Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Общение на тему: «Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Щетинина Раиса Васильевна

Чтение стихотворения о зиме. Беседа по вопросам о зимних явлениях. Загадывание загадок о зимних месяцах. Прослушивание фрагментов музыки "Времена года" П.И.Чайковского.Физкультминутка с зимним содержанием. Сюрпризный момент с Незнайкой и уход с ним на прогулку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 70 г. Липецка

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей логопедической группе

по ознакомлению с окружающим.

Общение на тему: «Зима»

Воспитатель: ЩЕТИНИНА Р.В.

Программные задачи:

  • Закреплять знания детей о зиме, особенностях зимы;
  • Уточнить знания детей об изменениях в природе зимой, признаки зимы;
  • Пробудить эстетическое впечатление, связанное с прослушиванием музыкального произведения и рассматриванием иллюстраций;
  • Упражнять в связной речи, активизировать словарь детей прилагательными (какое, какая, какой) и существительными (поземка, снегопад, пурга, вьюга  и т.д.);
  • Развивать память, внимание, мышление, воображение;
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

Предшествующая работа:

  • Экскурсия в парк
  • Целевые прогулки по зимним улицам
  • Рассматривание иллюстраций
  • Наблюдение во время прогулки
  • Чтение поэтических и художественных произведений:  «Зима» И.З.Суриков, «Снежинки» И.З.Суриков, «Снежок» З.Александрова, «Проказы старухи зимы» К.Ушинский, «На горке» Н.Носов, «Четыре художника» Г. Скребицкий, «Книга зимы» В.Бианки
  • Заучивание примет
  • Беседы о временах года
  • Просмотр диафильмов

Материал к НОД:

  • Сюжетные картинки из серии «Зима»
  • СД «Времена года» П.И.Чайковского
  • Кукла Незнайка
  • Рисунки

Ход.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый  

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?   (зимой).

Мы сегодня поговорим о зиме.

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).

- С какого месяца начинается зима? (с декабря).

- Какой зимний месяц следует за декабрем (январь).

- Каким месяцем заканчивается зима? (февралем).

А сейчас, я вам загадаю загадки, а вы скажете, о каком месяце в них говорится.

  1. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга,

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.  (декабрь)

Как вы думаете, почему это декабрь?

- Только в декабре  самый короткий день и самая длинная ночь.

- В декабре мы встречаем Новый год.

  1. Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птица не летает,

От мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету,

Что скажи, за месяц это? (январь)

Как думаете, почему это январь?

- В январе по приметам людей самые сильные морозы, солнце начинает выглядывать из-за туч.

  1. Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?  (февраль)

Как вы думаете, почему это февраль?

- Февраль самый снежный месяц зимы.

Зимние месяцы приносят нам бураны, метели, сильные морозы, сугробы снега.

- Скажите, как зимуют звери в лесу? (одни звери спят, другие – бродят по лесу).

- Чем питаются звери зимой? (заяц корой молодых деревьев; лось тонкими веточками, корой деревьев; лисы охотятся на мышей).

- Как живут птицы? (они прилетают ближе к жилью человека, ждут от него помощи).

- Как мы заботимся о них? (вешаем кормушки, насыпаем корм).

- Чем питаются птицы? (крошками хлеба, семенами дыни, арбуза, семенами подсолнечника и .д.).

- Каких зимующих птиц вы знаете? (синица, снегирь, воробей, голубь и т.д.).

Зимой птицам и зверям приходит на помощь человек.

- Чем отличается зима от других времен года? (самое холодное время года, короткие дни, длинные ночи, природа как бы засыпает. Солнце греет слабо, редко выглядывает из-за тучи. Земля покрыта снегом. Зимой стоят морозные дни. Реки и озера покрыты льдом).

- Дети, а вам нравится зима? (да)

- Каким ласковым словом можно назвать зиму? (зимушка, Матушка – зима)

- Какая зима бывает? (морозная, холодная, снежная)

- А снег какой? (пушистый, липкий, мягкий, холодный и т.д.)

- А солнце какое? (лучистое, яркое, круглое, ласковое, теплое)

- Какие важные события происходят зимой? (Новый год, каникулы, День Защитника Отечества, Масленица, День папы).

- Зима прекрасное время года. О ней поэты пишут стихи, художники пишут картины, а композиторы сочиняют музыку. Композитор П.И. Чайковский написал музыку «Времена года». Некоторые произведения мы уже слушали. Послушайте это произведение, а потом скажите, какое настроение создает эта музыка. (задумчивое, волнующее, веселое, грустное).

Звучит музыка «Времена года» П.И. Чайковского.

        - Какую зимнюю картину вы себе представили?

        - Мне кажется, что кружатся снежинки.

        - А мне, что дует ветер.

        - А я представляю, как падает липкий снег.

        - Мне кажется, что ветер гонит снежок по дорожке.

        - А я представила, как заснеженные ветви деревьев плавно раскачиваются от ветра.

        - Дети, а как называется явление природы, когда падает, падает снег? (снегопад)

        - А когда дует сильный ветер, снег переметает все дорожки? (поземка)

        - А какие явления природы вы еще знаете? (метель, вьюга, пурга)

Физкультминутка.

Снег, снег, белый снег

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали,

И по снегу побежали.

Сегодня из снежного мокрого снега

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «Чужой во дворе».

Люди издавна наблюдали за зимними явлениями природы и с них сложили народные приметы.

- Какие вы знаете приметы?

Много снега – много хлеба.

Иней на деревьях – к морозу, туман к оттепели.

Ясное небо – к морозу.

Воробьи расчирикались к оттепели.

Если вороны садятся на верхушки деревьев – к теплу, на нижние ветки – к морозу.

Синички поднимают писк – ожидай морозы.

Если кошка сворачивается калачиком – к морозу.

Снег идет к потеплению.

(Стук в дверь, воспитатель вносит куклу – Незнайку. Дети здороваются)

Дети, к нам пришел Незнайка, да он принес рисунки. Давайте посмотрим, что он нарисовал.

        - А ты, Незнайка, посиди и послушай ребят.

(Дети рассматривают рисунки, выделяют неточности)

        - Дети, а почему Незнайка сделал ошибки в рисунках? (высказывания детей)

Да потому, что он живет в Солнечном городе, где зимы никогда не было и не знает, чем можно заниматься зимой на прогулке.

        - Дети, давайте расскажем Незнайке, чем можно заниматься зимой на прогулке? (строить крепость, лепить снеговика, кататься на лыжах, играть в снежки и т.д.)

        - Вот видишь, Незнайка, как детям весело зимой.

        - Дети, Незнайка хотел бы с нами пойти на прогулку.

        - А вы как считаете, ему можно в таком виде идти на прогулку? (нет)

        - А почему? Давайте ему расскажем, какую одежду надевают зимой (одежда должна быть теплой, обязательно на голове шапка и на ногах теплая обувь).

        - А как мы одним словом назовем эту одежду? (зимняя)

        - Ну что, Незнайка, ты сегодня много узнал о прекрасном времени года – зиме.

Дети любят зиму. А сейчас пойдем вместе с нами собираться на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим миром и рисованию (с показами слайдов на ноутбуке)

Цель: диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника рисования» Задачи:  Образовательные: - закреплять и уточнять знания и представле...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Старые сказки на новый лад»

Познавательно-речевое развитие детей  на материале русских народных сказок с  использованием театрализованной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Общение на тему: «Зима»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по ознакомлению с окружающим....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Животные жарких стран».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, мнётся, в воде размокает, то есть становится мягкой) , и ткани (прочная, её трудно порвать,...