Образовательный проект «Россия – Родина моя» для детей дошкольного возраста.
проект по окружающему миру
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; любить свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор, народные игры. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотически
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_rossiya_-_rodina_moya.docx | 40.69 КБ |
pasport_proekta_rossiya_-_rodina_moya.docx | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 146
___________________(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 146)_____________________
664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, дом 265 А, тел. 42-76-13
Паспорт проекта « Россия – родина моя»
Наша Родина – Россия!
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Олеся Емельянова
Актуальность
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; любить свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор, народные игры. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств.
Тип проекта: информационно – творческий.
По продолжительности: долгосрочный.
По характеру контактов: внутригрупповой, внутрисадовский.
По количеству участников: групповой.
Группа разновозрастная 4-7 лет.
Сроки реализации проекта: 2019-2022год.
Руководитель проекта: воспитатель – Радченко П.А.
Участники проекта:
- Педагоги группы.
- Дети дошкольного возраста.
- Родители.
- Специалисты детского сада:
Музыкальный руководитель – Дробышевская Е.В.;
Логопеды – Радченко Е.А., Жилкина О.С.;
Психологи – Ларина П.М., Кузнецова К.С.
Инструктор по физической культуре – Опрышко Т.Л.
- Окружающий социум.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице Москве, города Иркутска, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны.
Проблемная ситуация: дети узнали, что 12 июня объявлен в нашей стране выходным днем и у них возник вопрос, какой праздник отмечается в этот день? Оказалось, что не все знают его название и чему он посвящен. Мы заговорили о символах России. Дети проявили заинтересованность и стали задавать много вопросов. Что означает официальный и неофициальный символ? Какие неофициальные символы есть у России? В процессе совместного обсуждения решили больше узнать о нашей стране, найти ответы на возникшие вопросы. Так зародилась идея совместного проекта.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России.
Задачи:
1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России.
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.
3.Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
4. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Принципы организации образовательного процесса в ходе реализации проекта:
принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок, наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.
Методы:
1. Метод проблемных вопросов.
2. Метод анализа.
3. Метод игрового моделирования.
4. Метод беседы, и другое.
Деятельность педагога: ставит проблему, предлагает тему. Распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.
Деятельность детей: анализируют, сравнивают. Выбирают, исследуют, изучают, формулируют, рисуют, определяют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.
Формы работы:
- Работа с детьми
Экскурсии
Викторины
Праздники
Чтение художественной литературы
Беседы
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
Художественное творчество
Наблюдение, прогулки
Слушание музыки
Мультимедийные презентации
Видеоролики
Непосредственно образовательная деятельность.
- Работа с родителями
Консультации
Совместная работа с детьми разной направленности
Участие в конкурсах на различных уровнях
Помощь в подготовке праздников и развлечений
Ожидаемый результат:
Для детей:
После завершения проекта дети будут знать:
- Что такое - «Родина», «Малая Родина», пословицы о Родине.
- Символику России (флаг, герб, гимн России), значение символов России.
- Название столицы нашей Родины – Москвы и иметь представление о
- г. Москве, о малой Родине, Иркутской области, о любимом городе Иркутске.
- О правительстве, президенте России.
- Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
- О том, что дерево берёзка – символ России.
Для родителей:
1. Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
1. Повышение уровня педагогического мастерства
Продукты проекта:
1. Центр патриотического воспитания в группе.
2. Тематические иллюстрированные альбомы.
3. Коллекция тематических наборов открыток из разных городов России.
4. Фестиваль-конкурс в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146 «Мы поем о себе и о Родине», первое место.
5. Литературный Фестиваль в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146 «Русско-бурятский фольклор», первое место.
6. Всероссийский патриотический конкурс «Великая Россия», номинация «Хореография», возрастная категория 4-6 лет, первое место.
7. Международный творческий конкурс «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ-2022» в номинации «Литературная постановка», конкурсная работа «Десять правил маленького россиянина», третье место.
8. Смотр-конкурс в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146 «Байкальские сказки», диплом за актуальность оформления выступления.
Этапы работы над проектом.
Информационно-накопительный:
- определение целей и задач проекта;
- составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;
- подготовка костюмов для праздника инсценировок;
- создание предметно развивающей среды;
- беседы с родителями и консультация для родителей.
- оформление родительского уголка материалами по теме.
