Проект в старшей группе"Насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 11.04.2016 по 17.04.2016.
Вид: групповой (старшая группа)
Участники: дети старшей группы,родители воспитанников, воспитатели.
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
1.Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Побуждать самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обоснованные умозаключения.
3.Обеспечение развития первичных представлений о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных) для человека, причинах их возникновения в природе.
4.Обеспечение развития первичные представлений о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения человека
5.Создание условий для приобретения опыта понимания текстов с описаниями и элементами научно-популярного стиля (фрагменты детских энциклопедий);
6.Создание условий для приобретения опыта контекстуального восприятия книги, произведений музыкального и изобразительного искусства путём включения интересных сведений о писателе, композиторе, художнике, истории создания произведения;
7.Создание условий для приобретения опыта красивого, грациозного и ритмичного выполнения упражнений, сочетания движения с музыкой, демонстрации культуры освоения основных движений.
8.Создание условий для приобретения опыта составления композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги).
Выполнение проекта.
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Собери насекомое» из многоугольников; «Четвёртый лишний» «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе) - Муравей сидел около…. - Божья коровка полезла по … - Жук спрятался под… - Муха села на… - Гусеница сидела на… - Муха ползла по…
«Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций). - Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.
«Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? - … «Кто, что умеет делать?»(Цель:Расширять и активизировать глагольный словарь детей). «На полянке» (Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под»). Настольные игры: « Чей домик?» Лото «Мир природы»
Сюжетно-ролевые игры: «На приеме у врача после укуса насекомых» |
Познавательное развитие | Наблюдение за насекомыми на участке детского сада: (Особенности строения, способы передвижения, окраска, место обитания). Рассматривание открыток с изображением насекомых. Беседы: «Насекомые в природе нашего края», «Полезные и вредные насекомые», «Правила поведения человека в природе», «Кто живет в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детенышами?». Д/и «Один – много», «Считай насекомых, не ошибись». «Кто где спрятался». Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Дюймовочка», «Путешествие муравья», «Муха-Цокотуха», «Гагарин». |
Речевое развитие | Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Составление описательных рассказов о понравившемся насекомом. Чтение и обсуждение произведений: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; «Красная точка» К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д. Загадывание загадок о насекомых; Рассматривание и чтение детских энциклопедий о насекомых. Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых. - Помощь взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала. - Посев семян цветов. |
Художественно-эстетическое развитие. | Разучивание песен, потешек о перелетных птицах. Слушание звуков насекомых в CD-записи. Разучивание русских песенок--закличек «Улита», «Божья коровка». Раскрашивание раскрасок по теме недели с использованием разных художественных средств. Лепка «Паук в паутине» Аппликация «Божья коровка-черная головка» Рисование «Бабочка» (монотипия) Д/у «Дорисуй насекомое по образцу»;
Прослушивание аудиозаписей: Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», А.Чайковский «Вальс цветов» |
Физическое развитие | Физкультминутки: «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения), «Вот выходим мы на луг…»
П/и на прогулке: «Ласточки и мошки», «Угадай, кого поймали»,«Медведь и пчёлы» . Зарядка под песенку «В траве сидел кузнечик» |
Развивающая среда. | Иллюстрации с изображением перелетных насекомых для рассматривания. Коллекция насекомых для рассматривания в природном уголке. Энциклопедии для детей «Жизнь леса», «Самые маленькие животные». Раскраски по теме недели. Цветная бумага, клей-карандаш, клеенки для намазывания, ножницы для аппликации. Пластилин, стеки и дощечки для лепки. СD-запись звуков насекомых для слушания. CD-проигрыватель для прослушивания аудиозаписи в группе. Портреты К.Чуковского, Н.Римского-Корсакова, А.Чайковского для ознакомления детей. Контейнеры с землей для посева семян цветов в группе, лейки, лопатки. Семена бархатцев, петуний и цинний для посева детьми. |
Работа с родителями | Рекомендовать совместно с детьми совершить прогулку в ближайший лес или парк, понаблюдать за поведением и голосами птиц. Посмотреть дома мультфильм «Приключения пчелки Майи», «Как Ослик хотел бабочкой стать», «Лунтик», «Тараканище». Совместно с родителями организовать выставку книг о перелетных птицах. |
Презентация проекта: КВН «Мир насекомых», развлечение «Мы весну встречаем», выставка творческих работ детей «Насекомые глазами детей». |
Физкультминутка «Бабочки»
Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. Крылья пёстрые мелькают – В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. | Руки на поясе, делаем шаги на месте Делаем шаги вперёд – назад Не отрывая рук от пояса, машем. Двигаем локтями вверх-вниз Руки вверх – вниз Закружились на месте |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye.docx | 44.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Насекомые» в старшей группе
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 11.04.2016 по 17.04.2016.
