Экологическое воспитание ребенка через творческую деятельность.
статья по окружающему миру (средняя группа)
Важно с раннего возраста научить ребенка беречь и любить природу. научить смотреть и видеть, ведь главный мастер красоты - это природа!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Галина Викторовна Сенина
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 73 г. Томска
Экологическое воспитание сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного, начального, среднего, специального и высшего образования. Современные дошкольники оторваны от живой природы и её ритмов, они живут в мире техники, насыщенной высокими скоростями изменений. Эта ситуация обостряет проблему экологического образования ребёнка и усложняет воспитательную практику.
Взаимодействие с природой является важной составляющей экологического и эстетического развития ребенка дошкольного возраста. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экологическое воспитание предполагает [1]:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её):
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы [6].
Экологическое воспитание через творческую деятельность детей – это новое направление в педагогике, которое отличается от традиционного, с тем, что происходит ознакомление детей с природой. В период дошкольного возраста, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении и на участке. Он знает, что всё живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий среды обитания, пригодных для того или иного организма. Каждое существо должно иметь «свой дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с детьми, во взаимосвязи со средой обитания и выработке на этой основе правильных форм взаимодействия с ним, и необходимость защиты окружающего мира.
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно, совершенствовать творческие способности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.
Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Трудно представить себе творческое развитие детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель, она помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности [3].
Главная задача в экологическом воспитании через творческую деятельность – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование творческих способностей. Она неисчерпаемый источник впечатлений и эмоционального воздействия на ребёнка.
Экологическое воспитание через творческую деятельность будет эффективным только в том случае, если это целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Например, в процессе наблюдения описать цвета и оттенки закатного неба и рассвета, описать форму облаков и их окраску, опишите звездное небо и луну, покажите все это. Обратить внимание на особенности и оттенки лепестков, листьев, понаблюдать, как набухают и распускаются бутоны или листья начинают желтеть, как распускаются цветы и созревают семена. Ребёнку необходимо выбрать дерево в ближайшем окружении, которое он находит наиболее привлекательным, и понаблюдать за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к своему любимому дереву как к дружелюбному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему [2].
В процессе наблюдения у ребёнка включены все анализаторы:
- зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта;
- слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка.
- вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды;
- осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи так же волнуют воображение ребенка.
Всё это повысит интерес детей к природе, пробудит желание отражать её явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают к ней эстетические чувства, что способствует повышению эффективности воспитательной работы с дошкольниками.
Используемая литература
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Консультант Плюс : справочно-правовая система. – URL: http://www. consultant.ru.ru (дата обращения : 01.09.2022).
- Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду : Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. — Москва, 2018.
- Сорочук, Т. А. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/24/picture-43637.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-406184-1392577060.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников через трудовую деятельность
Презентация включает себя виды трудовой деятельности, формы организации труда, памятку-обращение к воспитателям, правила поведения для ребят....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-439597-1398006605.jpg)
"Экологическое воспитание дошкольников через продуктивную деятельность" (Презентация опыта работы)
Полученные знания детей по экологии будут лучше и глубже усвоены, если будут закрепляться с помощью продуктивных видов деятельности.Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-237933-1508099877.png)
Проект: Экологическое воспитание детей через трудовую деятельность.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-540253-1429172630.jpg)
Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам работы по самообразованию за 2012-2014 г.г.
Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам работы по самообразованию за 2012-2014 г.г. Необходимость интенсивной просветительской работы по формированию...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682887-1444307284.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность
ДОКЛАД: «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/20/picture-642509-1437415641.jpg)
Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей»
Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей» ...
- Мне нравится (1)