка: Сергей Есенин говорил, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки просыпается природа.

(слайд)

Стихотворение «Черемуха»

4.Ребенок: Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

5.Ребенок: А рядом, у проталинки,

В траве между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Бабушка: А еще он очень любил играть в разные народные игры. А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в игру, которую знал и играл мой внук Сереженька.

Игра «Золотые ворота»

Играют 6-20 человек. Выбирают двух игроков. Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота».

Игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота пропускают не всегда:

первый раз прощается, второй - запрещается,

а на третий раз -  не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них.

Бабушка: Ещё Серёжа был большой охотник до сказок, и сам был большой фантазёр. Я ему рассказываю, а если сказка с плохим концом, ему не нравилась, он переделывал ее на свой лад. Когда он вырос, он написал стихотворение про мои сказки…

стихотворение «Бабушкины сказки»

Ребенок: В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

Ребенок: И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.


Бабушка: Когда Серёжа подрос, он полюбил вечерние посиделки, когда собирался народ с гармошками, пели, плясали… а сам Серёжа с малых лет умел и любил играть на балалайке, и он был отменным плясуном.

А вы умеете веселиться и плясать? Тогда заведем русскую народную плясовую…

(Играет русская народная мелодия «Барыня»,

дети показывают произвольные движения под музыку, садятся)

Бабушка: Эх так всего и не расскажешь, а давайте  отправимся с вами на родину Есенина: в село Константиново, находиться оно в Рыбновском районе Рязанской области. Я вам предлагаю поплыть туда на катере «Заря». Наше путешествие возьмет свое начало от пристани Рязанского Кремля.
(слайд 4)
Мы пойдем вверх по течению реки Оки. Проходите на катер, присаживайтесь и наслаждайтесь просторами.
(слайды природы)
- Катер причалил к пристани села Константиново.
(слайд)
-Дети, выходите на причал и продолжим наше путешествие экскурсию
по старинному русскому селу.
(слайды села)
Бабушка: Это село раскинулось на рязанщине, на берегу реки Оки, где великолепные пейзажи природы.

Мы с Сережей очень любили гулять. А как-то ходили в лес, стали перекликаться, и Серёжа запомнил, какое в лесу звонкое эхо…А потом и стих написал –

По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.

Ау!

давайте поиграем в такую игу: «Ау!», становитесь в круг.

Игра «Ау!»

Дети стоят в кругу. Водящий стоит в центре, закрыв глаза. Дети идут по кругу и проговаривают слова:

«Мы находимся в лесу

Мы зовём тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовёт тебя, узнай!»

Один из детей, на кого укажет воспитатель, громко произносит: «Ау!». Водящий должен узнать товарища по голосу. (Игра повторяется 2 раза. Дети садятся.)


Бабушка: На нашем пути смотровая площадка, с большим портретом поэта и часовня.
(слайд)
-Пройдя немного вперед слева от нас Церковь Казанской иконы Божьей Матери. В этой церкви крестили маленького Сережу.
(слайд)
-Перед нами в самом центре села стоит бронзовый памятник поэту. Так же был посажен парк, с дорогими сердцу поэта деревьями: берёзы, клёны, сирень, липы, рябины.
(слайд)
-А рядом дом-музей Сергея Есенина.
(слайд )
-В нем родился и вырос Сергей Есенин – великий русский поэт.
(слайд)
-Родился Сергей Александрович 21 сентября 1895 года.
Семья Есениных была крестьянская, но не бедная.
(слайд)
-Отца звали Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдоровна Титова
(слайд)
-Сергея Александровича с малых лет воспитывал дед Титов Федор Андреевич. Он и привил внуку любовь к книгам и природе.
- А сейчас ребята я вас попрошу пройти к столу, где мы с вами рассмотрим экспозиции дома. (дети проходят к столу, где лежат фотографии)

-Будучи прославленным на всю Россию поэт приезжал в родной дом, чтобы отдохнуть душой.
В тёплую часть дома ведут просторные сени.
Войдя в дом - обратите внимания на кухню с русской печью и предметами домашнего обихода.
На столе стоит «дедовский» самовар.
Напротив кухни – прихожая с печью-голландкой.
На кровати около печки спал поэт, когда был в гостях у родителей.
Просторная, светлая комната - горница. Вот часы из дерева, стол с
керосиновой, зеленой лампой.
Пройдя в глубь, мы окажемся в комнате мамы поэта. Вот её одежда и шушун, в нем она ходила на дорогу, смотрела вдаль, ожидая сына.
-Теперь я вас приглашаю в сад. Но прежде чем туда попасть давай те с вами отдохнем.
Физкультминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)


(дети проходят к другому столу)
Бабушка: Усадьба Есениных не пустует: круглый год поклонники поэзии стремятся увидеть край, подаривший миру великого поэта.
- А теперь ребята я вам предлагаю отправить в земскую школу.
(дети проходят к третьему столу, где разложены фото школы поэта)


- Вот и подошла пора возвращать в детский сад.
Наш катер отходит от пристани. Но чтоб наш путь казался короче, предлагаю послушать песню на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая»

Бабушка: Ребята на набережной тоже есть памятник Сергею Есенину, смотрите.

 (Слайд).

Ребенок: Простой, российский парень,

С кудрявой головой,

Стоит теперь в Рязани

В металле, как живой.

К берёзовому ситцу,

К Рязанскому Кремлю,

Спешу я поклониться

Поэту моему! 

Бабушка: - Вот мы и вернулись в детский сад.

 Пора мне с вами прощаться.


Рефлексия:
Бабушка: Вам понравилось наша экскурсия по селу?
Где мы сегодня побывали?
А что больше всего произвело впечатление?

Бабушка: ну до свидания мои хорошие!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ: Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ:Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»Цель:Формирование знаний об истории земли русской.Нравственных качеств по отношен...

Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с народным декоративным искусством и аппликации из ткани на ткани «Красивый платок»

Продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлово - посадские платки). Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах ...

Занятие для детей старшей группы по ознакомлению их с поэтом С.А. Есениным.

знакомство детей с фактами из биографии Сергея Есенина, воспитание любви к родному краю на основе его поэзии....

Занятие №3 из проекта на тему «Волшебница водица». Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира; развивать наблюдательность, учиться анализировать и делать выводы. Расширять представление детей о разнообразии природ...