Вид: групповой (старшая группа)
Участники: дети старшей группы,родители воспитанников, воспитатели.
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
1.Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Побуждать самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обоснованные умозаключения.
3.Обеспечение развития первичных представлений о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных) для человека, причинах их возникновения в природе.
4.Обеспечение развития первичные представлений о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения человека
5.Создание условий для приобретения опыта понимания текстов с описаниями и элементами научно-популярного стиля (фрагменты детских энциклопедий);
6.Создание условий для приобретения опыта контекстуального восприятия книги, произведений музыкального и изобразительного искусства путём включения интересных сведений о писателе, композиторе, художнике, истории создания произведения;
7.Создание условий для приобретения опыта красивого, грациозного и ритмичного выполнения упражнений, сочетания движения с музыкой, демонстрации культуры освоения основных движений.
8.Создание условий для приобретения опыта составления композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги).
Выполнение проекта.
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Собери насекомое» из многоугольников; «Четвёртый лишний» «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе) - Муравей сидел около…. - Божья коровка полезла по … - Жук спрятался под… - Муха села на… - Гусеница сидела на… - Муха ползла по… «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций). - Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? - … «Кто, что умеет делать?»(Цель:Расширять и активизировать глагольный словарь детей). «На полянке» (Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под»). Настольные игры: « Чей домик?» Лото «Мир природы»
Сюжетно-ролевые игры: «На приеме у врача после укуса насекомых» |
Познавательное развитие | Наблюдение за насекомыми на участке детского сада: (Особенности строения, способы передвижения, окраска, место обитания). Рассматривание открыток с изображением насекомых. Беседы: «Насекомые в природе нашего края», «Полезные и вредные насекомые», «Правила поведения человека в природе», «Кто живет в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детенышами?». Д/и «Один – много», «Считай насекомых, не ошибись». «Кто где спрятался». Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Дюймовочка», «Путешествие муравья», «Муха-Цокотуха», «Гагарин». |
Речевое развитие | Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Составление описательных рассказов о понравившемся насекомом. Чтение и обсуждение произведений: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; «Красная точка» К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д. Загадывание загадок о насекомых; Рассматривание и чтение детских энциклопедий о насекомых. Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых. - Помощь взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала. - Посев семян цветов. |
Художественно-эстетическое развитие. | Разучивание песен, потешек о перелетных птицах. Слушание звуков насекомых в CD-записи. Разучивание русских песенок--закличек «Улита», «Божья коровка». Раскрашивание раскрасок по теме недели с использованием разных художественных средств. Лепка «Паук в паутине» Аппликация «Божья коровка-черная головка» Рисование «Бабочка» (монотипия) Д/у «Дорисуй насекомое по образцу»; Прослушивание аудиозаписей: Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», А.Чайковский «Вальс цветов» |
Физическое развитие | Физкультминутки: «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения), «Вот выходим мы на луг…» П/и на прогулке: «Ласточки и мошки», «Угадай, кого поймали»,«Медведь и пчёлы» . Зарядка под песенку «В траве сидел кузнечик» |
Развивающая среда. | Иллюстрации с изображением перелетных насекомых для рассматривания. Коллекция насекомых для рассматривания в природном уголке. Энциклопедии для детей «Жизнь леса», «Самые маленькие животные». Раскраски по теме недели. Цветная бумага, клей-карандаш, клеенки для намазывания, ножницы для аппликации. Пластилин, стеки и дощечки для лепки. СD-запись звуков насекомых для слушания. CD-проигрыватель для прослушивания аудиозаписи в группе. Портреты К.Чуковского, Н.Римского-Корсакова, А.Чайковского для ознакомления детей. Контейнеры с землей для посева семян цветов в группе, лейки, лопатки. Семена бархатцев, петуний и цинний для посева детьми. |
Работа с родителями | Рекомендовать совместно с детьми совершить прогулку в ближайший лес или парк, понаблюдать за поведением и голосами птиц. Посмотреть дома мультфильм «Приключения пчелки Майи», «Как Ослик хотел бабочкой стать», «Лунтик», «Тараканище». Совместно с родителями организовать выставку книг о перелетных птицах. |
Презентация проекта: КВН «Мир насекомых», развлечение «Мы весну встречаем», выставка творческих работ детей «Насекомые глазами детей». |
Физкультминутка «Бабочки»
Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. Крылья пёстрые мелькают – В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. | Руки на поясе, делаем шаги на месте Делаем шаги вперёд – назад Не отрывая рук от пояса, машем. Двигаем локтями вверх-вниз Руки вверх – вниз Закружились на месте |
В.Сухомлинский.
