Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в пустыню»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шумкова Наталья Викторовна

Задачи:

1.Систематизировать и дополнить знания детей о природной зоне «Песчаная пустыня», её природных условиях, животном и растительном мире. Содействовать расширению знаний детей о свойствах песка. Обогатить словарный запас.

2.Содействовать развитию познавательной мотивации детей в исследовательской деятельности, коммуникативных навыков.

3.Содействовать воспитанию любознательности, желания познавать окружающий мир, бережно относиться к живой и не живой природе, умения работать в коллективе, соблюдать правила безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_pustynyu.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

 «Путешествие в пустыню»

Возрастная группа: 6-7 лет

Количество детей: 12

Тема: Путешествие в пустыню

Цель: Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

1.Систематизировать и дополнить знания детей о природной зоне «Песчаная пустыня», её природных условиях, животном и растительном мире. Содействовать расширению знаний детей о свойствах песка. Обогатить словарный запас.

2.Содействовать развитию познавательной мотивации детей в исследовательской деятельности, коммуникативных навыков.

3.Содействовать воспитанию любознательности, желания познавать окружающий мир, бережно относиться к живой и не живой природе, умения работать в коллективе, соблюдать правила безопасности.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Обеспечение занятия: мультимедиа презентация «Путешествие в Пустыню», иллюстрации с изображением разных пустынь, аудиозапись песни «Ковер-самолет», рюкзак, бутылочка с водой, разные предметы на выбор (игра «Собираем рюкзак,  панамы (на каждого ребенка),коврик, лоток с теплым песком, верблюд (игрушка), прозрачные пластиковые стаканчики с песком, закрытые крышками с трубочками для опыта «Песочная буря», стаканчики с песком (большие), с водой (маленькие) для опыта с водой, «живая» картина-сюрприз для детей.

Предварительная работа: беседы с детьми и рассматривание репродукций с изображением животных и природы разных климатических зон, игра «Собери рюкзак».

План совместной деятельности

1. Сюрпризный момент (игрушка Верблюжонок)

2. Игра «Собери рюкзак»

3. Сюрпризный момент (ковер-самолет)

4. Просмотр видео «Пустыня»

5. Опыт «Песочная буря», «Вода в пустыне»

6. Физкультминутка «Буря в пустыне»

7. Сюрпризный момент «Живая картина»

Ход совместной деятельности

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно – ориентировочный, организационный

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей сегодняшней встрече! Посмотрите, я пришла к вам сегодня не одна. Со мной мой маленький дружок, а зовут его Горбик.

Показывает детям игрушку-верблюжонка.

- Ребята, вы узнали его?

- Вы знаете, Горбик очень хочет познакомиться с вами. А вы? Хотите с ним познакомиться? Тогда, давайте будем знакомиться так: здороваемся с Горбиком, говорим  ему свое имя, и передаем другому, договорились?

- Ребята, а вы знаете, где живет верблюд, где Родина нашего Горбика?

- Действительно, верблюды живут в пустыне.

- А вы знаете, ребята, что пустыни бывают разные?

Показ иллюстраций с видами пустынь.

- Есть глиняные,  каменистые пустыни, солончаковые, где грунт пропитан солями, также есть снежные пустыни, которые находятся в Арктике и Антарктиде. Но самые знаменитые – это песчаные пустыни, именно там и живут верблюды.

- Лето в пустыне долгое и жаркое, а солнце палит нещадно.

Показ видео  «Карта мира»

 Посмотрите, самая большая пустыня расположена в Африке, а называется она «Сахара».

- Скажите, ребята, а вы хотели бы сейчас оказаться в пустыне?

-Я предлагаю отправиться в путешествие. Вы любите путешествовать? Тогда не будем терять время, нам нужно собраться в дорогу.

Дети постепенно подходят к педагогу

Ответы детей.

Дети передают игрушку друг-другу, называют свое имя, здороваются.

Ответы детей.

Дети смотрят картинки, слушают рассказ, участвуют в разговоре.

Дети смотрят на экран

Ответы детей.

Основной

Игра «Собери рюкзак» (детям предлагается выбрать те предметы на столе, которые пригодятся в путешествии по пустыне). Готовим рюкзак с лёгкой летней одеждой, обязательно панамки от солнца, солнцезащитные очки, аптечку, бинокли и фотоаппараты и т.п., а самое главное – воду. Почему?

- На чем же мы  можем отправиться в путь?

- В нашем необычном путешествии нам поможет сегодня волшебный ковер-самолет. Вы согласны лететь на нем?

Раскручивает ковер.

Звучит отрывок из песни «Ковер-самолет»

Ты наш коврик добрый будь

Отвези нас в дальний путь!

Ты лети, лети, лети...

Заклинаем: 1,2,3!

Просмотр видео «Пустыня».

Куда не кинешь взгляд – песок,

И прямо, и наискосок.

Не знают здесь, что значит тень,

 Ведь солнце жарит целый день.

- Вот мы, ребята, и прилетели с вами в пустыню.

На столе стоит ящик с песком.

-Пустыня – как море, только вместо воды песок. Солнце греет очень сильно, и песок становится горячим. Потрогайте его. Какой он?

- Песок в пустыне – как волны. Волны песка называются барханы. Давайте попробуем сделать такие волны.

- В сильный ветер барханы передвигаются и засыпают всё на своём пути. Такое явление называется «Песочная буря».

Просмотр видео «Песчаная буря»

Проведение опыта «Песчаная буря»

- Скажите ребята, что вы видите в стаканчиках? У всех получилась буря?

-Как вы думаете, ребята, что обозначает слово  «пустыня»? Действительно ли в пустыне нет ничего живого?

