Занятие для детей старшей группы по ознакомлению их с поэтом С.А. Есениным.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Сергея Есенина, воспитание любви к родному краю на основе его поэзии.
Задачи:
1.Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова,
2. Развивать у детей интерес к произведениям рязанского поэта.
3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_sergeyu_eseninu.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для детей старшей группы по ознакомлению их с поэтом С.А. Есениным.
Автор: Баринова Юлия Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 137» г.Рязани.
Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Сергея Есенина, воспитание любви к родному краю на основе его поэзии.
Задачи:
1.Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова,
2. Развивать у детей интерес к произведениям рязанского поэта.
3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.
Предварительная работа: разучивание стихов, народных игр, беседы о родном крае.
Оборудование: книги С. Есенина, фотографии и слайды, фонотека песен на слова С. Есенина, музыкальный центр, проектор, костюм для бабушки, яблоко для игры.
Ход занятия:
Дети садятся, перед ними на столе стоит портрет С.А.Есенина.
(сюрпризный момент – входит бабушка С. Есенина)
Бабушка: Здравствуйте, дети. Зовут меня Наталья Евтеевна. Я - бабушка великого русского поэта - Сергея Есенина и сегодня расскажу вам о нём много интересного! Посмотрите, вот он на портрете. Его имя известно во всем мире! Сергей Есенин (повторить с детьми). А я воспитывала его, когда он был маленьким.
Когда Серёже было 2 года, его мама уехала на заработки в город Рязань, а мы с дедушкой остались воспитывать Серёженьку в селе Константиново.
Серёжа очень любил своё село и считал его самым красивым местом на земле и не только село, но и весь родной край, свою Россию.
Сергей Есенин очень любил свою Родину. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия. Какое хорошее слово. И «роса»; и «сила»; и «синее что-то.»
Поэт много стихотворений посвятил неповторимой красоте родной природы. Вот какую картину об осени нам представляет поэт.
(слайд)
Стихотворение «Нивы сжаты…»
1.Ребенок: Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Бабушка: А вот как нам поэт представляет зимний пейзаж.
(слайд)
Стихотворение «Пороша»
2.Ребенок: Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
3.Ребенок: Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Бабушка: Сергей Есенин говорил, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки просыпается природа.
(слайд)
Стихотворение «Черемуха»
4.Ребенок: Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
5.Ребенок: А рядом, у проталинки,
В траве между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Бабушка: А еще он очень любил играть в разные народные игры. А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в игру, которую знал и играл мой внук Сереженька.
Игра «Золотые ворота»
Играют 6-20 человек. Выбирают двух игроков. Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота».
Игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:
Золотые ворота пропускают не всегда:
первый раз прощается, второй - запрещается,
а на третий раз - не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них.
Бабушка: Ещё Серёжа был большой охотник до сказок, и сам был большой фантазёр. Я ему рассказываю, а если сказка с плохим концом, ему не нравилась, он переделывал ее на свой лад. Когда он вырос, он написал стихотворение про мои сказки…
стихотворение «Бабушкины сказки»
Ребенок: В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
Ребенок: И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.
Бабушка: Когда Серёжа подрос, он полюбил вечерние посиделки, когда собирался народ с гармошками, пели, плясали… а сам Серёжа с малых лет умел и любил играть на балалайке, и он был отменным плясуном.
А вы умеете веселиться и плясать? Тогда заведем русскую народную плясовую…
(Играет русская народная мелодия «Барыня»,
дети показывают произвольные движения под музыку, садятся)
Бабушка: Эх так всего и не расскажешь, а давайте отправимся с вами на родину Есенина: в село Константиново, находиться оно в Рыбновском районе Рязанской области. Я вам предлагаю поплыть туда на катере «Заря». Наше путешествие возьмет свое начало от пристани Рязанского Кремля.
(слайд 4)
Мы пойдем вверх по течению реки Оки. Проходите на катер, присаживайтесь и наслаждайтесь просторами.
(слайды природы)
- Катер причалил к пристани села Константиново.
(слайд)
-Дети, выходите на причал и продолжим наше путешествие экскурсию
по старинному русскому селу.
(слайды села)
Бабушка: Это село раскинулось на рязанщине, на берегу реки Оки, где великолепные пейзажи природы.
Мы с Сережей очень любили гулять. А как-то ходили в лес, стали перекликаться, и Серёжа запомнил, какое в лесу звонкое эхо…А потом и стих написал –
По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.