«Пусть будут соловей и жук»
В саду пел Соловей. Его песня была прекрасна. Он знал, что его песню любят люди и поэтому смотрел с гордостью на цветущий сад, на яркое синее небо, на маленькую Девочку, которая сидела в саду и слушала его песню. А рядом с Соловьем летал большой рогатый Жук. Он летал и жужжал. Соловей прервал свою песню и говорит с досадой Жуку: - Прекрати свое жужжание. Ты не даешь мне петь. Твое жужжание не нужно никому, и вообще, лучше бы, если бы тебя, жука, вообще не было. Жук с достоинством ответил: - Нет, Соловей, без меня, Жука, тоже мир невозможен, как и без тебя, Соловья. - Вот так мудрость! -- рассмеялся Соловей.- 3начит, ты тоже нужен людям? Вот спросим у девочки, она скажет, кто нужен людям и кто не нужен. Полетели Соловей и Жук к Девочке, спрашивают: - Скажи, Девочка, кого нужно оставить в мире - Соловья или Жука? - Пусть буду и Соловей и Жук, - ответила Девочка - И подумав, добавила: - Как же можно без Жука? |
Виктор Юзефович Драгунский
«Он живой и светится»
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было...
И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака - они были похожи на бородатых стариков...
Мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:
- Здорово!
И я сказал:
- Здорово!
Мишка сел рядом и взял в руки самосвал.
- Ого!
- сказал Мишка.
- Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?
Я сказал:
- Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее. Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.
Тут Мишка говорит:
- Не дашь самосвал?
Я говорю:
- Отвяжись, Мишка!
Тогда Мишка говорит:
- Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.
Я говорю:
- Сравнил Барбадос с самосвалом...
А Мишка:
- Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
Я говорю:
- Он у тебя лопнутый.
А Мишка:
- Ты его заклеишь.
Я даже рассердился:
- А плавать где? В ванной? По вторникам?
И Мишка опять надулся. А потом говорит:
- Ну, была не была! Знай мою доброту! На! И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.
- Ты открой её, - сказал Мишка, - тогда увидишь!
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.
- Что это, Мишка, - сказал я шёпотом, - что это такое?
- Это светлячок, - сказал Мишка.
- Что, хорош? Он живой, не думай.
- Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму...
И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит моё сердце и чуть-чуть колет в носу, как будто хочется плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.
Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
- Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
- Я, мама, променял его. Мама сказала:
- Интересно! А на что?
Я ответил:
- На светлячка! Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!
И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.
Потом мама зажгла свет.
- Да, - сказала она, - это волшебство! Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
- Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
- А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
- Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
Бианки Виталий
Красная горка
Виталий Валентинович Бианки
Красная горка
Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домком.
- Чик, - сказала Чирика на воробьином языке, - Чик, а где же мы устроим себе гнездо? Ведь все дупла в нашем саду уже заняты.
- Эка штука! - ответил Чик, тоже, конечно, по-воробьиному. - Ну, выгоним соседей из дому и зай-мём их дупло.
Он очень любил драться и обрадовался такому удобному случаю показать Чирике свою удаль. И, раньше чем робкая Чирика успела его остановить, он сорвался с ветки и помчался к большой рябине с дуплом. Там жил его сосед такой же молодой воробей, как Чик.
Хозяина около дома не было.
"Заберусь в дупло, - решил Чик, - а когда прилетит хозяин, буду кричать, что он хочет отбить у меня дом. Слетятся старики - и вот зададим соседу!"
Он и забыл совсем, что сосед женат и жена его уже пятый день мастерит гнездо в дупле.
Только Чик просунул в дырку голову, - рраз! - кто-то больно щёлкнул его по носу. Пискнул Чик и отскочил от дупла. А сзади уже мчался на него сосед.
С криком сшиблись они в воздухе, упали на землю, сцепились и покатились в канаву.
