«Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе средствами детской художественной литературы».
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Никитина Юлия Михайловна

Под ценностным отношением я понимаю способность человека воспринимать мир природы, как «разумный» и изначально целесообразный, это способность осознанно переживать свою сопричастность этому миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе средствами детской художественной литературы».     

   Под ценностным отношением я понимаю способность человека воспринимать мир природы, как «разумный» и изначально целесообразный, это способность осознанно переживать свою сопричастность этому миру.

Необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе определяется:

экологическим кризисом, необходимостью спасения природы ради нее самой;

 особенностями возрастно-психологического развития дошкольников.

          Считаю, что особенно важно ставить задачи по формированию отношения к природе в дошкольном возрасте, так как в этом возрасте возникает опасность формирования и закрепления утилитарно-прагматического отношения к природе.

           Цель работы: воспитать в ребёнке ценностное отношение к природе, понимание его необходимости для всестороннего развития личности.

   Детская природоведческая литература является одним из эффективных средств

формирования ценностного отношения к природе, так как она раскрывает на эмоционально – чувственном уровне глубинные экологические взаимосвязи и задает по средствам художественного образа неутилитарный взгляд на мир природы.     

   Задачи:

1.  Побуждать у дошкольников средствами детской художественной литературы эмоционально - положительное отношение к природным объектам, которые традиционно вызывают негативные эмоции в процессе непосредственного восприятия;

2.  Способствовать пробуждению интереса к «социальному поведению» природных объектов с помощью детской художественной литературы;

3.  Через детскую художественную литературу приобщать детей дошкольного возраста к культуре любования природными объектами и способствовать формированию потребности взаимодействовать с природными объектами с «позиции равного».

Средствами детской художественной литературы я пытаюсь

        предупредить возникновение стереотипного негативно – эмоционального отношения к природным объектам;

          создать в сознании ребенка особый образ природного объекта, который вызывал бы положительные эмоции, подготавливал бы почву для формирования позитивного отношения к нему. 

Через детскую художественную литературу способствую формированию в детях влечения к природным объектам, т.е. неосознаваемой потребности во взаимодействии с ними. Затем - интерес, т.е. устойчивое положительное отношение, выражающееся в стремлении искать новую информацию о нем. Только после этого формируется склонность к практическому взаимодействию с природным объектом, где ребенок приобретает оптимальные стратегии и технологии взаимодействия с природными объектами. Художественный образ воздействует, прежде всего, на чувства, эмоции человека.

     Создавая художественный образ, автор создает свою модель отношений ко всему окружающему его, и ему важно приобщить читателя к своим раздумьям, переживаниям по поводу природы. При анализе художественного текста стремлюсь побуждать ребенка не к пересказу внешних событий (фабулы текста), а к осмыслению внутреннего переживания, мотивов, поступков. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

Формирование у дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ в процессе физического воспитания

Формирование у детей ценностного отношения к ЗОЖ  очень важно в раннем возрасте и воспитатели должны всеми возможными методами способствовать этому....

Педагогический опыт «Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе »

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном отношении человека к миру природы.Это связано  с потребительским и часто агрессивным отношением к природе . Эти и другие негативные тенденции де...

«Формирование нравственного и ценностного отношения к природе у дошкольников.»

Природа- самое удивительное явление на свете. Как передать истинную любовь к живым созданиям, научить ребёнка необходимости защищать и охранять красоту нашего мира, уметь любоваться, наблюдать и восхи...