Ау!
давайте поиграем в такую игу: «Ау!», становитесь в круг.
Игра «Ау!»
Дети стоят в кругу. Водящий стоит в центре, закрыв глаза. Дети идут по кругу и проговаривают слова:
«Мы находимся в лесу
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ну-ка глазки закрывай,
Кто зовёт тебя, узнай!»
Один из детей, на кого укажет воспитатель, громко произносит: «Ау!». Водящий должен узнать товарища по голосу. (Игра повторяется 2 раза. Дети садятся.)
Бабушка: На нашем пути смотровая площадка, с большим портретом поэта и часовня.
(слайд)
-Пройдя немного вперед слева от нас Церковь Казанской иконы Божьей Матери. В этой церкви крестили маленького Сережу.
(слайд)
-Перед нами в самом центре села стоит бронзовый памятник поэту. Так же был посажен парк, с дорогими сердцу поэта деревьями: берёзы, клёны, сирень, липы, рябины.
(слайд)
-А рядом дом-музей Сергея Есенина.
(слайд )
-В нем родился и вырос Сергей Есенин – великий русский поэт.
(слайд)
-Родился Сергей Александрович 21 сентября 1895 года.
Семья Есениных была крестьянская, но не бедная.
(слайд)
-Отца звали Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдоровна Титова
(слайд)
-Сергея Александровича с малых лет воспитывал дед Титов Федор Андреевич. Он и привил внуку любовь к книгам и природе.
- А сейчас ребята я вас попрошу пройти к столу, где мы с вами рассмотрим экспозиции дома. (дети проходят к столу, где лежат фотографии)
-Будучи прославленным на всю Россию поэт приезжал в родной дом, чтобы отдохнуть душой.
В тёплую часть дома ведут просторные сени.
Войдя в дом - обратите внимания на кухню с русской печью и предметами домашнего обихода.
На столе стоит «дедовский» самовар.
Напротив кухни – прихожая с печью-голландкой.
На кровати около печки спал поэт, когда был в гостях у родителей.
Просторная, светлая комната - горница. Вот часы из дерева, стол с
керосиновой, зеленой лампой.
Пройдя в глубь, мы окажемся в комнате мамы поэта. Вот её одежда и шушун, в нем она ходила на дорогу, смотрела вдаль, ожидая сына.
-Теперь я вас приглашаю в сад. Но прежде чем туда попасть давай те с вами отдохнем.
Физкультминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
(дети проходят к другому столу)
Бабушка: Усадьба Есениных не пустует: круглый год поклонники поэзии стремятся увидеть край, подаривший миру великого поэта.
- А теперь ребята я вам предлагаю отправить в земскую школу.
(дети проходят к третьему столу, где разложены фото школы поэта)
- Вот и подошла пора возвращать в детский сад.
Наш катер отходит от пристани. Но чтоб наш путь казался короче, предлагаю послушать песню на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая»
Бабушка: Ребята на набережной тоже есть памятник Сергею Есенину, смотрите.
(Слайд).
Ребенок: Простой, российский парень,
С кудрявой головой,
Стоит теперь в Рязани
В металле, как живой.
К берёзовому ситцу,
К Рязанскому Кремлю,
Спешу я поклониться
Поэту моему!
Бабушка: - Вот мы и вернулись в детский сад.
Пора мне с вами прощаться.
Рефлексия:
Бабушка: Вам понравилось наша экскурсия по селу?
Где мы сегодня побывали?
А что больше всего произвело впечатление?
Бабушка: ну до свидания мои хорошие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ: Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ:Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»Цель:Формирование знаний об истории земли русской.Нравственных качеств по отношен...
Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с народным декоративным искусством и аппликации из ткани на ткани «Красивый платок»
Продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлово - посадские платки). Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах ...
Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему " Песок"
Конспект занятия...
Занятие для детей старшей группы по ознакомлению их с поэтом С.А. Есениным.
знакомство детей с фактами из биографии Сергея Есенина, воспитание любви к родному краю на основе его поэзии....
Конспект открытого занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Незнайка в стране насекомых»
Сформировать обобщённое понятие «насекомые»....
Занятие №3 из проекта на тему «Волшебница водица». Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.
Цель: развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира; развивать наблюдательность, учиться анализировать и делать выводы. Расширять представление детей о разнообразии природ...