Конспект
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Аппликация на тему «Петербургские фонари».
Подготовительная к школе группа.
Цель: Создание условий для обогащения знаний детей о родном городе, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Санкт-Петербурга, чувство уважения к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.
Задачи:
Образовательные:
-Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции, ремесла).
-Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к культуре, традициям.
Развивающие:
-Развивать связную речь детей посредством рассказов о родном городе.
-Расширять и активизировать словарь, используя слова по теме: фитиль, фонарь, фонарщик, художник, дизайнер, костюм.
-Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.
-Развивать умения выделять отдельные части и характерные признаки предметов.
-Закрепить представления о форме предметов, располагать предметы на всём листе.
Воспитательные:
- Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
Предварительная работа:
Экскурсия по СПб с родителями.
Рассматривание открыток, иллюстраций по теме.
Беседы с детьми.
Материал необходимый для проведения занятия:
Краски, мелки, бумага для рисования
Образцы работ – рисунков детей по теме: «Фонари Петербурга»
Ход НОД:
Часть№1
Воспитатель: - Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу по кругу красивую улыбку. Скажем всем: «Доброе утро!» А я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.
Воспитатель: Санкт-Петербург – город северный. Расположен он, как мы уже с вами знаем, на нескольких больших островах. Что бы перебраться с острова на остров что мы должны сделать?
Ответ детей: Взять лодку, перейти мост.
Воспитатель: Правильно. В нашем городе мостов очень много, больших и маленьких.
Как вы думаете ребята, что нужно мосту?
Ответы детей: Решётка, чтобы не упасть в воду
Воспитатель: А ещё что? Вам подсказка – загадка.
Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Фонарь)
Ответы детей: Фонари.
Воспитатель читает стихотворение:
Петербург при свете фонарей
Санкт – Петербург, любовь моя!
Я в этом городе родился,
И я в него навек влюбился!
Как восхищен его красой,
Его великими дворцами.
Его обилием мостов
Его рекой Невой,
Которой краше нет
Во всем огромном мире!
Когда зажгутся фонари
Ты словно в сказку попадаешь
И в ней навеки утопаешь
И растворяешься в ночи!
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие «Волшебные фонари Петербурга»
Давным-давно, когда ещё только начал строиться наш город Петербург, фонарей в городе не было. Люди могли передвигаться в вечернее и ночное время только с факелами.
Воспитатель: Это было не удобно. Почему, ребята, как вы думаете?
Ответы детей: Тяжело держать, можно обжечься, факел мог потухнуть.
Воспитатель: Правда, в древности улицы освещались факелами, закреплёнными на стенах домов. Но только по торжественным случаям. Царю Петру 1 не нравилось сидеть всё время в помещении в тёмное время суток, и тогда он решил привезти в город *** Что ребята?
Ответы детей: Фонари.
Воспитатель: Правильно. Что же означает слово фонарь? Фонарь от греческого слова – светоч, факел. В России Петербург стал первым городом, где появились уличные фонари. Первый фонарь появился около Петропавловской крепости, на Иоанновском мосту.
У моста Фонарь старинный
Жёлтым глазом в ночь глядит.
Часовой времён былинных,
Оперевшись на гранит…
…Два столетия минуло.
Дарит молча свет Фонарь.
Время, словно, здесь уснуло -
Ныне здесь, как было встарь!..
Воспитатель: У этих фонарей был свой «костюм». Петербургский фонарь носил полосатый костюм (белый в чёрную полоску) и имел определённое число граней.
Воспитатель: Правильно, у Петербургского фонаря 6 граней. Ребята, кто из вас знает, у какого сооружения в России был тоже такой костюм?
Ответы детей: Караульная будка.
Воспитатель: Правильно. В этих будках несли службу охранники, а фонари помогали им в ночное время суток.
Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга.
Воспитатель загадывает загадку:
Носят шляпы-огоньки.
Свет расходится кругами,
Что-то ищут под ногами.
Чудаки те ищут день,
Разгоняя ночи темь.
(Фонари.)
Проводится игра «Скажи наоборот»
Большой -**** фонарь ( фонарик)
Пример: Высокий - низкий (столб)
Узкая - ***** улица
Холодно - **** тепло (на улице)
Светло - ****** темно (на улице)
Воспитатель: Первой улицей, на которой зажглось множество фонарей, стал Невский проспект.
Воспитатель: Человека, который следил за фонарями, называли фонарщиком.
Воспитатель : Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты и полицейские. Они имели форму и бляху. Каждый фонарщик обслуживал 9-10 фонарей. Светильники висели далеко от земли, поэтому фонарщикам выдавали лестницы, а ещё маленькие ручные фонарики, кувшины и губки. В детских учебниках даже были задачки, в которых ребята решали, за какое время фонарщик выполнит свою работу.
Воспитатель: У вас, ребята, тоже будет интересное задание, но перед этим мы с вами немножко отдохнём
Проводится физминутка:
Под веселые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Воспитатель: Прошли годы, и вскоре в нашем городе зажглись новые керосиновые газовые, а затем и электрические фонари. Петербургские фонари считались одними из самых красивых в мире, поэтому у нас в городе есть даже Музей фонарей под открытым небом на Одесской улице. Там же был поставлен памятник Петербургскому фонарщику.
Воспитатель: Мы с вами увидели много фонарей. Чем они различаются? ( У каждого из них своя особенная форма, нарядная одежда). И это не удивительно, потому что придумал фонари и украсил ими город художник.
Воспитатель: В Петербурге на улицах и проспектах много красивых старинных фонарей. Попробуйте найти на картинке два одинаковых.
Часть №2 Практическая часть
Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас превратиться в художника-дизайнера. И вашей задачей будет создание эскиза фонаря. Постарайтесь найти свой образ фонаря – он освещает подъезд театра, дома, улицу или аллею в парке.
Рисовать будем поэтапно: рисуем карандашами: обводим шаблон, вырезаем фонарь, рисуем черной гуашью фон, далее приклеиваем наш фонарь.
Подведение итогов.
Воспитатель: Посмотрите, какие волшебные фонарики у нас получились. Мы настоящие с вами художники. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....