Развивающее пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию исследовательских навыков: "Шумовые коробочки «Шумелки»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая группа)
В данном материале я делюсь аннотацией к развивающему пособию по формированию исследовательских навыков "Шумовые коробочки "Шумелки", выполненное своими руками из бросового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchee_posobie_shumovye_korobochki.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающее пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию исследовательских навыков:
Шумовые коробочки «Шумелки»
Известно, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. В группах детских садов создаются лаборатории, уголки экспериментирования – место, где дети самостоятельно и с помощью педагогов занимаются исследовательской деятельностью. И наша группа не исключение.
Задача же воспитателя – поддержать этот интерес и создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
В рамках решения этой задачи, для пополнения предметно -развивающей среды в уголке экспериментирования, мною было создано пособие, направленное на исследование звуков, которые издают знакомые детям предметы, сравнение их друг с другом, поиск ответов на вопросы: «Почему одни предметы звучат громче, а другие тише», нахождение одинаково звучащих предметов, определение понятия «Громко», «громче, чем» «Тихо», «тише чем» и др.
Можно выделить несколько задач, которые решает данное пособие:
- Формировать умение различать и дифференцировать шумы.
- Развивать слуховое внимание, память и логическое мышление.
- Развивать умение находить взаимосвязь между свойствами предмета и их звучанием.
- Тренировать мелкую моторику и координацию движений.
- Способствовать развитию любознательности и исследовательских навыков.
- Улучшить навыки коммуникации, умение работать в парах или группах.
Состав игры: прозрачная коробка с крышкой, 9 разноцветных пластиковых баночек из-под лекарств, карточки с заданиями. Банки заполнены различными наполнителями - крупы, монеты, галька, пуговицы и т.д., которые при сотрясении издают разные шумы. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого.
Как работать с данным пособием. Прежде всего необходимо познакомить детей со всеми шумовыми коробочками, вместе исследовать звучание каждой из них. Далее обращаем внимание на то, как нужно держать и трясти коробочку, чтобы звук раскрылся полностью.
После того, как дети познакомятся со звучанием каждой коробочки, можно предложить несколько вариантов игр с данным пособием. Например такие:
«Найди пару» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация шумовых различий (составление пар одинаковых шумов).
Воспитатель предлагает послушать звучание определенной коробочки и среди остальных коробочек найти ту, которая звучит также, то есть найти ей пару.
«Составь ряд» Цель: развитие слухового внимания, формирование умения различать и дифференцировать шумы.
Воспитатель предлагает расставить три шумовые коробочки в ряд на карточке, но не просто так, а от самого громкого звука к самому тихому. Ребенок ищет самый громкий, затем самый тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами.
Задание наоборот: расставить три шумовые коробочки в ряд от самого тихого звука к самому громкому.
«Звуковое лото» Цель: развитие слухового внимания, умение детей соотносить картинку на карточке с озвученным предметом.
Воспитатель предлагает ребенку угадать, что лежит в контейнерах, и поставить их на соответствующую картинку на карточке.
«Карусель»
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, логического мышления. Дети по очереди крутят стрелку на карточке с изображением круга, разделенного на сегменты, в каждом из которых изображен предмет. Их задача найти коробочку со звуком, соответствующей картинке на которую указала стрелка.
Опыт использования данного пособия в нашей группе показал, что дети с большим удовольствием интересуются играми, которые сделаны своими руками. «Шумелки» - одна из таких игр. Держа в руках эти яркие коробочки, ребенок пытается разгадать загадку: «Что за звук прячется в ней? Какой предмет издает этот звук?» И видя стремление ребенка найти ответы на свои вопросы, чувствуешь удовлетворение от проделанной работы и это мотивирует на реализацию новых интересных идей.
В завершении хочется сказать, что не зря детскому экспериментированию придают такое большое значение в педагогике, ведь ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успехов, умение оценивать и восхищаться достижением друга и готовность прийти ему на помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста Лэпбук «Правила дорожного движения»
Наше пособие лэпбук « Правила дорожного движения» мы изготовили для изучения с детьми правил дорожного движения. Благодаря содержанию лэпбука дети познакомятся с дорожными знак...
Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук «Любознайки»
Пояснительная записка:Дидактическое пособие лэпбук «Любознайки» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на формирование любознательности детей, знакомс...
Полифункциональное дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Диск настроения»
Данное методическое пособие направленно на развитие мелкой моторики, координации движений детей дошкольного возраста. Нетрадиционный материал, не требует больших финансовых затрат, поэтому его могут и...
Методическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра Домино "Дымковские узоры" для детей среднего и старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию....
Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста Лэпбук «Правила дорожного движения»
Дидактическое пособие "Правила дорожного движения" предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Является средством развивающего обучения. Используется воспитателем в раб...
Игровое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста на основе ТРИЗ "Аналогика"
Данное игровое пособие разработано на основе метода аналогии, одного из основных методов ТРИЗ. Игра состоит из набора карточек с картинками. Игровое пособие представлено 4 вариантами игр. Игры просты ...