Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Общение на тему: «Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Чтение стихотворения о зиме. Беседа по вопросам о зимних явлениях. Загадывание загадок о зимних месяцах. Прослушивание фрагментов музыки "Времена года" П.И.Чайковского.Физкультминутка с зимним содержанием. Сюрпризный момент с Незнайкой и уход с ним на прогулку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 70 г. Липецка
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей логопедической группе
по ознакомлению с окружающим.
Общение на тему: «Зима»
Воспитатель: ЩЕТИНИНА Р.В.
Программные задачи:
- Закреплять знания детей о зиме, особенностях зимы;
- Уточнить знания детей об изменениях в природе зимой, признаки зимы;
- Пробудить эстетическое впечатление, связанное с прослушиванием музыкального произведения и рассматриванием иллюстраций;
- Упражнять в связной речи, активизировать словарь детей прилагательными (какое, какая, какой) и существительными (поземка, снегопад, пурга, вьюга и т.д.);
- Развивать память, внимание, мышление, воображение;
- Воспитывать интерес и любовь к природе.
Предшествующая работа:
- Экскурсия в парк
- Целевые прогулки по зимним улицам
- Рассматривание иллюстраций
- Наблюдение во время прогулки
- Чтение поэтических и художественных произведений: «Зима» И.З.Суриков, «Снежинки» И.З.Суриков, «Снежок» З.Александрова, «Проказы старухи зимы» К.Ушинский, «На горке» Н.Носов, «Четыре художника» Г. Скребицкий, «Книга зимы» В.Бианки
- Заучивание примет
- Беседы о временах года
- Просмотр диафильмов
Материал к НОД:
- Сюжетные картинки из серии «Зима»
- СД «Времена года» П.И.Чайковского
- Кукла Незнайка
- Рисунки
Ход.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой).
Мы сегодня поговорим о зиме.
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
- С какого месяца начинается зима? (с декабря).
- Какой зимний месяц следует за декабрем (январь).
- Каким месяцем заканчивается зима? (февралем).
А сейчас, я вам загадаю загадки, а вы скажете, о каком месяце в них говорится.
- Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга,
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (декабрь)
Как вы думаете, почему это декабрь?
- Только в декабре самый короткий день и самая длинная ночь.
- В декабре мы встречаем Новый год.
- Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птица не летает,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету,
Что скажи, за месяц это? (январь)
Как думаете, почему это январь?
- В январе по приметам людей самые сильные морозы, солнце начинает выглядывать из-за туч.
- Снег мешками валит с неба.
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (февраль)
Как вы думаете, почему это февраль?
- Февраль самый снежный месяц зимы.
Зимние месяцы приносят нам бураны, метели, сильные морозы, сугробы снега.
- Скажите, как зимуют звери в лесу? (одни звери спят, другие – бродят по лесу).
- Чем питаются звери зимой? (заяц корой молодых деревьев; лось тонкими веточками, корой деревьев; лисы охотятся на мышей).
- Как живут птицы? (они прилетают ближе к жилью человека, ждут от него помощи).
- Как мы заботимся о них? (вешаем кормушки, насыпаем корм).
- Чем питаются птицы? (крошками хлеба, семенами дыни, арбуза, семенами подсолнечника и .д.).
- Каких зимующих птиц вы знаете? (синица, снегирь, воробей, голубь и т.д.).
Зимой птицам и зверям приходит на помощь человек.
- Чем отличается зима от других времен года? (самое холодное время года, короткие дни, длинные ночи, природа как бы засыпает. Солнце греет слабо, редко выглядывает из-за тучи. Земля покрыта снегом. Зимой стоят морозные дни. Реки и озера покрыты льдом).
- Дети, а вам нравится зима? (да)
- Каким ласковым словом можно назвать зиму? (зимушка, Матушка – зима)
- Какая зима бывает? (морозная, холодная, снежная)
- А снег какой? (пушистый, липкий, мягкий, холодный и т.д.)
- А солнце какое? (лучистое, яркое, круглое, ласковое, теплое)
- Какие важные события происходят зимой? (Новый год, каникулы, День Защитника Отечества, Масленица, День папы).
- Зима прекрасное время года. О ней поэты пишут стихи, художники пишут картины, а композиторы сочиняют музыку. Композитор П.И. Чайковский написал музыку «Времена года». Некоторые произведения мы уже слушали. Послушайте это произведение, а потом скажите, какое настроение создает эта музыка. (задумчивое, волнующее, веселое, грустное).
Звучит музыка «Времена года» П.И. Чайковского.
- Какую зимнюю картину вы себе представили?
- Мне кажется, что кружатся снежинки.
- А мне, что дует ветер.
- А я представляю, как падает липкий снег.
- Мне кажется, что ветер гонит снежок по дорожке.
- А я представила, как заснеженные ветви деревьев плавно раскачиваются от ветра.
- Дети, а как называется явление природы, когда падает, падает снег? (снегопад)
- А когда дует сильный ветер, снег переметает все дорожки? (поземка)
- А какие явления природы вы еще знаете? (метель, вьюга, пурга)
Физкультминутка.
Снег, снег, белый снег
Осыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.
Сегодня из снежного мокрого снега
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе,
А Жучка все лает: «Чужой во дворе».
Люди издавна наблюдали за зимними явлениями природы и с них сложили народные приметы.
- Какие вы знаете приметы?
Много снега – много хлеба.
Иней на деревьях – к морозу, туман к оттепели.
Ясное небо – к морозу.
Воробьи расчирикались к оттепели.
Если вороны садятся на верхушки деревьев – к теплу, на нижние ветки – к морозу.
Синички поднимают писк – ожидай морозы.
Если кошка сворачивается калачиком – к морозу.
Снег идет к потеплению.
(Стук в дверь, воспитатель вносит куклу – Незнайку. Дети здороваются)
Дети, к нам пришел Незнайка, да он принес рисунки. Давайте посмотрим, что он нарисовал.
- А ты, Незнайка, посиди и послушай ребят.
(Дети рассматривают рисунки, выделяют неточности)
- Дети, а почему Незнайка сделал ошибки в рисунках? (высказывания детей)
Да потому, что он живет в Солнечном городе, где зимы никогда не было и не знает, чем можно заниматься зимой на прогулке.
- Дети, давайте расскажем Незнайке, чем можно заниматься зимой на прогулке? (строить крепость, лепить снеговика, кататься на лыжах, играть в снежки и т.д.)
- Вот видишь, Незнайка, как детям весело зимой.
- Дети, Незнайка хотел бы с нами пойти на прогулку.
- А вы как считаете, ему можно в таком виде идти на прогулку? (нет)
- А почему? Давайте ему расскажем, какую одежду надевают зимой (одежда должна быть теплой, обязательно на голове шапка и на ногах теплая обувь).
- А как мы одним словом назовем эту одежду? (зимняя)
- Ну что, Незнайка, ты сегодня много узнал о прекрасном времени года – зиме.
Дети любят зиму. А сейчас пойдем вместе с нами собираться на прогулку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим миром и рисованию (с показами слайдов на ноутбуке)
Цель: диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника рисования» Задачи: Образовательные: - закреплять и уточнять знания и представле...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Старые сказки на новый лад»
Познавательно-речевое развитие детей на материале русских народных сказок с использованием театрализованной деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Общение на тему: «Зима»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по ознакомлению с окружающим....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Животные жарких стран».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»
Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, мнётся, в воде размокает, то есть становится мягкой) , и ткани (прочная, её трудно порвать,...