Конспект НОД в подготовительной группе "Птицы возвращаются с весной. "Познавательное развитие".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чаркина Анна Альбертовна

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Птицы возвращаются с весной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 87 «Исток»

Приморского района

Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группе

по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

на тему «Птицы возвращаются с весной»

Чаркина А.А.

 воспитатель высшей

квалификационной категории

Санкт – Петербург

2018

Тема: «Птицы возвращаются с весной»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная, игровая, продуктивная, двигательная.

Цель непрерывной образовательной деятельности: формирование представлений детей об изменениях в жизни птиц с наступлением весны, о взаимосвязи живой и неживой природы.

Задачи непрерывной образовательной деятельности:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Обобщить знания детей о признаках весны.

Закрепить знания о перелётных птицах.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Обогащать активный словарь детей.

Развивать фонематический слух.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Развивать интерес к жизни птиц.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Воспитывать любовь ко всему живому.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

Развивать внимание, творческое воображение.

Закреплять умение выражать свои мысли посредством рисования.

Способствовать формированию эстетического восприятия музыки.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развитие общей моторики и мелкой моторики рук.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о временах года; беседа о перелётных птицах; заучивание стихотворений о птицах; слушание рассказов о природе; выставка рисунков «Весна идёт».

Методы и приёмы: использование игровых технологий; беседа, коллективная работа; здоровьесберегающие технологии.

Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозапись капели, голосов птиц, спокойной музыки, ноутбук, два фланелеграфа.

Демонстрационный материал: подборка иллюстративного материала из интернета – изображения различных птиц на карточках с липучками (для фланелеграфа),

конверт с письмом: «Приглашаем вас в весенний лес», с вложенными пёрышками, веточками, сухоцветом, отпечатками следов птиц на бумаге; корзиночка с угощением и письмом «Это вам подарок от лесных птиц».

Раздаточный материал: на каждого ребёнка: контейнер с конвертом, с вложенной разрезанной картинкой птички, цветными карандашами, листом бумаги для рисования нежно голубого цвета 21см х15см.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

  1. Вводная часть

Воспитатель собирает детей в круг.

- Ты – мой друг, и я – твой друг.

  Собрались все дети в круг.

  Вместе за руки возьмёмся,

  И друг другу улыбнёмся!

- Отгадайте, ребята, мою загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад!

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?..

(Ответы детей).

- Да, это время года - весна!

Воспитатель приглашает детей сесть на свои места и показывает слайд..

(Слайд 2. «Весна»)

- Ребята, а какая весна?

(Ответы детей)

- Да, ребята, весна – тёплая, светлая, радостная, солнечная, зелёная, прекрасная, добрая.

Скажите, ребята, а какие чудеса происходят весной?

(Ответы детей)

- Да, ребята, весной природа пробуждается: тает снег, появляются проталины. Набухают почки деревьев и кустарников, появляются  первоцветы: мать-и-мачеха, подснежники, пробивается травка…

- Ребята, смотрите - нам прислали письмо. Откроем и прочитаем, что там написано: «Приглашаем вас в весенний лес». Кто же нас приглашает? Подписи нет. В конверте ещё что-то лежит! (воспитатель достаёт пёрышки, веточки, «следы» птиц) Кто же это оставил? Как вы думаете, кто же нас пригласил?

(Ответы детей)

- Отправимся в путешествие? А как мы попадём в весенний лес?

(Ответы детей)

- Я предлагаю послушать волшебную капель. Закроем глаза и послушаем. Она и приведёт нас в весенний лес.

(Дети закрывают глаза, слушают капель).

(Аудиозапись – капель).

  1. Основная часть.

- Открывайте глазки! Вот мы и оказались в весеннем лесу.

Слайд 3. Весенний лес.

(Аудиозапись голосов птиц).

- А вот и пение птиц! Это они пригласили нас в лес! Давайте пофантазируем. Если бы птицы умели говорить как люди, словами. О чём бы они рассказали нам в своих весенних песнях?

(Ответы детей)

- Да, мы бы услышали о том, как прекрасна наша Земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами! А самое главное, что именно весной прилетают к нам птицы, несут её на своих крыльях!

- Какие же птицы прилетели к нам, и пригласил нас в лес?

(Воспитатель показывает слайды, дети отгадывают загадки, называют птиц).

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.  (Грач).

Слайд 4. Грач.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех поёт нам трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей).

Слайд 5. Соловей.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка).

Слайд 6. Ласточка.

Не ворона, не синица,

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «Ку-ку»! (Кукушка).

Слайд 7. Кукушка.

- Ребята, а как называются эти птицы?

(Ответы детей).

- Правильно, это перелётные птицы. А почему их так называют?

 (Ответы детей)

- Правильно. Потому что они улетают на зиму в тёплые страны. А почему они улетают?

(Ответы детей).

- Да, им страшен голод. Перелётные птицы не приспособлены делать запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях. Замерзают реки, озёра – водоплавающим птицам негде добывать еду.

- А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если ошибусь – хлопайте в ладоши.

  Игра на внимание.

«Прилетели птицы – голуби, синицы, мухи и стрижи.

  Прилетели птицы – голуби, вороны, галки, макароны.

  Прилетели птицы – голуби, куницы, вороны и страницы.

