План саморазвития «Формирование ценностного отношения к природе у старших дошкольников»
материал по окружающему миру (старшая группа)
Тема: «Формирование ценностного отношения к природе у старших дошкольников»
Актуальность, планирование на весь учебный год , работа с родителями, литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samorazvitiya_2020.docx | 52.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План саморазвития
Тема: «Формирование ценностного отношения к природе у старших дошкольников»
2019-2020 г.г
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
«Все прекрасное на Земле – от Солнца,
и все хорошее от человека.
Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю – лес, степь, горы. А
человеку нужна Родина.
Охранять природу –
значит охранять Родину».
М.Пришвин
Актуальность
Одна из самых актуальных глобальных проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество – это ухудшение экологии. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды.
Всем нам известны печальные последствия развития производства и экономики. Желание человека упростить свою жизнь упирается в законы природы, и о последствиях их нарушения общество начало задумываться только последние 20 лет. Естественно, что многие последствия уже стали необратимыми. Однако, уходя от глобальных проблем экологии, над решением которых бьются сотни ученых, стоит обратить внимание на тот вклад, которые вносим мы с вами, обычные люди. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.
Сформировать новое экологическое мышление у человека можно только с раннего детства. Поэтому дошкольное образование рассматривается как начальное и весьма значимоё звено в системе непрерывного экологического образования населения. Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций в окружающем мире. Именно в этот период заключается позитивное отношение к миру, к себе, к окружающим людям и, конечно же, к природе. Правильное представление о природе, полученное в детстве, создаёт прочную основу для дальнейшего его познания, воспитание людьми и бережного к ней отношения. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они бы оставались равнодушными. Задача воспитателя — развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явление природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться и ухаживать за растениями и животными и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Поэтому столь важно в этом возрасте интерес к познанию природного окружения, системе знаний о ее объектах и явлениях, связях и зависимостей, существующих в природе. Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного.
Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее — нет. Сохранение природы — необходимое условие существования человеческого общества .Экологическое воспитание - это сложный педагогический процесс, он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его активной деятельности, его поведения.
Огромное значение имеет формирование у детей правильного понимания природы, воспитания бережного отношения и любви ко всему живому.
Формы организации детей, методы и приемы воспитания гуманного отношения самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала, возраста детей, а так же от местных условий и природного окружения. Воспитание гуманного отношения к природе является одной из важных задач экологического воспитания. Необходимо вовремя научить детей беречь и любить природу, помогать и бережно относиться к ней.
Проблемой исследования стала разработка системы работы по воспитанию гуманного отношения к природе для детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является проблема воспитания гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: система педагогической работы по воспитанию гуманного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.
Цель работы: целенаправленная организация педагогической работы с использованием основных методов (наблюдение, труд, экскурсии, игры, словесные методы), позволяющая воспитать гуманное отношение к природе у детей .
- Задачи:
Для педагога - Изучение научно-методической литературы по данной проблеме
- Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии
- Продолжать работу над повышением научно - теоретического уровня, а образовательной области ”познавательное развитие”
- Формировать способность к творческому саморазвитию, развитию собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств
( эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
- Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения
- Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах
- для детей
- Способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социально культурному окружению.
- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
- Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая- участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.
Ожидаемый результат самообразования:
- Повышение своей компетентности в вопросах формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
- Разработка и апробирование занятий по экологии, картотек экспериментов, создание педагогических разработок по теме
- Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини - проектов, выставок по исследуемой теме
- Сообщения, выступление на педагогическом совете
- Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов
- Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
- Развивающая пространственная среда нашей группы состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль: Лаборатория « » – в ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории есть все необходимое для проведения различных опытов
- Экологический центр – в нем растут и развиваются растения, здесь есть все необходимое для ухода за ними.
- Игротека – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры.
