НОД "Дикие животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Антонова Елена Владимировна

Цель данного конспекта -обобщение и закрепление знаний детей о диких животных нашего леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dikie_zhivotnye.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  дошкольное учреждение

        детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков Тверская обл.

               

                       

                       Конспект НОД

           «Дикие животные»

                       подготовительная группа

                                                     

                                                             

                                                               

                                                               

                                                            Воспитатель высшей категории

                                                                              Антонова Елена Владимировна

                                                      2022.

Цель: Обобщить представления детей о животных нашего леса.

Задачи:

1.Образовательные:

— Активизировать словарь по теме «Животные нашего леса»

— Познакомить с интересными фактами из жизни животных

2.Развивающие:

— Развивать умение  составлять рассказ о животных

— Развивать память, внимание, творческое мышление

3.Воспитательные:

— Воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание помочь товарищу

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, магнитофон, тетради в клеточку, ручки.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие.

А для этого нужно отгадать загадку.

                      Дом со всех сторон открыт.

                     Он резною крышей крыт.

                     Заходи скорее в дом –

                     Чудеса увидишь в нем. (Лес).

- Почему мы лес называем домом? (Ответы детей).

- Лес для животных – это большой дом с маленькими квартирами; где каждый найдет себе пищу по вкусу.

- Приходилось ли вам гулять  по лесу? Расскажите.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто живет в лесу?

Дети: Звери и птицы, различные насекомые, жучки и паучки.

- А какие животные живут в наших лесах?

(лисы, ёжики, зайцы, лоси, белки, волки, барсуки)

   Воспитатель: Даже знакомый, давно исхоженный лес таит в себе массу загадок. Несмотря на царящую в нем обычно тишину, лес полон жизни. Его населяет великое множество животных, птиц, насекомых.

В  лесу можно увидеть много интересного: зайца, белочку-хлопотунью, как работают дятлы, как пищат и тащат в свой дом травку мышки, как пчёлы собирают сладкий сок - нектар  и многое другое.

Вот о них мы  с вами и поговорим. Люди всегда наблюдали за повадками животных и складывали о них загадки.

        

Воспитатель: Маленький, беленький:

                             По лесочку прыг-прыг,

                            По снежочку тык-тык. (заяц)

- Какой заяц? Что вы про него знаете? Чем питается?

-  Посмотрите на фото. В какое время показан заяц? Почему вы так решили?

А вот другая картинка. Какое здесь время года? Как вы догадались?

Заяц —  линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается

в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище

не готовит. Бегает по лесу в поисках травы  — ведь зимой придётся питаться только корой и ветками деревьев.

 Все знают, что у зайца длинные уши и короткий хвостик. А ещё, что он большой трусиха. В лесу это самый уязвимый зверёк. Увидеть его близко почти невозможно. Опасаясь хищников, он скрывается среди деревьев и кустарников. И не жить бы заячьему роду, если бы не придумали зайцы, как хитростью обмануть врага. Напутает заяц следов: то петель наделает, то взад-вперёд одним следом раза три пройдёт, то вдруг большим прыжком в сторону «скинется», затаится под кустом в снегу. А если опасность совсем близко, заяц отталкивается сильными задними ногами, делает прыжок — сразу на пять метров — и убегает.

 Пока враг разберётся в путанице, зайца и след простыл!

Воспитатель:   Жёлтая хозяюшка

                               Из лесу пришла,

                               Всех курей пересчитала

                              И с собою унесла…(лиса).

- Какая лиса? (Ответы детей)

Лисица - самая хитрая обитательница лесов. Она всегда знает, где лучше жить, что есть, как избежать опасности. Часто селится недалеко от деревень, где легко что-нибудь раздобыть. Лиса — устраивает своё жилище в старых норах других животных. Главный корм лисицы не куры и зайцы, а мелкие грызуны: полёвки и мыши. Этим лисы приносят большую пользу. Конечно, она не упустит случая схватить зазевавшегося зайца или тетеревёнка, но если в округе нет мелких грызунов, лисица там будет редкостью. У лисицы великолепный слух: она слышит, как шуршит мышь в траве под толстым слоем снега. Наблюдать охоту лисицы зимой - редкостное удовольствие! Тихо, крадучись, идёт она по снежному полю, неожиданно замрёт в неподвижности, прислушается... И вдруг резким прыжком, оттолкнувшись всеми лапами, взлетает над снегом и ныряет в него, так что только пышный хвост снаружи. Мгновение - и она снова на виду, а в пасти мышь! У лисицы красивый густой мех рыжего цвета. Он защищает её от морозов. Поэтому зимой лисица может спать прямо на снегу и не замерзать.                                              

Воспитатель:  Кто по ёлкам ловко скачет

                             И взлетает на дубы?

