Методические материалы к образовательному модулю «Экспериментирование», Опыты с бумагой для детей среднего, старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Содержание:
Опыт №1 “Снежки” из бумаги
Опыт №2 “Покатай котят”
Опыт №3 “Проявляющиеся картинки”
Опыт №4 “Водяные лилии”
Опыт №5 “Помоги мышке перенести горох (семечки) в норку”
Опыт №6 “Сильная бумага”
Опыт №7 "Как удержать толстую книгу с помощью бумаги”
Опыт №8 “Опасная бумага”
Опыт №9 “Пиратское письмо”
Опыт №10 “Спасаем книгу от воды”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_s_bumagoy_metodicheskie_materialy.docx | 806.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 73 комбинированного вида
Красносельского района Санкт- Петербурга
Методические материалы
к образовательному модулю «Экспериментирование»
Опыты с бумагой
Санкт-Петербург
2022
Содержание:
Опыт №1 “Снежки” из бумаги ..................................................................................3
Опыт №2 “Покатай котят” .........................................................................................3
Опыт №3 “Проявляющиеся картинки” .....................................................................4
Опыт №4 “Водяные лилии” .......................................................................................4
Опыт №5 “Помоги мышке перенести горох (семечки) в норку” ...........................5
Опыт №6 “Сильная бумага” .......................................................................................5
Опыт №7 "Как удержать толстую книгу с помощью бумаги” ...............................5
Опыт №8 “Опасная бумага” …...................................................................................6
Опыт №9 “Пиратское письмо” ..................................................................................6
Опыт №10 “Спасаем книгу от воды” …....................................................................7
Опыты с бумагой
№1 “Снежки” из бумаги
Цель: познакомить детей со свойством бумаги (мнется, рвется).
Материал: листы белой бумаги А4 (для принтера), полоски ткани, корзина для сбора “снежков”
Опыт. На столе лежит бумага А4, полоски ткани. Предложить детям поиграть в “снежки” в помещении, дать подумать из чего можно сделать “снежки” в группе. Как из листа бумаги сделать “снежок”? Нужно смять его в комочек. Проговариваем при этом слова:
Лист бумаги мы сжимаем
И в комочек превращаем,
Мы стараемся, катаем -
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать -
Будем мы в “снежки” играть.
Затем предложить детям из одного комочка сделать два, для этого надо развернуть и порвать листок на две части, снова смять. Повторить игру.
Вывод. Выяснили, что бумага мнется и рвется.
№2 “Покатай котят”
Цель: проверить свойство бумаги намокать.
Материал: тазики с водой, бумажные кораблики, сделанные из плотной бумаги и из салфеточной бумаги, легкие маленькие игрушки (котята), клеенка.
Опыт: Котята боятся воды, но очень хотят плавать. Можно покатать котят на корабликах. Дать возможность детям выбрать кораблик из плотной или салфеточной бумаги, покатать котят. Проверить, какой кораблик сразу утонет, а какой будет плавать и что с ним произойдет через некоторое время.
Вывод: салфеточная бумага сразу намокает и тонет, а более плотная бумага намокает через некоторое время.
№3 “Проявляющиеся картинки”
Цель: показать фокус с бумажными салфетками, используя свойство проницаемости бумаги.
Материал: полоски бумажного полотенца, сложенные пополам, маркеры цветные, мелкая тарелка с небольшим количеством воды.
Опыт. Заранее нарисовать на верхней половинке салфетки зеленым маркером контур елки, а на внутренней (невидимой) части салфетки нарисовать контур елки с игрушками. Когда ребенок, держа двумя руками, положит такую заготовку на поверхность воды, нижний рисунок проявиться и “елочка станет нарядной”. Можно придумать множество вариантов фокуса: распускаются листья на дереве; “вырастают” яблоки; гусеница превращается в бабочку; начинается дождик, человечек берет зонтик и т.п.
Вывод: бумага намокает, и проявляется рисунок с нижнего слоя сложенной салфетки, благодаря свойствам проницаемости бумаги.
№4 “Водяные лилии”
Цель: показать детям, как ведет себя согнутая бумага при намокании.
Материал: тазики с водой, вырезанные из бумаги цветы со сложенными лепестками.
Опыт. “Ребята, ночью цветочки тоже спят, как и вы. Они закрывают свои лепестки, а когда наступает утро и светит солнышко, просыпаются. Давайте понаблюдаем, как поведут себя водяные лилии?” Дети берут цветочки со сложенными лепестками и аккуратно кладут на поверхность воды. Лепестки начинают расправляться. “Но наши цветочки раскрыли свои лепесточки не потому, что светит солнышко. А почему? Может кто-то догадается? Послушать предположения детей.
Вывод: бумага впитывает воду, становиться тяжелой и лепестки цветочка расправляются.
№5 “Помоги мышке перенести горох (семечки) в норку”
Цель: догадаться, что из бумаги можно сделать кулечек, стаканчик, чтобы переносить сыпучие, мелкие предметы.
Материал: горох или семечки россыпью, листы бумаги, игрушка Мышка.
Ход опыта: на столе лежат семечки (горох), листы бумаги. Предложить детям подумать, как помочь мышке перенести сразу всё количество семечек с помощью бумаги. Пусть предложат разные варианты и попробуют сделать.