Чик дрался на славу, и соседу его приходилось уже плохо. Но на шум драки со всего сада слетелись старики воробьи. Они сейчас же разобрали, кто прав, кто виноват, и задали Чику такую встрёпку, что он не помнил, как и вырвался от них.
В себя пришёл Чик в каких-то кустах, где прежде ему никогда не случалось бывать. Все косточки у него ныли.
Рядом с ним сидела перепуганнаяЧирика.
- Чик! - сказала она так грустно, что он, верно бы, расплакался, если б только воробьи умели плакать. - Чик, мы теперь никогда больше не вернёмся в родной сад! Где мы выведем теперь детей?
Чик и сам понимал, что ему нельзя больше попадаться на глаза старикам воробьям: они забьют его насмерть. Всё-таки он не хотел показать Чирике, что трусит. Поправил клювом свои растрёпанные пёрышки, немножко отдышался и сказал беспечно:
- Эка штука! Найдём себе другое место, ещё получше.
И они отправились куда глаза глядят - искать себе новое место для житья.
Только вылетели они из кустов, как очутились на берегу весёлой голубой реки. За рекой поднималась высокая-высокая гора из красной глины и песка. Под самой вершиной обрыва виднелось множество дырок и норок. У больших дырок сидели парочками галки и рыжие соколки-пустельги; из маленьких норок то и дело вылетали быстрые ласточки-береговушки. Целая стая их лёгкой тучкой носилась над обрывом.
- Смотри, как у них весело! - сказала Чирика. - Давай и мы устроим себе гнездо на Красной горке.
Чик с опаской поглядел на соколков и галок. Он думал: "Хорошо береговушкам: они сами копают себе норки в песке. А мне чужое гнездо отбивать?" И снова у него заныли сразу все косточки.
- Нет, - сказал он, - тут мне не нравится: такой шум, прямо оглохнуть можно.
И они полетели дальше. Дальше была роща, а за рощей - домик с дощатым сараем.
Чик и Чирика опустились на крышу сарая. Чик сразу заметил, что тут нет ни воробьёв, ни ласточек.
- Вот где житьё-то! - радостно сказал он Чирике. - Гляди, сколько разбросано по двору зерна и крошек. Мы будем тут одни и никого к себе не пустим.
- Чш! - шикнула Чирика. - Смотри, какое страшилище там, на крыльце.
И правда: на крыльце спал толстый Рыжий Кот.
- Эка штука! - храбро сказал Чик. - Что он нам сделает? Гляди, вот как я его сейчас!..
Он слетел с крыши и так стремительно понёсся на Кота, что Чирика даже вскрикнула.
Но Чик ловко подхватил у Кота из-под носа хлебную крошку и - раз-раз! опять уже был на крыше.
Кот даже не шевельнулся, только приоткрыл один глаз и зорко поглядел на забияку.
- Видела? - хвастал Чик. - А ты боишься!
Чирика не стала с ним спорить, и оба принялись искать удобное место для гнезда.
Выбрали широкую щель под крышей сарая. Сюда принялись они таскать сначала солому, потом конский волос, пух и перья.
Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое яичко - маленькое, всё в розовато-бурыхпестринках. Чик был так рад ему, что сложил даже песенку в честь своей жены и самого себя:
Чирик, Чик-чик,
Чирик, Чик-чик,
Чики-чики-чики-чики,
Чики, Чик, Чирик!
Песенка эта решительно ничего не значила, зато её так удобно было распевать, прыгая по забору.
Когда в гнезде стало шесть яичек. Чирика села их высиживать.
Чик полетел собирать для неё червячков и мух, потому что теперь её надо было кормить нежной пищей. Он замешкался немного, и Чирике захотелось поглядеть, где он.
Только она высунула нос из щели, как с крыши протянулась за ней рыжая лапа с растопыренными когтями. Рванулась Чирика - и целый пучок перьев оставила в когтях у Кота. Ещё чуть-чуть - и была бы её песенка спета.
Кот проводил её глазами, запустил в щель лапу и выволок разом всё гнездо целый ком соломы, перьев и пуха. Напрасно кричала Чирика, напрасно подоспевший Чик смело кидался на Кота, - никто не пришёл им на помощь. Рыжий разбойник преспокойно съел все шесть их драгоценных яичек. Ветер поднял пустое лёгкое гнездо и скинул его с крыши на землю.
