ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekologiya.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ
Баклашкина Л.С., Пирязева И.В. ГБДОУ детский сад № 100 Фрунзенского района, г. Санкт-Петербурга
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья.
Как же научить детей беречь и охранять природу, и все живое, что нас окружает? Уже в младшем дошкольном возрасте развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении в природе.
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
В своей работе с детьми мы опирались на следующие направления экологического воспитания дошкольников:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу экологической работы педагогов и родителей — научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Для того, чтобы удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями мы использовали в своей работе экологическую сказку. Экологическая сказка - это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно-правильного отношения к различным природным объектам.
Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию об окружающем ребенка мире природы. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей.
Экологические сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. Она будет воспитывать у детей понятие о природе как о целостно-окрашенном мире. Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
В нашей работе с детьми мы используем как русские народные сказки ( Репка, Ледяная избушка), так и авторские.
Нам повезло, автор сказок работает у нас в детском саду.
Старший воспитатель, профессиональный писатель – Кирюшатова Татьяна Николаевна. Цикл её сказок позволил нам определить работу с детьми на весь учебный год. Главные герои – дети, сверстники наших дошколят, постоянно взаимодействуют с природой и её обитателями, узнают что-то новое, интересное, познавательное. В нашей группе появились друзья, которые увлекают детей в мир природы, учат любить и беречь её, обогащают детей полезными знаниями. Это позволило нам в своей работе получить положительные результаты.
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
«Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
В.А. Сухомлинский
Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с через познавательно- исследовательскую деятельность
Презенттация...
Презентация "Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Экологическое воспитание в детском саду....
«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...