Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.
презентация к уроку (подготовительная группа)
Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска.Текст к презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_vystuplenie_ekologiya_2.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска.
Тема моей работы – формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.
В последнее время, все чаще в средствах массовой информации говорят о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами. Проблема засорения пластиком особенно актуальна в современном обществе. (слайд 2 ) Многие детские сады, в том числе и наш, участвуют в акции Всероссийского общества охраны природы «Садики за раздельный сбор мусора». (слайд 3 ) Сотрудники, родители и дети собирали макулатуру, батарейки, пластиковые крышки и бутылки. Одни ребята гордились:
- Мы большую коробку бумаги принесли!
Другие огорчались:
- А у нас нет макулатуры.
- Мама сказала, что мы завтра батарейки принесем, - отвечали третьи.
Ребята интересовались, спрашивали:
- Куда отвозят макулатуру?
- Зачем собираем крышки?
- Что будут делать?
Вопросов становилось больше с каждым днем. Я понимала, что глубокого, полного ответа дать детям не могу. Моих знаний не хватает для того, чтобы у детей появилось осознанное понимание проблемы.
Провели анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. ( слайд 4 ) Выяснили:
100% - считают важным компонентом экологическое воспитание дошкольников.
100% - считают, что состояние здоровья ребенка зависит от состояния окружающей среды.
32 % - используют все предложенные формы экологического воспитания. Беседы с ребенком о природе, подкормка птиц, отдых на природе, наблюдение за природными объектами, чтение литературы природоведческого содержания, объясняете необходимость раздельного сбора мусора.
68% - используют предложенные формы частично.
16% - ходят в зоопарк, выращивают овощи и ягоды на даче, приносят в детский сад макулатуру и батарейки, раздельно собирают мусор.
100% - знакомят детей с правилами поведения в породе.
58 % - хотят получить от детского сада информацию по экологическому воспитанию детей: важность растений и животных для природы, интересную информацию о природе, о природе родного края, как раздельно собирать мусор.
42 % - не ответили на этот вопрос.
100 % - хорошо оценили работу детского сада по экологическому воспитанию.
Проведя анализ анкеты, вспоминая вопросы детей, я пришла к выводу, что проблему бытовых отходов нужно решать не только путем поиска новых технологий переработки мусора, но и с помощью экологического воспитания. Поведение ребенка должно быть осознанным, мотивированным. И к выводам о том, что мусору не место в лесу, в городе, в озере он должен прийти самостоятельно, хотя и под чутким руководством взрослого, на примерах ближайшего окружения детского сада. (слайд 5 цель, задачи)
Поэтому я спланировала работу в этом направлении и поставила цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика.
Задачи:
- Формировать понимание элементарных законов природы. В природе все взаимосвязано и все зависит друг от друга.
- Формировать представления детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.
- Закреплять знания детей о свойствах различных материалов.
- Развивать внимание, мышление, воображение, речь.
- Создавать условия для успешного продуктивного взаимодействия ребенка с воспитателем и сверстниками.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
В ходе бесед на темы «Откуда берется мусор?», «Что делать с мусором?», «Что мы приносим из магазина?» дети узнали, что мусор – это отходы человеческой деятельности, они бывают разные. Ребята рисовали предметы из пластика, которые покупают в магазине с родителями. (слайд 6 )
Мы решили выяснить, какой мусор исчезает (разлагается) в природе, а какой остается. Для этого провели экспериментальную деятельность «Как разлагается разный мусор?». В начале лета закопали разный мусор на глубину 20 см: пластиковую бутылку, лист бумаги, яблочный огрызок. В начале осени откопали, рассмотрели результаты и нарисовали. (слайд 7 )
Мусор | Бумага | Пластиковая бутылка | Яблочный огрызок |
Июнь 2019г | |||
Сентябрь 2019г | Стала очень мягкой, легко рвется. Отдельные кусочки разного размера. | Без изменений, стала грязной. | Почти ничего не осталось. |
Мы с детьми сделали вывод: пластик совсем не изменился; пищевые отходы исчезли; бумага очень изменилась, почти исчезла. Поэтому пластик нельзя выбрасывать в природу надо собирать в специальный контейнер. Пищевые отходы и бумагу можно закопать.
Беседуя на тему «Пластик вокруг нас» ребята, используя знания и собственный опыт, находили в группе предметы из пластика и рассказывали о них. (слайд 8 ) Рассуждали о полезных и отрицательных свойствах пластика. Ребята рассказали:
Из пластика можно делать хорошие игрушки.
Они яркие, разноцветные.
Такими игрушками удобно играть они легкие.
Из пластика можно делать разные баночки, бутылочки для йогурта, лимонада, витаминов.
Хорошо, что пластик нельзя разбить как стекло.
Плохо, что предметы из пластика можно сломать. Вспомнили пластиковые лопаты, которые ломаются на прогулке.
Плохо, что пластик не исчезает (не разлагается) в природе. Вспомнили эксперимент. Поэтому чтобы не загрязнять окружающую среду его надо не выбрасывать, а собирать и перерабатывать.