                             Кто в дупле орешки прячет,

                             Сушит на зиму грибы?(белка)

- Как вы её узнали?

Белка - самый симпатичный обитатель лесов. Большеглазая , ушастенькая мордочка с пышными усами, задорный пушистый хвост, гибкое тельце – прелесть, а не зверёк! Белка чаще других зверей попадается на глаза. Она житель  старого елового леса, питается семенами ели, которые искусно достаёт из шишек. Очень любит лесные орехи и грибы, которые сушит, наколов на сучок. Для ночёвки она строит гнездо с крышей из веток и спит там  даже в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом.  В этом же гнезде она летом бельчат выкармливает.

Осенью белочка запасает на зиму орехи, желуди и сушит грибы на ветках. Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка обрастает пушистым голубоватым мехом. Белка – очень подвижный зверек. Когда она прыгает с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост, и он – как  парашют - поддерживает ее в воздухе, помогает ей сохранять равновесие, а может даже спрыгнуть с большой высоты на землю.

Воспитатель:   Серовато, зубовато-

                                По полю рыщет,

                               Телят, ягнят ищет. (волк)

- Расскажите, что вы знаете про волка

- Опасное животное волк? Как вы,  думаете, волк опасен для людей? Что нужно делать, чтобы не столкнуться с этим опасным животным?

Волк — сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и

прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки

много часов, несколько дней может обходиться без еды.

Волк очень похож на собаку, только гораздо крупнее её. Живут волки в лесу семьями, а зимой несколько семей объединяются в большую стаю.

Вожак стаи всегда знает, где находится каждый его подопечный, по громкому вою. Так волки сообщают друг другу о добыче, появлении других волков или людей. Волк –  хищник.  Вся волчья жизнь - это выслеживание добычи и погоня за ней. А добыча - это всё живое, от лося и кабана до зайчишки и мыши. Нет добычи в лесу - волки выходят к деревням, нападают на коров и овец, собак дворовых прямо с крыльца уносят.  

Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики

У каждого животного свой дом. А в сказке «Теремок» они встречаются все вместе. Давайте поиграем в игру «Теремок».

Стоит в поле теремок (дети поднимают вверх руки домиком)

Он не низок, (приседают)

Не высок, (поднимаются на носочках, руки вверх)

На двери висит замок (соединяют руки в замок)

Кто его открыть бы смог? (вертят замок)

Слева заяц, ёж и мишка (повороты влево)

Отодвиньте-ка задвижку (вертят замок)

Справа лисонька и волк (повороты вправо)

Звери дружно отворяют теремок (разводят руками в стороны)

Воспитатель:    Вперевалку зверь идёт, 
                                По малину и по мёд. 
                               Любит сладкое он очень. 
                               А когда приходит осень, 
                              Лезет в яму до весны, 

                                Где он спит и видит сны (медведь)

- Медведь! Кто же его не знает? Герой сказок и басен, цирковой артист, частый гость голубого экрана. Достаточно посмотреть на сильные когти медведя, чтобы понять - это хищник. Но особый хищник: всё лето медведь питается травой и насекомыми-муравьями, жуками, личинками разными. Медведь — большой сластёна. На открытых полянах он любит полакомиться ягодами и мёдом, орехами. А  так же полежать среди травы, кустарников, во мху. А зимой, когда всё снегом покрыто, медведь ничего не ест: до самой весны спит себе в берлоге. Просыпается только, когда первые проталины покажутся. Бурый медведь — очень сильное животное.

 Воспитатель:   Ходит по лесу Красавец,
                               Сквозь чащобы продираясь.
                               Носит рогов корону.
                               Рогами крепит оборону.
                               Если встретить довелось,
                               Знайте, дети, это (Лось.)

- Ребята,  что вы знаете про лося? (ответы детей)

«Лесной великан» - говорят о лосе. У него широкие тяжелые рога, похожие на лопаты. Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега. Посмотрите, какие у него длинные и сильные ноги. Зимой лось объедает осиновую кору и ветки, а летом болотные травы, листья и молодые побеги. Лось – мирное и неопасное  животное, но сильное. Его оружие не рога, а острые копыта. Удар их очень опасен. Копытами лось обороняется от волков и нередко выходит победителем. Только голодные волки осмеливаются напасть на лося. Ростом он выше человека. Несмотря на свои размеры, двигается он легко и бесшумно.

