Проект для старшей группы тема " Насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект для старшей группы " Насекомые".Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В современном мире ребёнок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего мира. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении живых существ - насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Цель проекта: систематизация представлений детей о насекомых.

 

 

Задачи проекта:

 1. Развивать и поддерживать интерес детей к жизни насекомых.

2. Закрепить и расширить знания детей о многообразии мира насекомых, среде их обитания.

3. Воспитывать бережное отношение к обитателям окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx562.67 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический  проект

для детей старшей группы

«Царство насекомых».

Воспитатель : ПРОКУШЕВА Е.В

2022г

Тип проекта: Познавательный .

Продолжительность проекта : краткосрочный  

Участники проекта: Воспитатель, дети старшей  группы «Подсолнушки ».

Место проекта: МАДОУ «Детский сад «Тополек» .

Ответственная за проведение проекта: Прокушева Е.В.

Актуальность темы:

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В современном мире ребёнок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего мира. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении живых существ - насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование. 

Цели проекта: систематизация представлений детей о насекомых.

Задачи проекта:

 1. Развивать и поддерживать интерес детей к жизни насекомых.

2. Закрепить и расширить знания детей о многообразии мира насекомых, среде их обитания.

3. Воспитывать бережное отношение к обитателям окружающего мира.

Предполагаемые результаты:
• Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
• Бережное, созидательное отношение к объектам природы, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
• Формирование у детей интереса к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

                 

Методы и формы работы:

Наблюдения

Беседы

Рассматривание иллюстраций

Чтение художественной литературы

Игры (дидактические, настольные, подвижные)

Пальчиковая гимнастика

Заучивание стихотворений, пословиц

Предполагаемый результат:

Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним (знать о пользе и вреде насекомых) .

Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Работа с родителями.

Рубрика для родителей «Неизвестное об известном».

Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

Перспективно-тематическое планирование проекта:

Дидактические игры:

«Четвёртый лишний»; «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) «Подбери признак»: бабочка какая? - …

Физкультминутки: «Бабочка», «Кузнечики», «Жук »,

«Божьи коровки» и т. д.

Рисование на листе бумаги «Бабочка».

Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых? », «Опасные насекомые», «Кто такие насекомые? », «Где дом у насекомых? », «Кто, как, где спит? », «Кто живёт в подземном царстве? », «Бывают ли насекомые детёнышами? », «Насекомые в природе нашего края" и др.

Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

Чтение художественной литературы: Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»;

В. Драгунский «Он живой и светится» и т. д.

Заучивание стихов, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.

- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.

Продуктивная деятельность:

Выставка рисунков «Насекомые  – наши меньшие братишки».

 Конструктивная деятельность  « Бабочка»

Результаты проекта:

В результате нашей работы, дети узнали:

Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки.

Насекомые опыляют растения. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

У детей сформировался устойчивый интерес к наблюдениям в природе.

Повысился уровень экологической грамотности воспитанников.

У детей появилось стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.

Вывод:

Воспитание у ребенка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе способствует формированию отзывчивой и гуманной личности.

На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Список литературы:

  1. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. М. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013
  2. С. Н. Николаева  « Юный эколог»  Программа экологического воспитания в детском саду - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
  3. Е.И. Зотова. Знакомим дошкольников с миром животных. М. «Просвещение», 1982
  4. Т.А. Шорыгина. «Насекомые. Какие они?». М. «Гном», 2013
  5. Д.Н. Колдина. «Планета насекомых» художественный альбом для занятий с детьми 5-6 лет.

Приложение

Беседа: «Кто такие насекомые?»

Цели:

- обогащение словаря по теме «Насекомые»

- развитие познавательных способностей детей

- формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения

- воспитание экологической культуры

1. Обучающие задачи:

-обобщать представления детей о многообразии насекомых

-закреплять знания я об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера); природных и построенных человеком жилищах

-упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);

-уточнить представления о пользе насекомых

-развивать сообразительность, формировать образное мышление

Речевые задачи:

-упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

-учить согласовывать числительные с существительными

Развивающие задачи:

-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам

-развивать интерес к жизни насекомых

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

 

                                           

  Ход беседы:

     Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

     - Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

     - Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека.

     - Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

     - Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

      Внимательно вглядись вокруг –

                                               Ты многое заметишь, друг.

                                               Личинку тащит муравей,

 Спешит куда – то меж корней

     Большой сосны. На толстый сук

                                              Уселся золотистый жук.

                                              Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

                                               И собирает мед пчела.

                                               Все заняты, у всех дела.

         Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

     Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

     Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

     - Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

     - Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

     - Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать)   

     -Отгадайте, кто это?

     - Кто над нами вверх ногами? (Муха)

     - Много загадок сочинил народ о насекомых.

          Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)         

   Голос тонок, нос долог,

          Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук)             

          Шли плотники без топоров,

          Срубили избу без углов. (Муравьи)

 Летит – говорит,

         А сядет – молчит. (Жук)

     - Ребята, а чем питаются насекомые? (ответы детей).

     На каждое насекомое – свой корм.

     Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

     Насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.

     - Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? (ответы детей)

     - Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город!  Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

     - Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

     - Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? (ответы детей)

     - Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

     - А теперь послушайте стихи о насекомых.

Муравейник

                                      Сладко пахнут сосновой смолою

                                      Разогретые темные пни.

                                      Из иголочек высохшей хвои

                                      Строят терем лесной муравьи.