Вывод: бумагу можно складывать, придавать ей определенную форму.
№6 “Сильная бумага”
Цель: подумать, как сделать, чтобы бумага не прогибалась по грузом.
Материал: кубики, лист бумаги.
Опыт: из кубиков сделать опоры моста и положить на них лист бумаги, сверху на лист поставить кубик. Бумага под весом кубика прогнется. Нужно сложить лист бумаги гармошкой и проверить выдержит ли груз такой мост.
Вывод: чтобы бумагу сделать прочной, надо ее сложить определенным образом.
№7 "Как удержать толстую книгу с помощью бумаги”
Цель: показать детям, как удержать книгу с помощью газеты или листа бумаги.
Материал: книга или блокнот в твердой обложке, лист бумаги или газета.
Опыт: дать возможность детям подумать, как можно книгу удержать газетой. Свернув газету в трубочку, держа вертикально, можно это сделать. Или разрезать лист бумаги на несколько одинаковых полос и из них тоже сделать трубочки (склеить), на которые можно поставить книгу.
Вывод: придав бумаге определенную форму, можно добавить ей жесткости.
№8 “Опасная бумага”
Цель: выяснить, что бумага имеет режущие свойства.
Материалы: полоски из картона, бумаги для принтера, салфеточной бумаги, пластилин.
Опыт: если нет стеки для пластилина, можно ли бумагой его разрезать? Дети пробуют разрезать пластилин разной бумагой и выясняют, какая бумага с этим справляется. Также можно слепить из пластилина дерево и отрезать бумажными ножичками сучки.
Вывод: лучше резать будет картон, т.к. он плотнее. У бумаги есть острый край, бумагой можно пораниться.
№9 “Пиратское письмо”
Цель: исследовать свойство бумаги вдавливаться.
Материалы: бумага белая для принтера, простые карандаши, кисточка или палочка для суши, сундучок или коробка с конфетами (наклейками, игрушками).
Опыт. Предварительно обратным концом кисти или палочкой от суши на листе бумаги нарисовать схему расположения в группе спрятанного клада.
На полу группы лежит сложенный лист бумаги. “Ребята, посмотрите, кто-то уронил записку. Может в ней какая-то важная информация? Но как же понять, что в ней? Видно, что здесь нацарапан какой-то план.” Послушать версии детей, что будут предлагать, чтобы прочитать карту. Можно обратить внимание на простые карандаши и показать, как заштриховывать бумагу. Дети заштриховывают лист, на нем проявляется схема плана. Теперь можно найти клад!
Вывод: бумага имеет свойство вдавливаться, когда на ней чем-то нацарапать.
№10 “Спасаем книгу от воды”
Цель: узнать, как лучше сохранить намоченную книгу.
Материалы: маленькие детские книжечки, стаканчик с водой, бумажные полотенца, игрушка Мишка, пресс (коробка с деревянным конструктором).
Опыт. Разыграть ситуацию, как Мишка случайно пролил воду из стаканчика на книжку. Дети будут предлагать, как быстро убрать воду с книги - вытереть бумажными полотенцами, положить на батарею. Посмотреть, что будет с книгой, когда высохнет. Страницы при сушке на батарее станут кривыми. Предложить положить между страницами бумажные салфетки и придавить книгу прессом, периодически менять салфетки. Странички в книге высохнут и не будут такие кривые, как в первом способе. Рассказать детям еще про один способ спасти книжку - положить ее в холодильник, там книжка постепенно и высохнет (попробовать в домашних условиях).
Вывод: так как книги изготавливают из бумаги, если на них попадает вода, они могут размокнуть и порваться, поэтому надо как можно быстрее избавиться от воды: промокнуть воду бумажными полотенцами, между мокрыми страничками положить салфетки и придавить книгу прессом, меняя салфетки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «ПОМОЖЕМ ВОДЕ СТАТЬ ЧИСТОЙ» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ЦЕЛЬ: дать детям представление о водопроводе и очистке воды; Уточнить и расширить знания детей об использовании воды человеком; познакомить с истоками возникновения водопровода; применение ...
Конспект экологического КВН на тему «Человек – друг природы» для детей среднего-старшего дошкольного возраста
КВН с детьми среднего-старшего дошкольного возраста...
Конспект экологического КВН на тему «Человек – друг природы» для детей среднего-старшего дошкольного возраста
КВН с детьми среднего-старшего дошкольного возраста...
Инновационный проект "Развитие певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики"
В основе представленного педагогического проекта лежит обоснование развития певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством логоритмики, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей среднего (старшего) дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»
Занятие помогает расширить связную монологическую речь у детей и пополнить словарный запас....
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» Тема «Долгожданная весна» (старший дошкольный возраст)
Конспект образовательной деятельности по ОО "Речевое развите" с использованием интерактивных технологий "Карусель", "Хоровод", "Работа в парах"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей средне-старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему: «Петушок-золотой гребешок»
Цель: Закреплять навыки накладывания и наклеивания деталей на основу в процессе выполнения аппликации. Задачи: Образовательные:Закреплять умение детей приёмам накладывания деталей из цветной бума...