Организационно-практический
- экскурсия в музей «Музей боевой славы»;
- чтение художественной литературы разных народов России;
- рассказывание по картинам;
- исследовательская деятельность в развивающем центре;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- проведение цикла тематических занятий и бесед;
- разучивание песен, стихов о Родине, России;
- прослушивание песен разных народов России;
- инсценировка отрывков из сказок;
- подвижные игры народов России;
- творческие работы с семей по теме: «Народы России»;
Презентационно – завершающий
- фестивали, смотры-конкурсы «Мы дети твои Россия»;
- выставка продуктов детской деятельности;
- творческие работы, презентации, сделанные семьями детей
1. Примерный материал познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
№ | Название темы | Возраст детей |
1. | Занятие ««Мое Отечество - Россия»» Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре; формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны. | Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей) |
2. | Занятие «Государственная символика России» Формировать у детей представления о «Государственной символике России»,о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране | Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей) |
3. | Занятие ««Мой родной край» Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. | Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей) |
4. | Занятие «Охраняем природу, значит, охраняем Родину» . Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах. | Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей) |
5. | Занятие «Москва – сердце России». Программное содержание: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом России; развивать устную речь, активизировать словарь; учить детей высказывать свою точку зрения, развивать связную речь; воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор. | Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей) |
6. | Занятие «Я – ребенок, я гражданин….». Программное содержание: помочь детям познакомиться с правами человека и увидеть их связь с повседневной жизнью. | Средняя, старшая и подготовительная группа(с усложнением материала согласно возрасту) |
2. Участие детей в реализации проекта:
Вид деятельности | Средняя группа | Старшая группа Подготовительная группа |
Изобразительная деятельность. | Создание патриотического уголка в группе – уголка по символике России: флаг, герб, фото. Президента страны | Пополнение уголка патриотического воспитания: областной и районной символикой. |
Выставка детских изобразительных работ "Миру – мир, войны не нужно" | ||
Познавательное развитие Чтение художественной литературы. | Тематические занятия. | Тематические занятия. |
Спортивное развитие | Спортивная эстафета "Мы сильные и смелые". Смотр городской «Смотр-конкурс песни и маршировки» | |
Изготовление подарков | Изготовление коллективной открытки"Флаг России" | Рисование картины «Моя Родина» |
Музыкальное развитие | "Что мы Родиной зовем?": чтение стихов и слушание гимна России, песен о Родине | Участие в городском смотре-конкурсе Февральский ветер" |
Конструирование из снега | Конструирование крепости из ледяных кирпичиков. | Конструирование аттракционов |
Игровая деятельность | Эстафета «Сильные, смелые, ловкие». | Игровая викторина "Мой Иркутск"
|
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет
ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города.
3. Участие воспитателей, родителей и социума в реализации проекта:
Содержание работы | Время проведения | Ответственный |
Разработка планов совместной работы | Август | Старший воспитатель |
Подбор музыки, стихотворений, разработка конспектов, досугов ко Дню Защитника Отечества, Дню Победы | Август | Музыкальный руководитель |
Организация выездной экскурсии к Вечному огню и в Музей Боевой славы, посвященной Дню Победы. | Апрель-май | Воспитатели |
Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов. | Февраль, Апрель | Воспитатели |
Проведение спортивного досуга совместно с папами | Февраль | Воспитатели , муз.работник |
Оформление выставки детских рисунков "Война глазами детей" в группе | Май | Воспитатели |
Оформление материалов проведения мероприятий и совместных фестивалей, конкурсов | июнь | Старший воспитатель |
Участие родителей в изготовлении стенгазеты (коллажа) «Россия –Родина моя» |
| Родители, |
На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
- привлечение детей к активному участию в совместной деятельности
(праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов, фестивали);
в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);
- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой (конкурсы и фестивали и смотры на разных уровнях),
проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм,
средств патриотического воспитания детей;
- работа с социумом (библиотека, выездные экскурсии).
Вывод:
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Используемая литература:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
- Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
- Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
- Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Интернет ресурсы (презентации).
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 146
___________________(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 146)_____________________
664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, дом 265 А, тел. 42-76-13
Паспорт проекта « Россия – родина моя»
Наша Родина – Россия!
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Олеся Емельянова
Актуальность
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; любить свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор, народные игры. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств.
Тип проекта: информационно – творческий.
По продолжительности: долгосрочный.
По характеру контактов: внутригрупповой, внутрисадовский.
По количеству участников: групповой.
Группа разновозрастная 4-7 лет.
Сроки реализации проекта: 2019-2022год.