В тот же день воробьи навсегда покинули сарай и переселились в рощу, подальше от Рыжего Кота.
В роще им скоро посчастливилось найти свободное дупло. Они снова принялись таскать солому и целую неделю трудились, строили гнездо.
В соседях у них жили толстоклювый и франтоватый Щегол со Щеглихой, пёстрые Мухолов с Мухоловкой. У каждой пары был свой дом, пищи хватало всем, но Чик успел уже подраться с соседями - просто так, чтобы показать им, какой он храбрый и сильный.
Только Зяблик оказался посильней его и хорошо потрепал забияку. Тогда Чик стал осторожней. Он уже не лез в драку, а только топорщил перья и задиристо чирикал, когда мимо пролетал кто-нибудь из соседей. За это соседи на него не сердились: они и сами любили похвастать перед другими своей силой и удалью.
Жили спокойно, пока вдруг не стряслась беда.
Первый поднял тревогу Зяблик. Он жил дальше других от воробьёв, но Чик услышал его громкое тревожное: рюм-пиньк-пиньк! рюм-пиньк-пиньк!
- Скорей, скорей! - крикнул Чик Чирике. - Слышишь: Зяблик запинькал опасность!
И правда: кто-то страшный к ним приближался. После Зяблика закричал Щегол, а там и Пестрый Мухолов. Мухолов жил всего за четыре дерева от воробьёв. Если уж он увидел врага, - значит, враг был совсем близко.
Чирика вылетела из дупла и села на ветку рядом с Чиком. Соседи предупредили их об опасности, и они приготовились встретить её лицом к лицу.
В кустах мелькнула пушистая рыжая шерсть, и лютый враг их - Кот - вышел на открытое место. Он видел, что соседи уже выдали его воробьям и ему теперь не поймать Чирику в гнезде. Он злился.
Вдруг кончик его хвоста зашевелился в траве, глаза прищурились: Кот увидел дупло. Что же, ведь и полдюжины воробьиных яиц - неплохой завтрак. И Кот облизнулся. Он вскарабкался на дерево и запустил в дупло лапу.
Чик и Чирика подняли крик на всю рощу. Но и тут никто не пришёл к ним на помощь. Соседи сидели по своим местам и громко кричали от страха. Каждая пара боялась за свой дом.
Кот зацепил когтями гнездо и вытащил его из дупла.
Но в этот раз он пришёл слишком рано: яиц в гнезде не оказалось, сколько он ни искал.
Тогда он кинул гнездо и сам спустился на землю. Воробьи провожали его криком.
У самых кустов Кот остановился и обернулся к ним с таким видом, точно хотел сказать:
"Погодите, миленькие, погодите! Никуда вы от меня не денетесь! Устраивайте себе новое гнездо, где хотите, выводите птенцов, а я приду и слопаю их, да и вас заодно".
И он так грозно фыркнул, что Чирика вздрогнула от страха.
Кот ушёл, а Чик с Чирикой остались горевать у разорённого гнезда. Наконец Чирика сказала:
- Чик, ведь через несколько дней у меня непременно будет новое яичко. Летим скорей, найдём себе местечко где-нибудь за рекой. Там уж Кот не достанет нас.
Она и не знала, что через реку есть мост и что Кот частенько хаживает по этому мосту. Чик этого тоже не знал.
- Летим, - согласился он. И они полетели.
Скоро очутились они под самой Красной горкой.
- К нам, к нам летите! - кричали им береговушки на своём, на ласточкином языке. - У нас на Красной горке житьё дружное, весёлое.
- Да, - крикнул им Чик, - а сами драться будете!
- Зачем нам драться? - отвечали береговушки. - У нас над рекой мошек на всех хватает, у нас на Красной горке пустых норок много - выбирай любую.
- А пустельги? А галки? - не унимался Чик.
- Пустельги ловят себе в полях кузнечиков и мышей. Нас они не трогают. Мы все в дружбе.
И Чирика сказала:
- Летали мы с тобой, Чик, летали, а краше этого места не видели. Давай тут жить.
- Что ж, - сдался Чик, - раз норки у них есть свободные и драться никто не будет, можно попробовать.
Подлетели они к горе, и верно: ни пустельги их не тронули, ни галки.
Стали норку себе по вкусу выбирать: чтобы и не очень глубокая была, и вход пошире. Нашлись такие две рядом.
В одной они гнездо выстроили и Чирика высиживать села, в другой Чик ночевал.
