Статья "Формирование основ экологической культуры дошкольников"
статья по окружающему миру (средняя группа)
Формирование экологического сознания у детей - важная проблема нашего времени. Над этой проблемой работают многие педагоги, учёные экологи.
В настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озёра; в окружающей среде накапливаются не разлагающиеся отходы.
Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Вновь и вновь приходится говорить о биосфере, в которой живое вещество и среда обитания связаны и взаимодействуют между собой. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством - один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, детском саду, школе, институте. Вот почему современные учёные исследуют проблемы экологии комплексно, изучают разные её аспекты, в том числе и педагогический.
Основная задача педагогики в области экологического образования - сформировать экологическое сознание подрастающего поколения. Главная цель формирования экологического сознания ребёнка - это воспитание правильного отношения к природе; к себе и другим людям как части природы; к вещам и материалам природного происхождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekologicheskoe_soznanie.docx | 13.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитанием любви к природе необходимо заниматься с детства. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в дошкольном детстве происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребёнка - формирование личности. В
этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Поэтому педагоги большое внимание уделяют данному возрасту и ставят перед собой задачу - формировать у детей экологическое сознание, фундамент которого составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе.
Поэтому перед педагогами ставится ещё одна задача определить, какие способы и средства наиболее эффективны при формировании экологического сознания дошкольников.
В процессе обучения и воспитания детей используются многообразные средства, они позволяют лучше усвоить знания, формируют опыт познавательной и практической деятельности. Выбор средств формирования экологического сознания дошкольников зависит от игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, от их познавательно-психических возможностей, от анатомо-физиологического развития.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Экологические игры стимулируют высокий уровень интереса и мотивации, закрепляют представления о растительном и животном мире, приучают любить и беречь природу.
Поэтому игра является предметом изучения в формировании личности дошкольника. Экологические игры стимулируют высокий уровень интереса и мотивации, закрепляют представления о растительном и животном мире, приучают любить и беречь природу. Игра всегда несёт дух непринуждённости и раскованности, благодаря чему большое количество детей вовлекается в процесс экологического образования. Поэтому игра нами будет рассмотрена как средство формирования экологического сознания дошкольников.
Ещё одним важным видом деятельности детей дошкольного возраста, который может повлиять на экологическое сознание является труд в природе. Среди видов труда, к которым приучают в детском саду, большое значение имеет выращивание растений и уход за ними; уход за животными, сбор и использование природного материала. Поэтому труд в природе мы тоже будем рассматривать как средство формирования экологического сознания дошкольников.
Особый интерес детей дошкольного возраста вызывает продуктивная деятельность, так как у детей появляются положительные эмоции от результатов собственного ручного труда. Если организовать конструирование из природного материала, или моделирование с экологической тематикой, то у ребёнка будут закрепляться, уточняться знания об объектах природы, а это важно для формирования экологического сознания.
Большое значение в формировании экологического сознания ребёнка имеет окружающая его среда. Если жизнь peбёнка будет окружена миром живой и не живой природы, если он будет находиться в постоянном общении с природой, то он лучше осознает необходимость бережного отношения к ней. Окружающая среда может включать в себя различные информационные средства : технические, художественную литературу, детские журналы, наглядные пособия, модели - и, если, данные средства будут содержать экологическую информацию, то они будут влиять на экологическое сознание дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по экологическому воспитанию «Привитие основ экологической культуры дошкольникам»
Программа по экологическому воспитанию дошкольников в МБДОУ, рассчитанная на четыре года обучения...
План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".
ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"
Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...
Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.
Цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.
Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.
Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска.Текст к презентации....
План работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем" 2019-2020 учебный год
Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....