Руководитель проекта: воспитатель – Радченко П.А.
Участники проекта:
- Педагоги группы.
- Дети дошкольного возраста.
- Родители.
- Специалисты детского сада:
Музыкальный руководитель – Дробышевская Е.В.;
Логопеды – Радченко Е.А., Жилкина О.С.;
Психологи – Ларина П.М., Кузнецова К.С.
Инструктор по физической культуре – Опрышко Т.Л.
- Окружающий социум.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице Москве, города Иркутска, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны.
Проблемная ситуация: дети узнали, что 12 июня объявлен в нашей стране выходным днем и у них возник вопрос, какой праздник отмечается в этот день? Оказалось, что не все знают его название и чему он посвящен. Мы заговорили о символах России. Дети проявили заинтересованность и стали задавать много вопросов. Что означает официальный и неофициальный символ? Какие неофициальные символы есть у России? В процессе совместного обсуждения решили больше узнать о нашей стране, найти ответы на возникшие вопросы. Так зародилась идея совместного проекта.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России.
Задачи:
1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России.
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.
3.Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
4. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Принципы организации образовательного процесса в ходе реализации проекта:
принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок, наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.
Методы:
1. Метод проблемных вопросов.
2. Метод анализа.
3. Метод игрового моделирования.
4. Метод беседы, и другое.
Деятельность педагога: ставит проблему, предлагает тему. Распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.
Деятельность детей: анализируют, сравнивают. Выбирают, исследуют, изучают, формулируют, рисуют, определяют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.
Формы работы:
- Работа с детьми
Экскурсии
Викторины
Праздники
Чтение художественной литературы
Беседы
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
Художественное творчество
Наблюдение, прогулки
Слушание музыки
Мультимедийные презентации
Видеоролики
Непосредственно образовательная деятельность.
- Работа с родителями
Консультации
Совместная работа с детьми разной направленности
Участие в конкурсах на различных уровнях
Помощь в подготовке праздников и развлечений
Ожидаемый результат:
Для детей:
После завершения проекта дети будут знать:
- Что такое - «Родина», «Малая Родина», пословицы о Родине.
- Символику России (флаг, герб, гимн России), значение символов России.
- Название столицы нашей Родины – Москвы и иметь представление о
- г. Москве, о малой Родине, Иркутской области, о любимом городе Иркутске.
- О правительстве, президенте России.
- Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
- О том, что дерево берёзка – символ России.
Для родителей:
1. Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
1. Повышение уровня педагогического мастерства
Продукты проекта:
1. Центр патриотического воспитания в группе.
2. Тематические иллюстрированные альбомы.
3. Коллекция тематических наборов открыток из разных городов России.
4. Фестиваль-конкурс в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146 «Мы поем о себе и о Родине», первое место.
5. Литературный Фестиваль в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146 «Русско-бурятский фольклор», первое место.
6. Всероссийский патриотический конкурс «Великая Россия», номинация «Хореография», возрастная категория 4-6 лет, первое место.
7. Международный творческий конкурс «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ-2022» в номинации «Литературная постановка», конкурсная работа «Десять правил маленького россиянина», третье место.
8. Смотр-конкурс в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146 «Байкальские сказки», диплом за актуальность оформления выступления.
Этапы работы над проектом.
Информационно-накопительный:
- определение целей и задач проекта;
- составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;
- подготовка костюмов для праздника инсценировок;
- создание предметно развивающей среды;
- беседы с родителями и консультация для родителей.
- оформление родительского уголка материалами по теме.
