«Формирование нравственного и ценностного отношения к природе у дошкольников.»
статья по окружающему миру (средняя группа)
Природа- самое удивительное явление на свете. Как передать истинную любовь к живым созданиям, научить ребёнка необходимости защищать и охранять красоту нашего мира, уметь любоваться, наблюдать и восхищаться этой красотой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование нравственного и целостного отношения к природе | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
на тему
«Формирование нравственного и ценностного отношения к природе у дошкольников.»
Природа- самое удивительное явление на свете. Как передать истинную любовь к живым созданиям, научить ребёнка необходимости защищать и охранять красоту нашего мира, уметь любоваться, наблюдать и восхищаться этой красотой?
Мы все прекрасно знаем, что всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Мне хочется поговорить о воспитании ценностного и нравственного отношения к природе детей и взрослых. Иссякло духовное отношение и обогащение человека к природе. Ведь таинственный и разнообразный мир природы развивает у детей интерес, любознательность, побуждает к художественной и трудовой деятельности. Мы должны согласиться с тем, что познание тайн природы, соприкосновение с ней облагораживает человека, заставляет размышлять, творить, любить свой край, в котором ты живёшь. Огромное воспитательное значение оказывает природа, если не пропускать мимо своего взгляда интересные её явления, наблюдать их и разгадывать.
Задача воспитателей, родителей и всего окружения - научить ребёнка общаться с живой и неживой природой, бережно и заботливо к ней относиться. Имея знания, накопив опыт, дети смогут сначала совместно со взрослыми, а затем самостоятельно овладеть способами выращивания растений, ухода за животными, видеть её красоту и наслаждаться ею. Тогда уже можно будет говорить о любви к природе, родному краю.
Если научить ребёнка видеть и слушать природу, то у него появляется интерес к ней, расширяются знания, нравственные качества личности и ценностное отношение к ней, формируется характер.
Мы, воспитатели в д/с знакомим детей с природой, с изменениями в ней в разное время года, с окружающим миром., даём большой запас знаний, слов и выражений, учим наблюдать, знакомим с литературными жанрами, относящимися к природе, логически мыслить, развиваем любознательность.
Важно научить ребёнка самостоятельно применять полученные знания, опыт при общении с природой, правильно относиться к растениям и животным, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Воспитать и развить способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней, научить самостоятельно украшать природу, стремиться к этому. Подвести ребёнка к тому, что огромное значение в сохранности природы, её благостное значение для людей имеет сам человек, который стремится управлять природой, пользоваться её ресурсами и при этом не нарушая нравственных качеств. Чтоб ребёнок это понял, следует отбирать эмоционально близкие факты и явления. Процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность:
* беседы, экскурсии, наблюдения,
* исследовательская, изобразительная деятельность и конструктивная;
* игры-путешествия, подвижные игры, дидактические и творческие.
*Экологические практикумы,
* интерактивные занятия,
*творческие мастерские.
Словом- вложить максимум усилий, чтобы у детей в каждом его шаге срабатывал нравственный и ценностный инстинкт по отношению к природе; чтоб складывался патриотический характер и стиль экологического поведения.
В окружении нашего д/с имеется множество разнообразных деревьев, кустов, цветов и миниогород. Разработана экологическая тропа с паспортами на все деревья, кусты и цветы, которая помогает организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребёнок стремился познавать окружающий мир, умел устанавливать взаимосвязи, мог применять полученные знания в своей практической деятельности.
Большое значение в этом вопросе имеют самые близкие- родители, старшие друзья, которые своим примером добиваются правильного и нужного результата, прививают любовь к родному краю. Просвещение родителей помогает в экологическом, нравственном и патриотическом воспитании детей.
Принципы освоения компонентов изучения родного края.
*применение знаний в разнообразных видах практической деятельности.
*решение задач воспитания нравственных и патриотических чувств.
*создание благоприятных условий для самовыражения.
*принцип доступности: воспитание природоведческой культуры у детей, формирование начал экологической культуры:- это правильное отношение к самой природе, к людям, охраняющими и созидающими её, а так же к людям, создающим материальные и духовные ценности на её основе.
Дети по своей природе -исследователи. Исследовательская поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира – проводит опыты с разными предметами, измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды, пересыпает или формует песок и т.д. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника -главный источник для получения представлений о мире, природе.
Наша задача- помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Если мы подбираем сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, а не подаём просто сухую информацию или формулировку. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте,- так ребёнок постепенно подходит к нравственному жизненному опыту в отношении к природе.
Идея, заключающаяся в воспитании ценностного нравственного воспитания к природе.
Ведущие нравственные задачи:
*формировать нравственные качества: доброта, сострадание, внимательность, осознанное сохранение природы, привитие природоведческих навыков,
*ведение просвещения родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях, экологической направленности, мастер-классы, круглые столы, и т.д.
*научить детей самостоятельно делать оценку действиям других людей по отношению к природе.
*формирование системы экологических знаний и представлений о природе.
* развитие эстетических чувств.
*участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями и животными.
* воспитание любви к природе через общение с ней, восприятие её красоты и определение ценности в жизни человека.
*привлечение своих сверстников к бережному и сохранному отношению природы.
Экологическое воспитание детей нужно рассматривать как нравственное воспитание, т.к. в основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок- терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И, к тому же, в их труде
Всё по справедливости:
Учит снег нас чистоте,
Солнце учит доброте.
Каждый день зимой и летом
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
В.Орлов.
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему"Формирование бережного и заботливого отношения к природе у дошкольников с ОНР методом проектов.
В статье описан опыт работы по использованию с дошкольниками проектного метода....
Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе
Формирования у детей стойкого интереса к позновательно-исследовательской деятельности и безопасного отношения к природе...
Педагогический опыт «Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе »
Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном отношении человека к миру природы.Это связано с потребительским и часто агрессивным отношением к природе . Эти и другие негативные тенденции де...
План саморазвития «Формирование ценностного отношения к природе у старших дошкольников»
Тема: «Формирование ценностного отношения к природе у старших дошкольников»Актуальность, планирование на весь учебный год , работа с родителями, литература...
«Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе средствами детской художественной литературы».
Под ценностным отношением я понимаю способность человека воспринимать мир природы, как «разумный» и изначально целесообразный, это способность осознанно переживать свою сопричастность этом...
Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей
Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...
«Формирование у детей дошкольного возраста богатого внутреннего мира, системы ценностных отношений к природе «Эколята дошколята - друзья и защитники природы»
Целью данного проекта является:-формирование у детей дошкольного возраста богатого внутреннего мира;- системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру;- развитие у детей внутр...