Знакомство сродным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру

Методическая разработка направлена повышение качества патриотического воспитания детей дошкольного возраста через формирование интереса и любви к своему родному краю, передачу детям знаний о прошлом и настоящем своей малой родины. В методической разработке рассмотрены понятие и сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Предлагается методика ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем и формирования у дошкольников нравственно – патриотических чувств.
Методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций, родителей детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12 «Ладушки» города Салаира»

С. В. Городнова

Знакомство сродным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Методическая разработка

Салаир
2022


Автор – составитель Городнова Светлана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12 «Ладушки» города Салаира»

Городнова, С. В. Знакомство с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: методическая разработка / С.В. Городнова. – Салаир: МАДОУ «Детский сад № 12 «Ладушки» города Салаира», 2022.- 42 с.

Методическая разработка направлена повышение качества патриотического воспитания детей дошкольного возраста через формирование интереса и любви к своему родному краю, передачу детям знаний о прошлом и настоящем своей малой родины. В методической разработке рассмотрены понятие и сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Предлагается методика ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем и формирования у дошкольников нравственно – патриотических чувств.

Методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций, родителей детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Понятие и сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста                                                                                                                     5

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями    9

Перспективный план воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями                                                          14

Заключение                                                                                                             18

Список литературы                                                                                                20

Приложения

Приложение 1                                                                                                         22

Приложение 2                                                                                                         33

Приложение 3                                                                                                         39

Введение

        В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

        Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал». И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

        Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символикой. То есть, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

        Решение этих задач возможно только совместными усилиями всех участников воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами, а также социальными партнерами).

        Из всего выше сказанного, видно, что проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем является одной из актуальных задач дошкольного образования. Работа над ней должна носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях, находить отклик в семье.

        Целью такой работы является повышение качества патриотического воспитания дошкольников через формирование интереса и любви к своему краю, передача детям знаний о прошлом и настоящем родного края.

Понятие и сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста

        Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др.

        Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Князькова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».[1]         Многие отечественные педагоги трактовали патриотизм как любовь к Отечеству. Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.

        1-й этап. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: "люблю я родину, за что не знаю сам". Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К. Д. Ушинского: " как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями", опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.

        2-й этап. Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде - окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т.д. Необходимо также отметить, что Родина - это не только страна с её языком, историей, обычаями, это ещё и люди, населяющие её. Поэтому отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, "особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому", - писал Я.А. Коменский [3].

        3-й этап. Привязанность к физической среде с её реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.

        4-й этап. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. Эту мысль высказывали многие писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич, писала, что родной язык "…как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать" [2].

        5-й этап. Объективная оценка родного. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.

        6-й этап. Изучение историко-культурного развития других народов в переход от идеи своего народа к идее народа и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу [5].

        7-й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо отечества.

        Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого.

        Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

        По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [4].

        Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [8].         Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.         Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что патриотическое воспитание как научная категория многоаспектна.

        Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам общечеловеческой и национальной культуры, природе родного края, города, воспитание эмоционально-ценностного отношения, чувства сопричастности, привязанности к родному городу.

        Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников, с использованием педагогом современных технологий патриотического воспитания детей [10].

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Знакомство дошкольников с родным краем является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство городов, историю возникновения края, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, край, страна [7].

Важно создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и отношения, составляющих в конечном итоге, патриотизм: привязанности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, что нужен обществу.

Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные из них: программа ознакомления с социальным миром «Я — человек» С.А. Козловой, программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой [9]. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством патриотического воспитания. Ведущей формой работы является непосредственно образовательная деятельность (Приложение 1) с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности в том числе и с родителями. Дети старшей или подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной чаще всего в виде дерева и представляют ее во время совместных досугов, родительских собраний, проводимых в детском саду, приуроченных, например, к Международному дню семьи.

По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники, семейные встречи в музее «Русская изба» и т.д.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимы данный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми [7].

Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях [6].

При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам [2].

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.

Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице [9].

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город, область в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего края (области), города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и других близких родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям о родном городе актуальность и непосредственность [6].