Организационно-практический
- экскурсия в музей «Музей боевой славы»;
- чтение художественной литературы разных народов России;
- рассказывание по картинам;
- исследовательская деятельность в развивающем центре;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- проведение цикла тематических занятий и бесед;
- разучивание песен, стихов о Родине, России;
- прослушивание песен разных народов России;
- инсценировка отрывков из сказок;
- подвижные игры народов России;
- творческие работы с семей по теме: «Народы России»;
Презентационно – завершающий
- фестивали, смотры-конкурсы «Мы дети твои Россия»;
- выставка продуктов детской деятельности;
- творческие работы, презентации, сделанные семьями детей
1. Примерный материал познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
№ | Название темы | Возраст детей |
1. | Занятие ««Мое Отечество - Россия»» Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре; формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны. | Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей) |
2. | Занятие «Государственная символика России» Формировать у детей представления о «Государственной символике России»,о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране | Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей) |
3. | Занятие ««Мой родной край» Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. | Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей) |
4. | Занятие «Охраняем природу, значит, охраняем Родину» . Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах. | Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей) |
5. | Занятие «Москва – сердце России». Программное содержание: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом России; развивать устную речь, активизировать словарь; учить детей высказывать свою точку зрения, развивать связную речь; воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор. | Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей) |
6. | Занятие «Я – ребенок, я гражданин….». Программное содержание: помочь детям познакомиться с правами человека и увидеть их связь с повседневной жизнью. | Средняя, старшая и подготовительная группа(с усложнением материала согласно возрасту) |
2. Участие детей в реализации проекта:
Вид деятельности | Средняя группа | Старшая группа Подготовительная группа |
Изобразительная деятельность. | Создание патриотического уголка в группе – уголка по символике России: флаг, герб, фото. Президента страны | Пополнение уголка патриотического воспитания: областной и районной символикой. |
Выставка детских изобразительных работ "Миру – мир, войны не нужно" | ||
Познавательное развитие Чтение художественной литературы. | Тематические занятия. | Тематические занятия. |
Спортивное развитие | Спортивная эстафета "Мы сильные и смелые". Смотр городской «Смотр-конкурс песни и маршировки» | |
Изготовление подарков | Изготовление коллективной открытки"Флаг России" | Рисование картины «Моя Родина» |
Музыкальное развитие | "Что мы Родиной зовем?": чтение стихов и слушание гимна России, песен о Родине | Участие в городском смотре-конкурсе Февральский ветер" |
Конструирование из снега | Конструирование крепости из ледяных кирпичиков. | Конструирование аттракционов |
Игровая деятельность | Эстафета «Сильные, смелые, ловкие». | Игровая викторина "Мой Иркутск"
|
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет
ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города.
3. Участие воспитателей, родителей и социума в реализации проекта:
Содержание работы | Время проведения | Ответственный |
Разработка планов совместной работы | Август | Старший воспитатель |
Подбор музыки, стихотворений, разработка конспектов, досугов ко Дню Защитника Отечества, Дню Победы | Август | Музыкальный руководитель |
Организация выездной экскурсии к Вечному огню и в Музей Боевой славы, посвященной Дню Победы. | Апрель-май | Воспитатели |
Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов. | Февраль, Апрель | Воспитатели |
Проведение спортивного досуга совместно с папами | Февраль | Воспитатели , муз.работник |
Оформление выставки детских рисунков "Война глазами детей" в группе | Май | Воспитатели |
Оформление материалов проведения мероприятий и совместных фестивалей, конкурсов | июнь | Старший воспитатель |
Участие родителей в изготовлении стенгазеты (коллажа) «Россия –Родина моя» |
| Родители, |
На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
- привлечение детей к активному участию в совместной деятельности
(праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов, фестивали);
в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);
- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой (конкурсы и фестивали и смотры на разных уровнях),
проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм,
средств патриотического воспитания детей;
- работа с социумом (библиотека, выездные экскурсии).
Вывод:
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Используемая литература:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
- Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
- Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
- Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Интернет ресурсы (презентации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Россия - Родина моя!" с детьми старшего дошкольного возраста
В методической разработке представлен материал по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Проект очень заинтересовал детей и был реализован в полном объеме....
Сценарий праздника День России на улице для детей дошкольного возраста «Россия — Родина моя»
Данное мероприятие следует проводить в форме игры «Вертушка» по станциям.На каждой станции воспитатели проводят ряд игр и эстафет, связанных с темой праздника.Дети проходят по станциям согласно ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по формированию гражданской активности детей дошкольного возраста, через духовно-нравственное и патриотическое воспитание «ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»
laquo;ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»...
«Образовательный проект по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Колоски на доброй почве»»
Детский сад № 45 «Колосок» построен в микрорайоне «Кузнечики» Городского округа Подольск. Микрорайон вырос на месте бывшей военной части, на окраине города, в котором расположе...
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»
С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...
Сценарий праздника День России «Россия — Родина моя» для детей дошкольного возраста
Сценарий праздника предназначен для педагогов и музыкальных руководителей детского сада. Праздник для детей дошкольного возраста....
Проект «Россия - Родина моя» для детей старшего дошкольного возраста
ПРОЕКТ«Россия - Родина моя»для детей старшего дошкольного возрастаПодготовила: Карцева Елена Юрьевна,воспитатель, 1кв.к.Актуальность проекта: гражданско-патриотическое воспитание сего...