                                      Расторопно, с рабочей сноровкой

                                      Ставят балки и бревна кладут.

                                      Дело спорится бойко и ловко,

                                      Будут в доме тепло и уют!

                                      Будут в тереме малые дети

                                      Мирно спать под напевы дождей.

                                      Для того и встает на рассвете

                                      Работящий лесной муравей.

Пчела

                                     Пчелка золотая над цветком порхает,

                                     Сок душистый пьет, собирает мед.

шмель

                                     В лесу цветок растет,

                                     Шмелей к себе зовет:

                                    «Прилетайте, шмели,

                                     Поклонюсь до земли.

                                     Гуще меда нету,

                                     Чем с лесного цвета!»

Стрекоза

                                     Склонились низко лозы

                                     Над гладью тихих вод.

                                    Мы – быстрые стрекозы

                                    Здесь водим хоровод.

                                    Без всякого усилья

                                    Скользим мы над водой,

                                    Сверкают наши крылья

                                   Прозрачною слюдой.

Мотылек

                                    Я – беззаботный мотылек.

                                    Хоть я диву всего денек,

                                    Но не грущу напрасно –

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    В небесном голубом просторе

                                    Купаюсь я, как будто в море.

                                    Я не грущу напрасно,

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    Ромашками белеет луг,

                                    Порхают бабочки вокруг.

                                    Я не грущу напрасно,

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    Подарит мне живой цветок

                                   Медовый золотистый сок.

                                   Я не грущу напрасно,

                                   Ведь жизнь моя прекрасна.                       

                                                        Муха

                                   Муха, муха – надоеда

                                   Прилетела к нам к обеду.

                                   Видит муха: стол накрыт,

                                   По тарелкам суп разлит,

                                   Хлеб нарезан – можно есть,

                                   Только где же мухе сесть?

                                   Села муха на окошко,

                                   Съела муха хлеба крошку.

                                   Тряпкой муху мы прогнали:

https://haski-mana.ru/wp-content/uploads/d/7/7/d77dde1d6451ba171c319721e6ae888d.png

Пальчиковые игры на тему:

«НАСЕКОМЫЕ»

              ***

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)    

               ***  

На ромашке – две букашки,

(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела,

(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)

Собирает мед она.  

            ***

Божья коровушка,

(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)

Полети на облышко.  

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим:

В огород – бобы,

(раскрывать пальцы, начиная с указательного)

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу.  

          ***                                                                    

В избушке из ватрушки

(поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки)        

Живут подружки-мушки.        

А в пряничном домишке —        

Сластёны-муравьишки.        

Оса ночует в хатке

Из сладкой мармеладки,

А паучок в холупке

Из треснутой скорлупки.

         ***

На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу.

(Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)

Сколько насекомых здесь!

(Руки через верх разводят в стороны.)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,

(Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)

А она красуется!

          ***

У тропинки под рябиной

(сжимают и разжимают пальцы)

Сеть раскинул паучок,

(стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины

(держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок.

(наматывают воображаемую нить на кулак)

          ***

Жук  жужжит,

(дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая)

Звенит комар,

Ищет бабочка нектар,

Муравей несет травинку,

А паук сплел паутинку.

(пальцы правой руки сжимают в кулак)

Стрекоза вокруг летает,

(делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки)

Насекомых всех хватает.

Разлетайтесь, разбегайтесь,

В лапки ей не попадайтесь!

(резко разжимают кулак)

         ***

(Перечисляя гостей мухи, дети загибают по очереди пальцы на правой и левой руке)

Муха всех на день рождения

Насекомых пригласила.

Передать им приглашение

Быстрым пчелам поручила.

Пригласила бабочку

Поплясать вприсядочку,

Чернокрылого жука,

Чтоб сплясал он гопака.

Длинноногого кузнечика –

На скрипочке играть.

А трудягу-муравьишку –

Громко песни распевать.

https://sun9-west.userapi.com/sun9-8/s/v1/ig2/agE88DhutSZvrDD009dotNyXaZMwcna4a45VWyIVU2igk5kwbsD__B2Y0g7a7ti4NwMUJ9xJUJZ0EamBJGV3oqrC.jpg?size=810x1080&quality=96&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"

Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"Актуальность.Почему исчезают насекомые? Выделение этого вопроса не случайно. Данный объект природы наиболее доступен непосредств...

Проект в старшей группе"Насекомые"

Проект «Насекомые» в старшей группеТип проекта: познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный с 11.04.2016 по 17.04.2016. Вид: групповой (старшая группа) Участники: дети...

Проект в старшей группе «Загадочный мир насекомых»

Проект в старшей группе «Загадочный мир насекомых»...

Проект «Маленькие наши друзья-насекомые» для детей старшей группы.

Описание проектаПроект направлен на изучении вопросов, связанных с насекомыми. В этом проекте дети получат знание о жизни насекомых, их привычек и повадок. Эти маленькие, беззащитные существа всегда в...

Проект в старшей группе «Мир насекомых»

развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....

Летний проект в старшей группе по теме "Ознакомление с Насекомыми"

План летнего проекта в средней  группе детского сада №1 "Светлячок" города Александровск-Сахалинский "Здравствуйте-это кто такие маленькие?!" 2017 год...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Насекомые»

Проект поможет узнать детям больше о насекомых и научить бережному  отношению к ним. Цель проекта: Формирование  познавательного интереса и бережного отношения к насекомым.Задачи п...