Месяц | Тема | Программное содержание | Содержание |
Сентябрь | «Во саду ли, в огороде…» | Расширять представления детей о многообразии мира растений. Учить узнавать и правильно называть овощи, фрукты и ягоды; формировать представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии различных блюд из них. Расширять представления о способах ухода за садово - огородными растениями. | Беседа с детьми : «Растения и их значение». «Вечер загадок» Презентация «Дары осени», дем.материал «Фрукты и овощи», плакат «Овощи», «Фрукты» Д/и «Съедобное не съедобное», «Угадай с какого дерева лист и плод, «Что в корзину мы берем?» С/Р игра «Овощной магазин». П/и «Вершки – корешки», «Я садовником родился не на шутку рассердился…» Лепка: «Вылепи, какие хочешь, овощи и фрукты для игры в магазин», аппликация «Огурцы и помидоры лежат в тарелке» Ч.Х.Л. Ю. Тувим «Хозяйка однажды с базара пришла…». |
Октябрь | «Берегите животных!» | Расширять представления о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе. | Беседа «Дикие животные », о хомяке, Видео «Хомяк- чистоплотный зверек» Рассмотрение картины «Ежи» Альбом «Животные средней полосы» Плакат «Животные леса» ИКТ «Дикие животные, Белка. Лось. Волк. Кабан. Олень. Лиса. Ежик» Д.И. «Найди что опишу». н/и «Лесное лото», «Кто, где живет?»,»Загадки о животных», «Парочки» Лепка «Как маленький мишутка увидел, что из его мисочки все съедено», аппликация «Наш любимый мишка и его друзья» П/и: с прыжками «Лиса в курятнике», «Заяц и капуста». Ч.Х.Л. М.Пришвин «Рассказы о животных» «Все обо всем. Жизнь животных», энциклопедия «Тайны живой природы. Медведи». Загадки о животных, «Чудесные истории про зайца по имени Лек», А.Шевченко «Сказки Ежика Фыра», Степанов «Атлас животного мира» |
Октябрь | «Прогулка по лесу». | Расширять представления о разнообразии растительного мира. Рассказать о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.. | ИКТ «Звуки леса»,»Что такое лес?» Плакат «Лес- многоэтажный дом», «Зачем люди ходят в лес», «Этого не стоит делать в лесу» Р/и «Живая и неживая природа», «Как зовут тебя, деревце?» Н/п и «Экологический маршрут» Лепка: «Грибы», Аппликация ««На лесной полянке выросли грибы», рисование«Создание дидактической игры «Что нам осень принесла?» Ч.Х.Л. Паустовский «Рассказы о природе», Бианки ,И. Бунина «Лес, точно терем расписной» |
Ноябрь | «Осенины». | Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность, творчество. | Беседы о временах года. Альбом «Времена года» Д. И. «Природа живая и неживая», «Четыре сезона. Осень» П/и «Шел козел по лесу». Ч.Х.Л А. Майков «Осенние листья по небу кружат…» Чтение стихов о поздней осени. Бианки «Как звери готовятся к зиме», В.Бианки «Не быть лесу - мертвым» |
Ноябрь | «Пернатые друзья» | Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах. | Альбом «Птицы», работы детей на тему «Птичий домик» Д/и «Расскажи какая птица?», «Рыбы, птицы, звери» Заучивание стихотворения по мнемотаблице «Синицы Труд «Подкормка птиц» П/и «Птицы». «Перелет птиц». «Совушка», «Воробьи и кот». |
Декабрь | «Покормим птиц». | Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период ( развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость. | ИКТ «Зимующие птицы», «Где зимуют птицы?», «Где летит птица?» Акция «Кормушки» Дем. материал «Зимующие птицы» Ч.Х.Л. «Птичья столовая» |
Декабрь | « Как животные помогают человеку». | Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Развивать творческие способности. Расширять словарный запас. | Презентация «Как животные помогают человеку(лошадь, слон, верблюд, собака) Дем.материал «Деревенский дворик» Ч.Х.Л. сказки С. Козлова «Доверчивый ежик»,. Степанов «Атлас животного мира». Г.Снегирев «Караван» |
Январь | «Зимние явления в природе». | Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.. | Беседа с детьми на тему: «Зимушка - зима». «Когда это бывает» «Как мороз людям помогает». «Зимняя техника». «Зима в лесу» «Безопасность на водоемах зимой» Лепбук «Зимушка-Зима» ИКТ «Зимние виды спорта», игровые упражнения «Мы – спортсмены». «Зимние забавы» просмотр мультфильма «Опасные сосульки» Д/И «Как мы лепили снеговика». Опыты «Свойства льда» «Превращение воды в лед» «Мыльные пузыри на морозе» Лепка «Снегурочка» « Лыжник» творческая мастерская: рисование «Иней на ветке» ; песня «Что нам нравится зимой», Ч.Х.Л. В. Осеевой «На катке», М.. Садовского «Круглый год – гладкий лед». пословиц о зиме. И. Соколов – Микитов «Зима в лесу». |
Январь | «Экологическая тропа в здании детского сада». | Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. Развивать связную речь. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности. Формировать желание выступать в роли экскурсовода на пунктах маршрута экологической тропы. Развивать творческую активность. | Презентация «Волшебница зима». Опыт: «Нужно ли поливать растения?». Д/и «Экологический маршрут», Дем.материал «Травы в картинках, кубик «Садовые цветы, «Луговые цветы» Рисование «Красивое развесистое дерево зимой» .«Деревья в инее» Чтение стихотворений о зиме. В. Бианки «Стая птиц под снегом» |
