Экологическое воспитание ребенка через творческую деятельность.
статья по окружающему миру (средняя группа)

Галина Викторовна Сенина

Важно с раннего возраста научить ребенка беречь и любить природу. научить смотреть и видеть, ведь главный мастер красоты - это природа!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Галина Викторовна Сенина

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 73 г. Томска

Экологическое воспитание сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного, начального, среднего, специального и высшего образования. Современные дошкольники оторваны от живой природы и её ритмов, они живут в мире техники, насыщенной высокими скоростями изменений. Эта ситуация обостряет проблему экологического образования ребёнка и усложняет воспитательную практику.

Взаимодействие с природой является важной составляющей экологического и эстетического развития ребенка дошкольного возраста. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экологическое воспитание предполагает [1]:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её):
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы [6].

Экологическое воспитание через творческую деятельность детей – это новое направление в педагогике, которое отличается от традиционного, с тем, что происходит ознакомление детей с природой. В период дошкольного возраста, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении и на участке. Он знает, что всё живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий среды обитания, пригодных для того или иного организма. Каждое существо должно иметь «свой дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с детьми, во взаимосвязи со средой обитания и выработке на этой основе правильных форм взаимодействия с ним, и необходимость защиты окружающего мира.

Детское творчество – одна  из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно, совершенствовать творческие способности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Трудно представить себе творческое развитие детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель, она помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности [3].

Главная задача в экологическом воспитании через творческую деятельность – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование творческих способностей. Она неисчерпаемый источник впечатлений и эмоционального воздействия на ребёнка.  

Экологическое воспитание через творческую деятельность будет эффективным только в том случае, если это целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Например, в процессе наблюдения описать цвета и оттенки закатного неба и рассвета, описать форму облаков и их окраску, опишите звездное небо и луну, покажите все это. Обратить внимание на особенности и оттенки лепестков, листьев, понаблюдать, как набухают и распускаются бутоны или листья начинают желтеть, как распускаются цветы и созревают семена. Ребёнку необходимо выбрать дерево в ближайшем окружении, которое он находит наиболее привлекательным, и понаблюдать за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к своему любимому дереву как к дружелюбному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему [2].  

В процессе наблюдения у ребёнка включены все анализаторы:

  • зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта;
  • слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка.
  •  вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды;
  • осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи так же волнуют воображение ребенка.

Всё это повысит интерес детей к природе, пробудит желание отражать её явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают к ней эстетические чувства, что способствует повышению эффективности воспитательной работы с дошкольниками.

Используемая литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта  дошкольного образования» // Консультант Плюс : справочно-правовая система. – URL: http://www. consultant.ru.ru (дата обращения : 01.09.2022).
  2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду : Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. — Москва, 2018.
  3. Сорочук,  Т. А. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

Экологическое воспитание дошкольников через трудовую деятельность

Презентация включает себя виды трудовой деятельности, формы организации труда, памятку-обращение к воспитателям, правила поведения для ребят....

"Экологическое воспитание дошкольников через продуктивную деятельность" (Презентация опыта работы)

Полученные знания детей по экологии будут лучше и глубже усвоены, если будут закрепляться с помощью продуктивных видов деятельности.Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира...

Проект: Экологическое воспитание детей через трудовую деятельность.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество.  Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух...

Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам работы по самообразованию за 2012-2014 г.г.

Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам  работы по самообразованию за 2012-2014 г.г. Необходимость интенсивной просветительской работы по формированию...

Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность

ДОКЛАД: «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность»...

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей»

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей» ...