        Учитывая ведущую деятельность детей, необходимо широко использовать различные виды игр: дидактических по ознакомлению с городом (селом) («Где находится эта достопримечательность в городе», «Растительный и животный мир края», «Назови предприятие», «Заколдованный город» и т. д.), настольно-печатные игры, лото (Приложение 2), наглядный материал (фотографии, иллюстрации растительного и животного мира родного края), художественную литературу (произведения для детей местных поэтов и писателей).

Кроме этого, на данном этапе патриотического воспитания возможно проведение семейных викторин и конкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники [7].

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Перспективный план воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Группа д/с

Цель

Форма взаимодействия

Сентябрь, Тема «Моя семья»

Средняя группа

1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства.

2. Воспитывать у ребенка любвь и привязанность к своей семье.

Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями

Старшая, подготовительная

группы

1. Знакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной («от себя».

2.Воспитывать интерес к своим корням, родословной.

Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании

Октябрь, Тема «Мой город»

Средняя группа

1.Продолжать знакомство детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада.

2.Воспитывать интерес к родному району.

Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад.

Старшая, подготовительная

группы

1.Продолжать знакомить с районом, где находится детский сад, его особенности и достопримечательности.

2. Познакомить с историей возникновения района.

3.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству района.

Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы.

Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора.

Ноябрь, Тема «Природные и культурные объекты города»

Средняя группа

1.Познакомить детей с особенностями расположения города.

2.Прививать интерес к профессиям, связанным с городом.

Продолжать работу с макетом.

Экскурсия с родителями.

Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии для показа на родительском собрании группы.

Старшая, подготовительная

группы

1. Познакомить с памятниками, музеями, интересными местами города.

2. Познакомить с биографией знаменитостей района.

3. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о тех, кто его прославил.

Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились.

Экскурсии к памятникам и в музеи.

Подготовить презентацию с отчетом об экскурсии.

Декабрь, Тема «Транспорт, промышленность нашего города»

Средняя группа

1. Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный).

2. Познакомить детей с транспортом на маршруте от дома к детскому саду.

С помощью родителей сделать интерактивную презентацию «Маршрут от дома к детскому саду».

Старшая, подготовительная

группы

1. Познакомить с промышленностью города (тяжелой, пищевой).

2. Научить дифференцировать продукцию предприятия (тяжелой, легкой, пищевой промышленности).

3.Развивать интерес к труду взрослых, связанному с промышленным производством.

Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители.

Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях.

Январь, Тема «Архитектура нашего города»

Средняя группа

1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.).

2. Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.).

3. Научить взаимосвязи между назначением здания и его архитектурой.

Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и т.д. родного района.

Старшая, подготовительная

группы

1.Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий.

2.Познакомить с главным памятником архитектуры района.

3.Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий.

Групповая экскурсия с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии.

Февраль, Тема «Воинская слава России»

Средняя группа

1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества района.

2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время).

3. Познакомить с российским флагом.

4.Воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Старшая, подготовительная

группы

1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.

2.Познакомить с памятниками защитникам Отечества.

3.Познакомить с историей российского флага.

4. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Март, Тема «Народные промыслы»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с народными промыслами России.

2. Научить различать их и сравнивать.

3. Воспитывать интерес к народным промыслам родного края.

Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов.

Старшая, подготовительная

группы

1. Закрепить знания детей о народных промыслах.

2.Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес.

Апрель, Тема «Природа родного края»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения.

2. Научить различать реки и озера в разные времена года; знакомить с правилами поведения на воде.

3.Научить понимать и ценить красоту природы родного края.

С помощью родителей подготовить и провести беседу-презентацию по обучению детей правилам поведения на воде.

Старшая, подготовительная

группы

1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта.

2.Расширить и уточнить представления детей о водных просторах города, о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера, моря.

3.Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе.

4.Дать представление о неповторимой красоте просторов родного города.

Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии.

Май, Тема «Достопримечательности нашего города»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города, района.

2. Познакомить с гербом города.

3. Развивать чувство любви к родному городу.

Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии

Старшая, подготовительная

группы

1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в районе.

2.Познакомить с историей государственного герба России.

3.Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.

Семейная викторина « Памятники нашего города.

Заключение

Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, которые являются наиболее сенситивным периодом для воспитателя высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семьи, дому, детскому саду, улице, городу (селу), формирование бережного отношения к природе, уважение к труду, расширения представлений о родном крае. Деятельность по данному направлению должна вестись последовательно от более близкого и знакомого - семья, детский сад, микрорайон, к более сложному - родной город (село), район, край, страна. Семья ребенка является ключевым звеном нравственно-патриотическим воспитания детей.

В свете новой концепции взаимодействия семьи и ДОУ, в основе которой лежит идея о том, что за воспитанием детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить воспитательную работу, воспитанию у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семей. Патриотическое воспитание проходит эффективнее, если детский сад установил тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с родным краем объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а неэгоистическая направленность. Все это создает благоприятное условие для нравственно-патриотического воспитания детей.

Список литературы

1. Валеева, Г. X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Г. X. Валеева; Челябинский гос. пед. ун-т. - Магнитогорск, 2006. - 23 с.

2. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А. Д. Жариков. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

2. Ивашкина, Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. Наук / Н. А. Ивашкина; Московский гуманитарный ун-т. - М., 2008. - 22 с.

3. Казаева, Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Е. А. Казаева; Шадринский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - 23 с.

4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.

5. Колпачук, О. С. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст]: Гармонизация психофизического и социального развития детей / О. С. Колпачук, И. Г. Добрицкая. - Минск: БГПУ, 2012. - С.66-68.

6. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет [Текст]: Методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.

7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации [Электронный ресурс], - http://www.portal-slovo.ru

8. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. – М.: Владос, 1991. - 112 с.

9. Полякова Т. В. Знакомим детей с малой Родиной [Электронный ресурс], - http://ap2004.alledu.ru/document/380/839

10. Хандогина, А. И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 311–315. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56870.htm.

Приложение 1

Конспекты образовательной деятельности

Конспект образовательной деятельности в средней группе

«Наш край — Кузбасс»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования новых представлений об окружающей природе родного края.

Задачи:

• Развивать у детей интерес к удивительному миру природы Кузбасса;

• Воспитывать желание беречь и защищать окружающую природу;

• Закрепить у детей понятия «Кузбасс», «Малая Родина»;

• Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным ответом;

Ход занятия.

Сегодня я вам предлагаю попутешествовать по родному краю - Кузбассу или можно сказать по Малой Родине.

- Вы хотите со мной путешествовать? (ответ детей)

- А скажите, что означает «Малая Родина»? (это, где ты родился)

- А скажите, что означает само слово «Кузбасс»?( Кузнецкий угольный бассейн - это край, где добывают уголь)

- А кто добывает уголь? (шахтеры)

- А как называется место, где добывают уголь? (шахта).

Про Кузбасс вы мне все рассказали, но хочется и все увидеть, какая она наша «Малая Родина».

А на каком мы будем транспорте путешествовать по Кузбассу? (на автобусе)

Ребята, я буду водителем, а вы мои пассажирами. Ну а чтоб нам не было скучно, мы с вами споем песенку:

Мы едем, едем, едем в далекие края.

Хорошие соседи, веселые друзья,

Нам весело живется, мы песенку поем,

А в песенке поется, о том как мы живем…

Приехали. Станция «Узнавайка».

- Ребята, скажите в каком городе мы живём? (г. Салаире)

- Как назвать людей, которые живут у нас в городе? (Салаирцы)

Ребята, давайте подойдём к мольберту и рассмотрим достопримечательности нашего города.

(Дети рассказывают о достопримечательностях)

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Ну что поехали дальше путешествовать. Ребята, я хочу прочитать стихотворение.

Любите родную природу,

Озера, леса и поля.

Ведь эта же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

Станция «Игровая»

Д/и: Разрезные картинки «Флаг», «Герб»

(Дети собирают разрезные картинки.)

Молодцы, у вас все получилось.