Февраль | « Экскурсия в зоопарк». | Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. | Беседа «Как зимуют лесные звери», беседа об аквариумных рыбках. Макет «Зоопарка» Презентация «Зоопарк», «Животные жарких стран», «Пингвины- это птицы?» Плакат «Животные жарких стран», «Животные холодных стран» Д/и «Лесное лото», лото «Загадки о животных» П/И «Море волнуется» Работа в раскрасках «Заштрихуй картинку» Ч.Х.Л «Птичка Тарри», «Животные тропического леса» |
Март | «Мир комнатных растений». | Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе. | Лепбук «Комнатные растения» Плакат «Комнатные растения, схемы ухода за растениями Альбом «Комнатные растения» Альбом профессий Кубик «Комнатные растения» |
Март | «Водные ресурсы Земли». | Расширять представления о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений. | Беседа: «Вода – наше богатство» , «Вода друг – вода враг», «Вода в нашей жизни», «Вода вокруг нас» , «Поскорее кран закрой –осторожней будь с водой» Беседа о свойствах воды ИКТ «Водные животные», «На море», «Обитатели водоемов», «Что такое река», «Что такое-море» Мультфильм «Капитошка», «Капитошка возвращается» Д/и «Где живет вода?», «Звук, вода», «Океаны и материки», «А если бы...», «Природа и человек» , «Царство воды» Глобус Экспериментирование: «Что растворяется в воде?» Рассматривание фотографий (где в природе существует вода: “Вода и мы” иллюстрации, отражающие свойства и значение воды, разное состояние воды П/и . «Море волнуется», «Ручеек» Ч.Х.Л.А.Яким «Облака» «Животные морей и океанов» |
Апрель | «Леса и луга нашей родины» | Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать познавательную активность, творчество, инициативность. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать чувство коллективизма. | Беседа «Что такое луг? Кто бывал на лугу», «Бабочки на лугу», «Весна луг одевает, лето встречает», «В поле весной», «Что мы знаем о пчелах», «О пользе муравьев» ИКТ «Что такое-лес», «Что такое-луг»,«Насекомые- четвертый лишний» Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха» Наблюдения за насекомыми Театр. игра по сказке « Муха - Цокотуха». Кубик «луговые растения» Аппликация «Весенний ковер из одуванчиков»: Чтение М. Пришвин «Золотой луг, М. Волошин «Сказка о пшеничном зернышке», рассказ Н. Романовой «В конце лета»; о пользе муравьев » Л. Толстого рассказ В. Пескова «Лечебница под сосной»;загадки П/и «Паучок» , «Медведь и пчелы» Хороводная игра «Мы на луг ходили…» |
Апрель | «Весенняя страда» | Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др). Развивать любознательность , творчество, инициативу. | Беседа с детьми «Весной в поле». Альбом профессии, труд людей в природе Д/и «Весенние заклички». Гербарий Зарисовки на тему «Пусть всегда будет солнце», Чтение. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце». Отгадывание загадок о весне |
Май | «Природный материал – песок, глина, камни». , | Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов.. | Беседа «Какими игрушками играли наши предки». о свойствах глины, песка, камней, «Глиняные, расписные» (игрушки, посуда и т.д.) Предметные картинки по теме: «Глиняные, расписные» (игрушки, посуда). Презентации: «Как человек может использовать песок и глину в своей жизни», « Как человек может использовать камни в своей жизни». Коллекция камней Опыты с глиной и песком: «Посадим дерево», «Где вода?», «Волшебный материал», «Можно ли менять форму камня и глины», «Песочная страна», «Цветной песок», «Свойства песка и глины», «Какой песок тяжелее?». Д/и «Из чего мы сделаны» Игры со строительным материалом «Строим домики для животных» Лепка из глины посуды Рисунки на песке, песочные постройки Ч.Х.Л. Стихи и загадки, пословицы и поговорки, песенки по теме: «Природный материал: песок и глина». |
Консультации:
-«Осторожно! Ядовитые грибы»
Сообщение из опыта работы: Прикладное творчество: работа с природным материалом
Продвижение персональной страницы сайта в сети Интернет, размещение на нем своих методических материалов в портфолио сайта по теме самообразования
Социальная сеть работников образования nsportal.ru Ссылка на мой сайт: https://nsportal.ru/ustyuzhanina-oksana-leonidovna
Ссылка на мою страницу на Маам.ru: https://www.maam.ru/users/377670
Участие в профессиональных конкурсах в сети Интернет. Получение авторских сертификатов, дипломом за призовые места.
Разработка пакета методического материала в электронном виде.
Обобщение и оформление материалов в копилку ДОУ.
Изготовление пособий, макетов, коллекций работ, фоторепортажи, картотек по экспериментам.
План взаимодействия с родителями
Месяц | Форма взаимодействия | Цели |
Сентябрь | Родительское собрание ««Старший дошкольный возраст – какой он? Роль и пример взрослого в воспитании экологической культуры дошкольника» Анкетирование родителей «Экологическое воспитание» | Познакомить родителей с особенностями детей этого возраста. Ответить на интересующие родителей вопросы; выяснить интересы и предпочтения детей; познакомить с организацией работы в группе. |
Конкурс рисунков и поделок в библиотеке им.М.Пришвина «Там чудеса, там леший бродит» | Предложить родителям принять участие. | |
Выставка «Осенние грибочки» | Привлечь родителей к участию в выставке поделок | |
Разместить консультацию : «Осторожно, ядовитые грибы» | ||
Ноябрь | Создание развивающей среды для воспитания ценностного отношения к природе. | Привлечь родителей к созданию развивающей среды для воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Дед Природовед Создание альбома «Коллекция семян». |
Привлечь родителей к выставке детских рисунков: «Птичкин домик» | Оформить работы в альбом | |
Декабрь | Районная выставка «Альтернативная елка» | Предложить родителям принять участие в районной выставке «Альтернативная елка» |
Конкурс новогодних поделок «Мышкины фишки». Проводит библиотека им.М. Пришвина | Приобщить детей и родителей к совместной деятельности по изготовлению новогодних поделок, способствовать сплочению семьи | |
Январь | Компьютерная презентация « Как прекрасен этот мир» | Привлечь внимание родителей к природной красоте. |
Февраль | Создание макетов природных объектов из бросового материала | Стимулировать совместную деятельность детей и родителей в процессе изготовления макетов природы из бросового материала. |
Март | ||
Апрель | Интерактивный экологический конкурс «Мир заповедной природы. Керженский заповедник» | Дать представление родителям о необходимости воспитания гуманного отношения к природе. Предложить родителям принять активное участие в интерактивном экологическом конкурсе |
Конкурс рисунков «Земля. Природа. Будущее», посвященный Дню Земли. | Привлечь родителей к участию в конкурсе рисунков | |
Интерактивная «косолапая» викторина | Предложить родителям поучаствовать в районной интерактивной экологической «косолапой» викторине, в рамках марафона «Заповедная природа» | |
Май | Интерактивная викторина «По лесным тропинкам» | Вызвать желание принять участие в викторине |
Международный конкурс творческих работ «Прилетайте птицы с юга» | Предложить принять участие | |
Подготовка участка к летним прогулкам. | Привлечь родителей к подготовке группового участка к летней оздоровительной работе. |
Изучение методической литературы:
- Богданец Т., Экологические знания – первое представление о мире //Дошкольное воспитание, 2003, № 12, с.52
- Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
- Грецова В.Г. Воспитание у детей положительного отношения к природе – М., 1971г.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы к психологии, №6 1966
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,Просвещение, 1973, с.4
- Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с.132
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. псих.труды в 2-х томах. - М., 1986
- Игры и загадки на уроках природоведения: Метод.пособие. - С.-Пб., 1995
- Ибраимова М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным, Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с.30
- Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М., Просвещение, 1983, с.42, 74
- Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) //Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 вв. /Сост. П.А. Лебедев. –М., 1990, с.409
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология /Авт. Сост. Чижевский А.Е. М.: «Издательство АСТ-ЛТД», Олимп, 1988, с.
- Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. Мозайка-Синтез, Москва,2016
- Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М.: Мозаика- синтез, 2008.
- Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.М.2002
- Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.
- Серебрякова Т.А. –Экологическое образование в дошкольном возрасте, 2001 г
- Николаева С.Н. –Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве , М., 1995 г.
- Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование детей.- М., 1983.
- Кучер Т.В. Экологическое воспитание. – М., 1990г.
- Зверев И.Д. Охрана природы . -1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей старшего дошкольного возраста посредством комнаты экологии
Индивидуально-творческий проект на высшую категорию...
Тема: "Воспитание гуманного отношения к природе у старших дошкольников"
Опыт работы по образовательной область "Познание"...
Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
В данной статье рассмотрены проблемы экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих зако...
План саморазвития воспитателя на тему: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»
Саморазвитие - это целенаправленная непрерывная работа над самим собой, совершенствование знаний и умений в определенной сфере, развитие необходимых качеств личности.В современном обществе очень важно...
Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе у старших дошкольников.
Рекомендации для родителей по воспитанию бережного отношения к природе у детей....
Роль проектной деятельности в формировании экологических знаний и бережного отношения к природе у старших дошкольников.
На современном этапе развития педагогики повышается актуальность экологического воспитания дошкольников. Во многом это вызвано увеличением проблем загрязнения природы, а также необходимости формирован...