Конспект ОД в подготовительной группе "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ефременкова Надежда Викторовна

Закреплять знания детей о перелётных птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_perelyotnye_ptitsy.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Перелётные птицы» в подготовительной группе

Тема Перелётные птицы

Цели занятия :

- закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, перелёт).

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, водоплавающие);

- учить образовывать причастие от глагола;

- учить образовывать существительные с уменьшительно–ласкательными суффиксами в единственном числе;

- побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;

- активизировать употребление в речи прилагательных, причастий.

Развивающие:

- развивать связную речь, зрительную память, внимание;

- развивать вебральную и двигательную память, выразительность речи и пантомимики, воображение;

Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к птицам, чувства сострадания ко всему живому, желание прийти на помощь.

Материалы: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», картины с изображением зимы и лета, мяч.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: А о чё м мы сегодня будем разговаривать узнаете отгадав загадку:

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали! Это ….(птица)

Воспитатель: Верно, сегодня мы будем беседовать о птицах. Вы же много знаете о птицах. А у меня для вас есть игра. Вставайте скорей в круг.

1. Дидактическая игра с мячом «Какая птица»

Птица которая поёт – поющая птица;

Птица которая щебечет – щебечущая птица;

Птица которая улетает – улетающая птица;

Птица которая кормит – кормящая птица :

Птица которая плывёт – плывущая птица;

Птица которая кричит – кричащая птица;

Птица которая голодает – голодающая птица;

Птица которая идет – идущая птица;

Птица которая клюёт – клюющая птица;

Птица которая сидит на ветке – сидящая птица на ветке.

2. Сюрпризный момент: приход Старичка – Лесовичка. Беседа.

С. Л. : Кашляет. Здравствуйте ребята. Я тут по лесу ходил - бродил, да и зашёл к вам. Что – то в моём лесу тихо. Не слышно птичьи голосов. Куда все птицы подевались, не пойму? Не то проспал, не то не доглядел. А вы не знаете куда все птицы делись?

Дети: Улетели в тёплые края.

С. Л. : Улетели в тёплые края? А почему? Им что в моём лесу не нравится?

Дети: Потому что становится холодно, нечего кушать. Насекомые попрятались, собран урожай.

Воспитатель: Ты садись Старичок – Лесовичок и послушай, а ребята тебе расскажут. Много знают -O-?

С. Л. : Расскажите?

Дети: Расскажем.

Воспитатель: В природе птицы улетают в три этапа. Как вы думаете, какие птицы улетают первыми?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Первыми улетают быстрокрылые насекомоядные птицы — это птицы, которые питаются насекомыми. А так как насекомые прячутся перед холодами самыми первыми, то этим птицам нечего кушать и они улетают. А какие это птицы? (скворец, ласточка, кукушка, трясогуска, иволга, соловей). Как их отличить? Знаете? По клюву: он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых.

Воспитатель: Затем улетают…Верно, зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Это овсянка, чиж, жаворонок. Они улетают тогда, когда собран урожай, ягоды и семена покрылись первым снегом, а на полях перепахана земля. Давайте ещё раз рассмотрим, какие птицы улетают вторыми.

Воспитатель: Позже всех улетают дикие утки, гуси и лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы. Это водоплавающие птицы.

Воспитатель: Молодцы! А вы хотите поиграть! Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте.

3. Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы».

Дети закрывают глаза, а когда открывают видят две картины – лето и зима.

Воспитатель: Какое время года изображено на этой картине?

Дети: Лето.

Воспитатель: Верно. А у нас сейчас какое время года? (осень). А где мы сейчас можем найти лето? Где оно живёт? (на юге). Там солнышко, тепло и птицы улетают туда. Какие птицы улетают на юг?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: А на этой картине какое время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Верно. А здесь остаются, какие птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А теперь каждый из вас превращается в ту птицу, которая у вас на картинке. Когда музыка остановится каждая птица должна улететь на своё место. Туда, где светит солнышко и тепло – улетают перелётные птицы, а где зима и холодно – зимующие. Подумайте, кто из вас улетит на юг, а кто останется зимовать. Полетели!

Воспитатель: Давайте посмотрим, все ли птицы нашли своё место? Ну ка посмотрите не залетела ли к вам чужая птица? А к вам?

4. Дидактическая игра «Найди птенца».

Воспитатель: Послушайте загадки.

По весне к нам с юга мчится Он прилетает каждый год

Чёрная, как ворон птица. Туда, где домик ждёт,

Для деревьев наших врач - Чужие песни петь умеет,

Насекомых ест всех … (грач) А всё же голос свой имеет. (скворец)

Жить чужим птенцам мешает, Встала птица на ходули.

А своих она бросает. Ищет корма по пути.

И в лесу возле опушки На бегу ли, на ходу ли,

Счёт годам ведёт… (кукушка) Ей с ходулей не сойти. (Журавль)

Пёстрая крякуша, Птица медленно плывёт,

Ловит лягушек. Словно белый параход.

Ходит вразвалочку, Горделива и красива,

Спотыкалочку. (утка) Терпелива и пуглива. (лебедь)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеей, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

Воспитатель: Ребята, у все взрослых есть дети. У людей – это вы, ребята. У животных – детёныши. И у птиц тоже есть детёныши, а называются они птенцами. У каждой птицы свои детёныши. Давайте посмотрим у какой птицы кокой птенец.

У грача – грачонок;

У аиста – аистёнок; (аистята)

У журавля – журавлёнок;

У кукушки – кукушонок;

У лебедя – лебедёнок;

У скворца – скворчонок;

У утки – утёнок.

Воспитатель: А теперь мы поиграем. Берите картинки. Мамы сидят в своём гнезде, а птенцы летают. Музыка закончилась, мама подлетает к своему птенцу (и наоборот).Раз, два, три, мама деточку найди (детка мамочку найди).(Сели)

5. Словообразование.

Давайте рассмотрим птиц поподробней. Посмотрите

У грача крылья чёрные, какой? чернокрылый;

У соловья голос звонкий, он какой? (звонкоголосый);

У аиста (журавля) ноги какие? (длинные, он какой? … (длинноногий);

У аиста (журавля) клюв клюв? (длинный, он какой?. (длинноклювый);

У трясогуски хвост какой? (длинный, она какая?. (длиннохвостая);

У ласточки крылья какие? (острые, она какая? (острокрылая);

У лебедя шея какая? (длинная, он какой? … (длинношеей);

У лебедя ноги какие? (красные, он какой? … (красноногий);

6. Стихотворение с движениями «Хочу быть птичкой».

Встали возле стульчиков:

Я по улице гулял, (Дети делают движения указательным и средним пальцами рук, обозначающие ходьбу).

Галок и ворон считал: (Скрещивают перед собой кисти рук, имитируя птиц).

Раз два, три, четыре, пять, (Загибают поочерёдно пальцы рук, начиная с большого,

Буду я считать опять. а затем с мизинца).

Рот открыл, смотрю я в небо, (Поднимают голову вверх).

Вправо, влево. Я там не был. (Делают повороты головой).

Птичкой захотел я стать (Частот взмахивают руками через стороны

И руками стал махать. вверх, вниз, кисти напряжены).

Крылья вверх и крылья вниз, (Плавно взмахивают руками.

Только слышен ветра свист. (Вращают указательными пальцами рук,

поднятых вверх).

Я подпрыгнул, - чтоб взлететь, (Подпрыгивают).

Но пришлось на землю сесть. (Приседают).

7. Задачка.

Воспитатель: А теперь для вас задачка, птиц сумейте посчитать.

Было их сначала пять.

Одна улетела, а другие запели.

Сколько их пело? (4)

И пели четыре, пока не сморила усталость,

Одна улетела, и сколько осталось? (три)

Сидели втроём им немного скучалось,

Две улетели, а сколько осталось? (одна).

Воспитатель: Молодцы! Вод видишь, Старичок – Лесовичок, как много знают о птицах наши ребята.

С. Л. : Да, порадовали вы меня ребята. Вы не только много знаете, но и хорошо умеете считать. Посмотрите, какая нарядная и яркая птица сидит рядом со мной. Она не улетела в тёплые края. Почему?

Дети: Это снегирь, он не улетает. Это зимующая птица.

Л. С. : Мой снегирь не просто так прилетел к вам в гости. Он в благодарность за то, что вы так много знаете о птицах принёс вам угощенье. Ну а мне пора в лес возвращаться. Впереди зима долгая, буду лес охранять да сказки сочинять. А вы знаете сказки о птицах?

Дети: Да. «Гуси – Лебеди», «Гадкий утёнок», «Серая шейка», «Дикие лебеди»

Л. С. : Молодцы! До свидание.

Воспитатель: Старичку – Лесовичку понравилось как рассказывали о птицах. Скажем всем до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе "Птицы"

Расширение знаний о птицах, способах, развивать навыки передавать изображение тела  птиц штрихами....

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД в подготовительной к школе группе по рисованию «Сказочная птица»

Программное содержание: 1. Развивать мышление, предлагая детям выделять сходства и различия сказочных и реальных птиц. 2. Развивать воображение при создании сказочного образа птицы в коллективной ко...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект НОД в подготовительной группе "Птицы возвращаются с весной. "Познавательное развитие".

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Пти...

Конспект занятия в подготовительной группе “Птицы Краснодарского края"

 Конспект занятия в подготовительной группе “Птицы Краснодарского края"  Цель: Расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах Краснодарского края. Познакомить с особ...

Конспект НОД в подготовительной группе "Птицы"

В ходе занятия дети уточнят представления о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц....