Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
статья на тему
В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Одной из острейших проблем современности является экологическая проблема. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. В этих условиях экологическое образование является неотъемлемой частью образовательного пространства ДОУ.
Учитывая важность обозначенной проблемы, было определено приоритетное направление в работе нашего детского сада – экологическое воспитание дошкольников. Перед коллективом была поставлена цель: обновление содержания работы по экологическому воспитанию в ДОУ.
Для достижения поставленной цели работа велась в нескольких направлениях:
- Овладение педагогами передовым опытом экологического воспитания и обучения и повышение их экологической культуры.
- Создание развивающей среды экологического содержания.
- Выработка единой стратегии взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников, развитие экологического сознания, экологической культуры родителей.
Прежде всего большое внимание было уделено вопросам повышения квалификации педагогов в данном направлении. Были организованы консультации, семинары, Советы педагогов, деловые игры, где рассматривались вопросы экологического воспитания. Эти мероприятия повысили уровень теоретических знаний и практических умений педагогов в организации природоохранной деятельности с детьми. На семинаре «Современные методы и формы экологического воспитания дошкольников» педагоги познакомились с новыми технологиями: экологический проект, экологический тренинг, экологическая акция.
Экотренинг способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому, детям прививается этическая и моральная ответственность за каждое живое существо. Опыт проведения экологических тренингов показывает, что у детей значительно расширяется чувственный опыт при общении с природными объектами, также они дают заметный оздоровительный эффект - снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому.
В экологических проектах организуется разнообразная исследовательская деятельность детей, где педагоги используют новые технологии. Воспитателями старших групп для организации исследований используется «исследовательский фартук», что поддерживает интерес детей к ознакомлению с окружающим миром, к исследовательской деятельности, развивает творческие способности дошкольников, способствует развитию умений самостоятельно добывать знания.
В практику работы педагогов прочно вошел «метод моделирования». Педагогами разработаны и постоянно используются различные виды моделей, что способствует развитию у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию о животном и растительном мире.
Для детей, проявивших особенный интерес к исследовательской деятельности, были организованы занятия в кружке «Юные исследователи». На занятиях дети проводят различные опыты и эксперименты, свои наблюдения и выводы фиксируют в Дневниках наблюдений.
Разнообразие применяемых форм и методов в работе с детьми по экологическому воспитанию позволяет решить весь комплекс задач: у детей не только накапливаются знания о природных объектах, но и формируется осознанное отношение к природе, самому себе как к части природы,
Одной из особенностей в организации работы по экологическому воспитанию следует отметить активность самих воспитателей. Свободный обмен опытом за «круглым столом», участие в экологических акциях вооружают педагогов новыми знаниями и способствуют творческому подъему. Педагоги разрабатывают сценарии и проводят различные мероприятия и успешно представляют свой опыт работы на профессиональных конкурсах.
В перспективе планируем на территории детского сада проложить «экологическую тропу». Педагогами разрабатываются маршруты, определяются видовые точки. Во время экскурсий, прогулок по «экологической тропе» дети будут учиться наблюдать, экспериментировать, делиться своими впечатлениями, у них будут формироваться навыки ориентирования во времени и пространстве, они будут делать зарисовки с натуры.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников организуется в тесном взаимодействии с родителями. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, сделать родителей своими помощниками и союзниками.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, было проведено анкетирование, которое позволило выявить, что 47% родителей не осознает важности экологических проблем; а 38% родителей считают, что ребенок без вмешательства взрослых научится любить и ценить природу.
Для родителей были организованы консультации, семинары. На родительском собрании «Экология в жизни ребенка» была организована выставка поделок из природного материала «Удивительное рядом», родителям были предложены рекомендации по организации наблюдений в природе, по уходу и содержанию животных в доме, родители были проинформированы о том, как организована работа по экологическому воспитанию в детском саду. Это позволило повысить уровень экологической грамотности родителей, повысить активность участия родителей в экологических проектах и акциях.
Мониторинговые исследования уровня экологической воспитанности дошкольников показывают, что у детей сформирован широкий круг представлений о природе, они уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются им следовать. Дети старшего возраста проявляют самостоятельность, наблюдательность, коммуникабельность в ходе реализации собственных исследовательских проектов.
Рекунова Н.Л., старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1 «Рябинка»
г. Нефтеюганск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с через познавательно- исследовательскую деятельность
Презенттация...
Презентация "Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Экологическое воспитание в детском саду....
Формы работы с детьми по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
опыт работы...
«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...