Я решила сделать многофункциональное дидактическое пособие – макет «Сохраним природу. Переработка пластика » (слайд 9) чтобы создать условия для моделирования и формирования понимания возможности вторичного использования бытовых предметов из пластика.
Макет использую при организации разных форм деятельности с дошкольниками.
В совместной деятельности для решения проблемных ситуаций с использованием моделирования. Для формирования экологических понятий (вред для окружающей среды, перерабатываемые отходы пластика ) .
В самостоятельной игровой деятельности по инициативе детей: режиссерские игры, моделирование реальных ситуаций, ИЗО деятельность.
В индивидуальной работе для формирования и закрепления навыков.
Работу с макетом проводила последовательно по этапам. Сначала появилась зеленая лужайка (слайд 10). Это фанера 60/80 см, обтянутая зеленым флисом. Выросли деревья (слайд 11), появились животные. Чтобы животные могли пить ребята предложили сделать реку с озером (слайд 12). Водоем я вырезала из голубого фетра.
- А где же рыбки? – спросили дети. Появились и рыбы ( слайд 13). Ребята увлеченно играли на макете:
- Еще выросли деревья.
- Кабан пошел попить воды.
- Медведь тоже хочет пить.
- Какой красивый у нас лес получился.
Потом на макете появился дом. Хорошо жить в красивом месте рядом с лесом на берегу озера (слайд ).
После этого беседовали на темы «Природа и мусор», «Куда выбросить мусор?» (слайд 14). Моделировали на макете ситуацию «Мусор в лесу». Ребята комментировали:
- Нельзя мусор в лес, животные могут отравиться.
- Будешь выбрасывать мусор, и природа будет грязной.
- Животные убегут, и лес погибнет (слайд 15).
- Давайте уберем мусор, и будет красивый лес.(слайд)
Ребята сказали, что река, в которую попал мусор грязная. Я предложила сделать еще одну речку из темно-синего фетра, детям очень понравилось. Они охотно меняют водоемы в зависимости от ситуации.
Решали проблемные ситуации «Что делать, если мусор попал в реку?» (слайд 16). Придумали, что приплывет катер и соберет мусор. Сказали, что нельзя бросать мусор в воду. Ребята понимают, что мусор наносит вред окружающей среде.
На следующем этапе знакомила детей с правилами раздельного сбора мусора. Для этого проводила беседы «Что такое раздельный сбор мусора?», «Разделяй и сохраняй». Играли в дидактическую игру «Раздельный сбор мусора» (слайд 17 ). Все дети хотели быстрее положить мусор в правильный бак для отходов. Подсказывали, поправляли друг друга. Моделировали на макете ситуации «Нет баков для раздельного сбора мусора» (слайд 18). Ребята предложили сделать баки самим. Отвезти мусор на перерабатывающий завод.
После этого рассказывала о работе завода по переработке пластика. Смотрели видео по теме. Из дальнейших бесед с детьми поняла, что необходимо сделать иллюстрированный альбом о работе такого завода. Чтобы ребята могли в любой момент рассмотреть, представить все этапы работы завода. Решали проблемную ситуацию « Нет завода по переработке пластика». Ребята предложили построить такой завод.(слайд 19)
Моделируя ситуации по собственной инициативе, ребята заметили, что в магазине «Чудеса из пластика» мало товаров, не все могут купить то, что хотят. Решили сделать (нарисовать) разные товары самостоятельно ( слайд 20 ), чтобы все могли покупать.
Работа по теме продолжается. Мы вместе с детьми и их родителями готовимся к весенней акции «Садики за раздельный сбор мусора». Собираем макулатуру, батарейки, пластиковые крышки. Делаем плакат «Круговорот пластика», чтобы наглядно показать весь путь пластика от покупки в магазине до переработки и изготовления новых полезных вещей. Начали с детьми сочинять и иллюстрировать экологическую сказку о переработке пластика.
Уже сейчас ребята стали задумываться о поступках людей их окружающих и своих собственных. Об их последствиях для природы. Делают выводы:
- Нельзя мусор выбрасывать в природу.
- Чтобы мусора не было в природе его надо увозить на переработку.
- От мусора вся природа погибает.
Замечаю, что полученную информацию дети используют в жизни. Родители воспитанников стали рассказывать, что ребята интересуются вопросами переработки бытовых отходов. Спрашивают, почему не выбрасываем пластиковые бутылки в специальный бак. Настаивают, что это необходимо. В магазине хотят узнать, из переработанного пластика сделаны бутылки.
Ребята начинают понимать, что в природе все взаимосвязано. И очень многое зависит от каждого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".
ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.
Цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.
Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
План работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем" 2019-2020 учебный год
Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры дошкольников в процессе знакомства с окружающим миром»
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, поэт...
Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
Формирование у детей начал экологической культуры...
Семинар для педагогов «Формирование экологической культуры дошкольников в процессе познания окружающего мира» - 2023.
Развитие творческого потенциала, компетентности в сфере экологии и повышение профессионального мастерства педагогов....