  Прилетели птицы – голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.

  Все вы – просто молодцы!»

- Ребята, а какие птицы остаются зимовать? Как они называются?

(Ответы детей).

- Правильно, зимующие птицы.

(Воспитатель загадывает загадки, показывает слайды, дети называют птиц).

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь).

Слайд 8. Снегирь.

Спинкою – зеленовата,

Животиком – желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица).

Слайд 9. Синица.

Кар – кар – кар! Кар – кар – кар!

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением … (Ворона).

Слайд 10. Ворона.

В серой шубке перовой

И в морозы он – герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица. (Воробей).

Слайд 11. Воробей.

По дереву стучу

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой –

Червячок – то будет мой! (Дятел).

Слайд 12. Дятел.

- А как вы думаете – почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

(Ответы детей).

- Да, эти птицы не боятся морозов, у них оперенье гуще и больше, им не так холодно зимой. И они ухитряются добывать еду в самые холодные зимы.

- А теперь посмотрите на экран. Нам нужно узнать – какая птица лишняя. Почему?

Игра: «Кто лишний»?

(Воспитатель показывает слайды, где одна из четырёх птиц лишняя)

Слайд 13. Грач, соловей, ласточка, курица.

Слайд 14. Воробей, снегирь, дятел, ласточка.

Слайд 15. Ласточка, соловей, воробей, лебедь.

- Молодцы! А теперь продолжим наше путешествие.

(Воспитатель включает аудиозапись голос птиц, дети подходят к столу, на котором разложены карточки с изображением птиц).

- Разные птицы собрались на одной полянке. Давайте мы перелётных птиц посадим на одну полянку, а зимующих - на другую.

(Дети выполняют задание – прикрепляют карточки на фланелеграфе).

После этого воспитатель проводит физкультминутку.

Физкультминутка «Стая птиц».

«Стая птиц летит на юг.

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать

Надо крыльями махать.

Птички начали спускаться,

На полянку все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть».

- Наше путешествие продолжается. Возьмите в корзиночке конверт, достаньте из него  разрезанные картинки. Давайте сложим изображение и узнаем – что это за птичка?

(Воспитатель раздаёт детям задания).

Игра настольная «Сложи птичку».

(Дети складывают из разрезанных картинок изображение птиц. Каждый называет свою птичку).

- Ребята, а как вы думаете – какая самая важная забота у птиц весной?

(Ответы детей)

- Правильно, построить гнёзда. А из чего птицы строят гнёзда?

(Ответы детей)

- Да, из веточек, соломы, кусочков коры, земли. А где птицы устраивают свои гнёзда?

(Ответы детей).

- Правильно, на деревьях.

(Воспитатель показывает слайды).

Слайд 16. Птица вьёт гнездо. Слайд 17. Гнездо.

- Гнездо готово. Какая следующая забота у птиц?

(Ответы детей).

- Вывести птенцов.

Слайд 18. Птица высиживает птенцов.

Слайд 19. Птенцы

- А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах?

(Ответы детей).

- Заслышав неподалёку шум, мама-птица покидает гнездо и старается увести врагов подальше от своего домика, и даже - может погибнуть. А какие правила в лесу вы знаете?

(Ответы детей).

- Да, нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. Заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенчики погибнут.

- Ребята, а чем люди могут помочь птицам? Зимой – подкармливать тех, кто остался зимовать. А весной?

(Ответы детей).

- Правильно, можно покормить птичек, сделать скворечники. Есть птица, которая называется скворец. Для них делают специальные домики, скворечники.

Слайд 20. Скворец у скворечника.

- В них размещаются скворцы, когда возвращаются в родные края.

Слайды21, 22.

 

- Давайте нарисуем скворечник, который вы хотели бы сделать своими руками.  

(Дети рисуют скворечник).

(Звучит музыка с эффектом звуков природы, пения птиц).

- Красивые получились скворечники, птицам понравились бы такие домики!

- Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться обратно, в детский сад.

Закрывайте глазки…

(Звуки капели, музыка смолкает).

  1. Заключительная часть.

- Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили? Что нового и интересного узнали?

(Ответы детей)

- Какие птицы вам запомнились?

(Ответы детей)

- Почему нужно заботиться о птицах?

(Ответы детей)

- Теперь вы знаете о птицах очень много! Смотрите, кто-то оставил корзинку и письмо! (Воспитатель читает письмо: «Это вам подарок от лесных птиц».)  А в корзинке – угощение – лесные орешки! Угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному и речевому развитию "Приключения в космосе"

Интегрированное занятие направленное на: закрепление знания детей о космосе; знания об объемных геометрических телах, выделять их из окружающих предметов. В занятии использовались логические и ра...

Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие»Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»Разработала и провела:Новикова Татьяна Витальевна,воспитатель  ...

Конспект ООД в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие» Речевое развитие:«Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: обобщать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Методическая разработка. Конспект занятия для подготовительного к школе возраста по познавательному развитию с интеграцией в области речевого и художественно-эстетического развития на тему: "Путешествие в прошлое посуды».

Цели: ознакомление с историей посуды, с процессом её преобразования человеком.Задачи:Образовательные:Повысить уровень знаний ребенка об истории посуды; ее назначении; закрепить умение узнава...