Игровое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста на основе ТРИЗ "Аналогика"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Старостенко Елена Викторовна

Данное игровое пособие разработано на основе метода аналогии, одного из основных методов ТРИЗ. Игра состоит из набора карточек с картинками. Игровое пособие представлено 4 вариантами игр. Игры просты в понимании, при показе педагога дети могут играть самостоятельно. Для игры требуются только большая поверхность и карточки. Принцип игр заключается в том, что дети подбирают аналогии к картинкам, только делают это разными способами, например, выкладывают цепочку, кроссворд и т. д. Плюсы игры: дети могут играть самостоятельно, одновременно могут играть как двое, так и много ребят, игру можно создать самостоятельно, требуется только распечатать и подготовить картинки. Игра может быть интересна не только детям, но и взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_triz_analogika.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра ТРИЗ «Аналогика» Автор: Старостенко Елена Викторовна В оспитатель МАДОУ «Детский сад № 57»

Слайд 2

Игровое пособие с применением метода аналогии ТРИЗ «Аналогика» Автор: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 57» Старостенко Елена Викторовна Игра разработана для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: развитие способности детей находить сходства между предметами на основе различных свойств и признаков. Задачи игры: развивать речь, образное и абстрактное мышление, умение анализировать, развивать самостоятельность и предоставлять творчество в играх. Данное игровое пособие состоит из набора карточек с разнообразными картинками, игрового кубика, фишек и инструкций к играм. Карточки можно использовать не только непосредственно для игр, но и на занятиях, для знакомства с прямой аналогией.

Слайд 3

Аналогия и её виды. Аналогия – это управляемый механизм творчества. Аналогии бывают 4 видов: Прямая Фантастическая Символическая Личная Данное игровое пособие познакомит детей с прямой аналогией. Аналогия – это соответствие (сходство) между предметами на основе отдельных свойств. Прямые аналогии бывают разных видов: по цвету (помидор – клубника), по форме (солнце – тарелка), по внешнему виду (лампочка – груша), по свойствам (лимон – витаминка ), по функции (лампа – свеча), по ситуации (ноги птиц – шасси самолета), компонентная (комната дома – каюта корабля).

Слайд 4

Варианты игр: 1 вариант игры «Цепочка» Количество игроков: от 2 и больше. Правила игры: любое (по желанию детей) количество карточек выкладывается в линию картинкой вниз. Первая карточка открыта картинкой вверх. Игроки по очереди открывают карточки и ищут аналогии (сходства) между картинками. Если не находят аналогии, то забирают карточку, если находят, карточка остается в игре. Следующий игрок подбирает аналогии к предыдущей картинке по цепочке. Побеждает игрок, у которого будет меньше карточек на руках к концу цепочки. Можно усложнить игру, бросая кубик и выбирая определенный вид аналогии: 1 – по цвету (например, желтое солнце и желтый цыпленок), 2 – по форме (например, прямоугольный шкаф и прямоугольная книга), 3 – по свойствам (сходство по какому-либо признаку, например, холодное мороженное – холодный снеговик), 4 – по функции (сходство действий, например, машина едет – велосипед едет), 5 – компонентная (сходство элементов, входящих в предметы, например, листочки у дерева и у книги), 6 – по внешнему виду (например, зонтик и гриб)

Слайд 5

Варианты игр: 2 вариант игры «Кроссворд» Количество игроков: от 2 и больше, возможно играть одному. Правила игры: игрокам раздается одинаковое количество карточек по желанию детей, например, по 6. По очереди игроки выкладывают карточки так, чтобы сходные по какому-либо признаку картинки стояли рядом. Отличие от предыдущего варианта в том, что к одной картинке можно подобрать несколько картинок в зависимости от свободных сторон, то есть карточки можно соединять в разных направлениях. Таким образом игровое поле должно напоминать обычный кроссворд, только вместо букв картинки. Для усложнения игры можно использовать игровой кубик, чтобы при каждом переходе хода игроки бросали кубик и выбирали вид аналогии (по цвету, по форме, по функции и др.) Побеждает тот, у кого быстрее других закончатся карточки. Если игрок один, он может просто выкладывать «кроссворд» из карточек, стараясь использовать как можно больше картинок. Виды аналогии: 1 – по цвету (например, желтое солнце и желтый цыпленок), 2 – по форме (например, прямоугольный шкаф и прямоугольная книга), 3 – по свойствам (сходство по какому-либо признаку, например, холодное мороженное – холодный снеговик), 4 – по функции (сходство действий, например, машина едет – велосипед едет), 5 – компонентная (сходство элементов, входящих в предметы, например, листочки у дерева и у книги), 6 – по внешнему виду (например, зонтик и гриб).

Слайд 6

Варианты игр: 3 вариант игры «Лабиринт» Количество игроков: от 2 до 4. Правила игры: Карточки выкладываются картинками вниз в форме закрученного в спираль лабиринта (количество карточек по желанию игроков). Фишки игроков стоят в центре на открытой картинкой вверх карточке. Игроки по очереди бросают игровой кубик, число на нем показывает, насколько может передвинуть фишку игрок, если найдет аналогию между картинкой на той карточке, на которой он находится, и картинкой той карточки, на которую он собирается переместить фишку. Если игрок подбирает аналогию, он передвигается по лабиринту и переворачивает карточку картинкой вверх, если нет, то остается на месте. Открытые карточки в подсчете ходов учитываются, если следующему игроку выпадает открытая карточка, он тоже должен подобрать к ней аналогию. Выигрывает игрок, у которого первым удается выбраться из лабиринта

Слайд 7

Варианты игр: 4 вариант игры «Мемо – аналогии» Количество игроков: от 2 до 4. Правила игры: Любое количество карточек по желанию игроков выкладывается картинками вниз в форме квадрата или прямоугольника. Игроки по очереди выбирают по 2 карточки. Если игрок находит аналогию между картинками на них, то забирает пару карточек, если нет, карточки возвращаются на свои места картинками вниз. Выигрывает тот игрок у кого в конце игры останется больше пар карточек. Конец игры наступает тогда, когда на столе не остается карточек или между оставшимися карточками нельзя найти аналогии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание....

Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста Лэпбук «Правила дорожного движения»

Наше пособие лэпбук « Правила дорожного движения» мы изготовили для изучения с детьми правил дорожного движения.  Благодаря содержанию лэпбука дети познакомятся с  дорожными знак...

Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук «Любознайки»

Пояснительная записка:Дидактическое пособие лэпбук «Любознайки» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на формирование любознательности детей, знакомс...

Полифункциональное дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Диск настроения»

Данное методическое пособие направленно на развитие мелкой моторики, координации движений детей дошкольного возраста. Нетрадиционный материал, не требует больших финансовых затрат, поэтому его могут и...

Методическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра Домино "Дымковские узоры" для детей среднего и старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию....

Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста Лэпбук «Правила дорожного движения»

Дидактическое пособие "Правила дорожного движения" предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Является средством развивающего обучения. Используется воспитателем в раб...

Развивающее пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию исследовательских навыков: "Шумовые коробочки «Шумелки»

В данном материале я делюсь аннотацией к развивающему пособию по формированию исследовательских навыков "Шумовые коробочки "Шумелки", выполненное своими руками из бросового материала....