Воспитатель:   Из иголок колобок.

                               Кто свернулся здесь в клубок?

                               Не поймешь, где хвост, где носик,

                               На спине продукты носит,

                              В общем, сразу не поймешь,

                               Кто же это всё же? (ёж)

- Как вы догадались, что  это ёж? Какой он?

                            Что ты  ёж такой колючий?

                            Это я на всякий случай:

                            Знаешь, кто мои соседи?

                            Лисы, волки и медведи!

 

- Для чего же ёжику иголки? Как спасается?  Чем он питается?  Как зимует? (ответы детей)

- Ежик — небольшой зверёк. Его тело со спины и с боков покрыто твёрдыми иголками. Попробуйте взять его в руки — он обязательно свернётся в колечко. Так он не даёт добраться до своего животика. Поэтому у ежей почти нет врагов. Чуткий нос  ежа  докладывает обо всём, что происходит вокруг.

На прогулку ёж выходит с заходом солнца. В это время он не прочь и поужинать. И ест он не только ягоды, но и лягушек, дождевых червей, улиток, ящериц и змей, которых совсем не боится, и не хуже кошки охотится за мышами. Ёжик  с наступлением холода подыскивает укромное место. Он ищет нору под корнями дерева, чтобы проспать до наступления весны.

Воспитатель: Видите, какие все животные красивые, разнообразные, и каждое животное по-своему полезное.

  Физкульминутка    

                         

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Раз, два, три -2раза.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём

И  вразвалочку идём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра,

И учиться нам пора.

Литературная викторина

Про животных народ сложил много сказок.

В каких сказках встречаются животные? (ответы детей)

«Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой»

«Лисичка — сестричка и серый волк», «Заяц — хваста»

«Теремок», «Рукавичка».

 Д/и «Кто лишний?» 

 Посмотрите внимательно на картинки и скажите, кто из них лишний и почему.

1) лось, заяц, лиса

Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.

2) медведь, белка, ёж

Медведь и ёж зимой спят, а белка — нет

3) волк, заяц, белка

Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк — нет.

4) барсук, лиса, медведь

Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.

Игра малой подвижности

 А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру.  

Я  называю животного и кидаю мяч.

А вам надо ответить и вернуть мяч мне.

        

1.  «Кто где живёт…?»

— Медведь живёт в берлоге.

— Волк живёт в логове.

— Белка живёт в дупле.

— Ёж живёт в норе.

— Лиса живёт в норе.

— Барсук живёт в норе.

— Заяц живёт под кустом.

— Лось живёт в лесу.

2. Доскажите предложение:

Трусливый, как …….(заяц)

Колючий, как……….(ёж)

Злой, как ………(волк)

Хитрый,  как …….(лиса)

Могучий, как…….(лось)

Косолапый, как…(медведь)

Сильный, как….(кабан)

 3.«Назови признаки животного»

Лиса - рыжая, хитрая.

Заяц - трусливый, робкий.

Медведь - неуклюжий, косолапый.

Белка - проворная, быстрая.

Волк - серый, страшный.

Лось - рогатый, сильный.

Ёж  - колючий, хитрый.

Барсук — аккуратный, трудолюбивый.

Кабан – мощный, клыкастый.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

— Какие животные встретились нам? (ответы детей)

— Что между ними общего?

Ответы детей: Это дикие животные, Они сами заботятся о своём жилище, сами добывают себе пищу.

Работа в тетрадях в клеточку.

(Во время работы звучит вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

      Список используемой литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог - М. Мозаика-Синтез, 2005
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Конспект занятия "Ленинградский зоопарк" в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака "Про всё на свете", Азбука Санкт-Петербурга" по лексическим темам: "Домашние животные" "Дикие животные", "Животные жарких и северных стран".

Конспект занятия «Ленинградский зоопарк» в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака« Про всё на свете», « Азбука Санкт-Петербурга»по лексическим темам: &la...

Тема недели (дня): «Животный мир» Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных. 2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешнем виде, способе передвижения, питании. Закрепление знаний о вне

Тема недели (дня): «Животный мир»Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных.2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешне...