Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Осень Золотая»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шарафан Ольга Григорьевна

Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках, уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_osen.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Осень Золотая»

Задачи:
Цель:
обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
 уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
Задачи:
• развивать внимание, память
• улучшать общую моторику и координацию движений
• развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
• отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
• обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
• воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
• воспитывать чувство любви к родной природе
• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру : растениям, птицам, животным
Предварительная работа:
• Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
• Заучивание стихов об осени.
• Рассматривание пейзажных картин художников.
• Составление гербария из осенних листьев и др.
Материалы: иллюстрации «Времена года», картинки с изображением осенних деревьев, корзинка с овощами и фруктами, план-схема для составления описательного рассказа, несколько сюжетных картинок и пейзажных картин на тему «Осень».

Ход занятия

Отгадывание загадки про осень
Воспитатель: Ребята предлагаю вам послушать загадку, когда вы отгадаете ее вы сможете узнать тему нашего сегодняшнего занятия.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.. (осень)

Воспитатель: Осень – золотая пора. Почему так говорят? Посмотрите за окошко, какие деревья стоят, какие листики на кустарниках? (дети рассказывают, что они видят)

Дидактическая игра «Что раньше, что позже?»
Воспитатель: Я предлагаю вам игру «Что раньше, что позже?». Ответьте пожалуйста на мои вопросы. Что было раньше осени? А позже? Что было раньше лета? А раньше весны? А позже зимы? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Вы отлично справились.

Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул
(подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(ладони крепко к столу)

Чтение стихотворения «Приметы осени»
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая - куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень.
Станет пасмурной река -
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом, уж жди, не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь -
Значит, наступила ОСЕНЬ.

Беседа по стихотворению
- Какие приметы осени перечислены в стихотворении?
- Что вам больше всего понравилось в стихотворении?
- А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный.)
- Как вы догадались, что сегодня такая (ясная) погода?

Физминутка «Осенью»
Вокруг закрыли небо тучи,
Начал капать дождь колючий.
Долго дождик будет капать
Разведет повсюду слякоть.
Грязь и лужи на дорогах
Поднимай повыше ноги!

Приметы осени
- Как может меняться погода осень в течении дня?
- Что людям помогает определить погоду?
- А можно ли предугадать погоду без приборов?
- Раньше у людей не было приборов, они научились определять погоду по разным признакам, которые назывались – приметами.

Приметы
Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.
Гром в сентябре – к теплой осени.
Облака идут низко – к дождю и холоду.

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.)
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)
- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.) (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Рассказ об осени
Воспитатель: Давайте рассмотрим картины на тему «Осень». (Пока дети рассматривают, воспитатель вывешивает на доску план-схему для составления описательного рассказа «Осень».)
Воспитатель: А теперь всё увиденное и новое мы обобщим в рассказ об осени. (Две формы работы: коллективная и индивидуальная).
Воспитатель: Молодцы! Мне понравились ваши рассказы об осени.

Итог занятия
Воспитатель: Какое время года сейчас? Сколько осенних месяцев? Назовите их.
Воспитатель: Ребята, каждый из вас постарался сегодня на славу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?»

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» Цель: продолжать давать детям представление о смене времен го...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Путешествие в осенний лес"

Дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Осень"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Осень"Цель: Закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления об осени на основе рас...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Осень Золотая»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Осень Золотая»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Осень»

dash; Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы.– Формировать представление о характерных признаках и периодах осени.– Познакомить детей с осенними месяцами и осенними п...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных»....