Просмотр видео «Растения пустыни»

- Вот такую картину можно наблюдать в пустыне. Редкие растения, которые есть в пустыне, часто погибают от жары и засухи, ведь иногда целое лето не выпадает ни капли дождя.

- На самом деле в пустыне растут растения, которые приспособились к жаркому климату: саксаул – кустарник без листьев, с очень – очень длинными корнями, уходящими глубоко в песок, где есть влага; верблюжья колючка и разные виды кактусов, вместо листьев у которых колючки, они очень помогают растениям выжить в жаркое время.

- Как вы думаете, какое животное лучше всех приспособилось к жизни в пустыне?

- Конечно, это верблюд.

Просмотр видео «Караван верблюдов в пустыне»

-Кто знает, как называется дружный ряд из верблюдов?

Правильно, караван. А вы знаете, что верблюда называют кораблем пустыни? Как вы думаете, почему?

- Ребята, а вы не знаете, что это такое, необычное на спине у верблюда?

- На спине у каждого верблюда есть жировые отложения - горбы, благодаря которым он может прожить без пищи и воды много дней. Питаются верблюды сухими кустарниками и верблюжьими колючками.

- В пустыне очень жарко. Мы с вами уже знаем, что там редко идут дожди. А если и идут, вода быстро просачивается сквозь песок. Хотите это проверить?

Опыт с водой.

- Ребята, а как вы думаете, можно ли прожить без воды? (человеку, животным, растениям)

Просмотр видео  «Оазис»

- Посмотрите, среди песков островок зелени и маленькое озеро, родниковой воды. Это – оазис. Оазис – это райский уголок пустыни, где все могут напиться водой, утолить свою жажду. Каждая капля воды может спасти жизнь. Поэтому нужно бережно относиться к воде.

-А вы ребята, хотите пить? Мы взяли с собой воду и стаканчики, давайте утолим свою жажду.

Беседа о других обитателях пустыни.

-Скажите, ребята, а кроме верблюдов есть ли еще живые существа в пустыне?

Просмотр слайдов «Обитатели пустыни»

-Действительно, населяют пустыню: пауки, жуки, ящерицы, антилопы, змеи, тушканчики, сухопутные черепахи.  Днём многих из них не увидишь, потому что они прячутся от зноя в песке, в тени кустарников, камней. А когда жара спадает, выходят на охоту и на поиск воды. Этим животным  не требуется много воды, и едят они скудную растительность.

Дети кладут в рюкзак те предметы, которые могут пригодиться им в путешествии, аргументируют свой выбор. Надевают панамы.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети садятся на ковер. Повторяют заклинание, «летят», повторяя движения за педагогом.

Дети сходят с ковра, подходят к столу.

Дети трогают горячий  песок в латке, отвечают.

Дети проводят волнистые линии пальчиками по песку.

Дети слушают, участвуют в беседе.

Дети дуют в трубочку, тем самым раздувая песок в стаканчике.

Ответы детей.

Дети отвечают.

Дети смотрят видео, участвуют в  беседе.

Ответы детей.

Дети смотрят на экран, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Ответы детей

Дети отвечают.

Дети наливают воду в стаканчики с песком, наблюдают.

Ответы детей.

Дети смотрят слайды, повторяют слово «Оазис»

Ответы детей.

Дети пьют воду.

Ответы детей.

Дети угадывают, кто изображен на слайде.

Рефлексивно-оценочный этап

Звучит звук бури.

-Ой, ребята, что это? Это же песчаная буря. Мы с вами вместе закружились. Песок попадает в глаза, в нос, в рот. Давайте присядем и укроем себя своими руками, закроем глаза, рот.

-Вроде стихла, можно выпрямиться, встать и ничего не бояться. Давайте отряхнём с нашей одежды, с наших ручек песок и легко попрыгаем.

- Ребята нам пора отправляться обратно.

Ты наш коврик добрый будь

Покажи обратный путь

Ты лети, лети, лети...

Заклинаем: 1,2,3!

Звучит песня «Ковер-самолет»

-  Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Ребята, скажите, а вам понравилось наше  путешествие?

- Давайте расскажем Горбику, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?

Сюрпризный момент

- Молодцы, вы очень  порадовали меня и Горбика  сегодня. Из путешествия обычно привозят какие-то сувениры, на память. И мы тоже  приготовили для вас такой подарок. Вы знаете, что это такое? Это - «живая» картина… Посмотрите, мелкие песчинки медленно опускаются вниз и мы видим с вами необычную картину… Она вам ничего не напоминает? Действительно, похожа на пустыню… Пусть эта картина останется у вас в группе и напоминает вам о нашем интересном путешествии. Спасибо, вам, ребята!

Дети слушают.

Дети садятся, закрывают ладошками глаза.

Дети встают, «стряхивают» песок, прыгают.

Дети садятся на ковер.

Повторяют заклинание, «летят».

Дети отвечают.

Дети передают игрушку, друг-другу, делятся впечатлениями от путешествия.

Дети наблюдают за тем, как песчинки в картине опускаются вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ".

Конспект занятия разработан к проекту "Мы будущие олимпийские чемпионы!"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Олимпию"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста  "Путешествие в страну Олимпию" ....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Олимпию" .

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста  "Путешествие в страну Олимпию" ....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Деда Мороза"

Конспект составлен с использованием интерактивной игры на СМАРТ оборудовании. Направлен на развитие познавательных способностей детей....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Деда Мороза"

Конспект составлен с использованием интерактивной игры на СМАРТ оборудовании. Направлен на развитие познавательных способностей детей....