У береговушек, у галок, у соколков - у всех давно уже вывелись птенцы. Одна Чирика терпеливо сидела в тёмной своей норке. Чик с утра до ночи таскал ей туда еду.
Прошло две недели. Рыжий Кот не показывался. Воробьи уж и забыли о нём.
Чик с нетерпением ждал птенцов. Каждый раз, как притаскивал он Чирике червяка или муху, он спрашивал её:
- Тукают?
- Нет ещё, не тукают.
- А скоро будут?
- Скоро, скоро, - терпеливо отвечала Чирика.
Однажды утром Чирика позвала его из норки:
- Лети скорей: один тукнул! Чик сейчас же примчался в гнездо. Тут он услышал, как в одном яйце птенчик чуть слышно тукал в скорлупу слабым клювиком. Чирика осторожно помогла ему: надломила скорлупку в разных местах.
Прошло несколько минут, и птенчик показался из яйца - крошечный, голый, слепой. На тоненькой-тоненькой шейке моталась большая голая голова.
- Да какой он смешной! - удивился Чик.
- Совсем не смешной! - обиделась Чирика. - Очень хорошенький птенчик. А тебе нечего тут делать, бери вот скорлупки да закинь их куда-нибудь подальше от гнезда.
Пока Чик относил скорлупки, выклевался второй птенчик и начал постукивать третий.
Вот тут-то и началась тревога на Красной горке.
Из своей норки воробьи услышали, как пронзительно вдруг закричали ласточки.
Чик выскочил наружу и сейчас же вер-нулся с известием, что Рыжий Кот карабкается по обрыву.
- Он видел меня! - кричал Чик. - Он сейчас будет здесь и вытащит нас вместе с птенцами. Скорей, скорей летим прочь отсюда!
- Нет, - грустно ответила Чирика. - Никуда я не полечу от маленьких моих птенчиков. Пусть будет, что будет.
И сколько ни звал Чик, она и с места не тронулась.
Тогда Чик вылетел из норки и стал, как сумасшедший, кидаться на Кота. А Кот лез и лез по обрыву. Тучей вились над ним ласточки, с криком летели на выручку к ним галки и пу-стельги.
Кот быстро вскарабкался наверх и уцепился лапой за край норки. Теперь ему оставалось только просунуть другую лапу за гнездом и вытащить его вместе с Чирикой, птенцами и яйцами.
Но в эту минуту одна пустельга клюнула его в хвост, другая - в голову и две галки ударили в спину.
Кот зашипел от боли, повернулся и хотел схватить птиц передними лапами. Но птицы увернулись, и он кубарем покатился вниз. Ему не за что было уцепиться: песок сыпался вместе с ним, и чем дальше, тем скорей, чем дальше, тем скорей...
Птицам стало уже не видно, где Кот: с обрыва неслось только облако красной пыли. Плюх! - и облако остановилось над водой. Когда оно рассеялось, птицы увидели мокрую кошачью голову посредине реки, а сзади поспевал Чик и клевал Кота в затылок.
Кот переплыл реку и выбрался на берег. Чик и тут от него не отстал. Кот был так напуган, что не посмел схватить его, задрал мокрый хвост и галопом помчался домой.
С той поры ни разу не видели на Красной горке Рыжего Кота.
Чирика спокойно вывела шестерых птенцов, а немного погодя и ещё шестерых, и все они остались жить в свободных ласточкиных гнёздах.
А Чик перестал задирать соседей и крепко подружился с ласточками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"
Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"Актуальность.Почему исчезают насекомые? Выделение этого вопроса не случайно. Данный объект природы наиболее доступен непосредств...
Проект в старшей группе «Загадочный мир насекомых»
Проект в старшей группе «Загадочный мир насекомых»...
Проект в старшей группе «Мир насекомых»
развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....
Летний проект в старшей группе по теме "Ознакомление с Насекомыми"
План летнего проекта в средней группе детского сада №1 "Светлячок" города Александровск-Сахалинский "Здравствуйте-это кто такие маленькие?!" 2017 год...
Проект для детей старшей группы "Насекомые-наши друзья"
Расширить знания детей о насекомых....
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Насекомые»
Проект поможет узнать детям больше о насекомых и научить бережному отношению к ним. Цель проекта: Формирование познавательного интереса и бережного отношения к насекомым.Задачи п...
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Насекомые-маленькие обитатели нашей природы»
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. ...