Ну что поехали дальше путешествовать, а по дороге послушаем гимн Кемеровоской области

Станция «Береговая»

Ребята, а у нас в Кузбассе есть реки, озера?

(да есть озера, реки)

А чем отличается река от озера?

(у реки есть два берега (правый и левый, есть начало и конец реки, откуда она впадает и куда она вытекает).

(у озера видны со всех сторон берега. Оно овальное или круглое).

Ребята, вы устали? Давайте поиграем!

Физкульминутка.

Топ-топ по земле (ходьба на м месте)

Ведь земля то наша

Горы, реки и моря (руки вверх и опускать)

Нету в мире краше (присели)

Топ-топ по земле (ходьба на месте)

Ведь земля то наша

И для нас на ней растут (повороты вправо)

И цветы, птицы-птахи (повороты влево)

- Ну а теперь в путь дальше путешествовать.

А по дороги мы повторим чистоговорки:

Ас – ас – ас – любим мы Кузбасс;

Ир – ир – ир - родной наш город Салаир;

Яж – яж – яж – у нас есть Салаирский кряж.

Станция «Лесная» (звучит музыка леса).

Присядьте на поляну, послушайте, как нас встречает лес.

Прислушайтесь к музыке леса. Подышим свежим воздухом. А вот и бабочка прилетела к нам, летает вправо-влево. Откройте глазки, взглядом проведите ее вправо-влево. А потом опять вперед, а затем вниз - вверх.

Ребята, чем богат лес? (грибами).

Назовите, какие грибы вы знаете. (дети называют грибы)

А скажите, ребята, нужно ли относиться к грибам бережно? (Да, когда идем в лес за грибами мы грибы срезаем ножичком аккуратно, чтобы не повредить грибницу).

А что еще растет в лесу? (Деревья)

Назовите деревья. (дети называют деревья)

А кто еще живет в лесу? (Животные).

Назовите животных нашего леса. (дети называют)

Молодцы, вы у меня все знаете.

В путешествии мы побывали, много нового узнали. А теперь пора назад возвращаться в детский сад.

Вот мы приехали, ребята, в детский сад.

Вы все хорошо работали.

Умницы, я вас всех благодарю.

Молодцы, но не забывайте наш край Кузбасс, очень щедр и богат. Но чтоб наш край оставался таким его надо любить и беречь.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

«Что такое генеалогическое древо?»

Цель: закрепить представления о родственных отношениях сформировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях, воспитать любовь и уважение к членам семьи.

Задачи:

1. Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе.

2. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

3. Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Словарная работа: род, родословная, генеалогическое древо, генеалогия.

Материал: набор картинок по теме «Семья», примерное генеалогическое древо.

Ход занятия:

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

(М. Шварц)

- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

- Правильно ребята семья.

- Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Физминутка
"Семейная зарядка".

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево,

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой,

И качаю головой.

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

- А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Дидактическая игра "Опиши родных".

Вспомни как можно больше слов которые характеризуют твоих родных маму, папу, бабушку, дедушку и т. д.

Мама (какая?)

Папа (какой?)

Бабушка (какая?)

Дедушка (какой?)

Сестра (какая?)

Брат (какой?).

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие. Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек.

Корни, четыре мощных – это дедушки и бабушки родителей, мамы и папы (можно сделать глубокие корни прадедушки и прабабушки). Ствол – папа и мама, ветви – дети (столько, сколько детей в семье). Это дерево можно продолжать далее.

Дидактическая игра «Генеалогическое древо»

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

Семейное древо

Чудесное дерево есть у меня.

Оно мне — семья,

И оно мне — родня.

На дереве этом

До старческих лет

Гнездился мой прадед,

А также мой дед.

Мой папа

На нем научился взлетать

И смог настоящею птицею стать!

И, как в колыбели,

Со мной

До утра

На дереве этом

Качались ветра.

А листья трезвонили,

Как бубенцы,

Когда у меня

Появились птенцы…

(Г. Дядина)

Ребята, хочу вам предложить «вырастить» свое собственное генеалогическое древо, и мы с вами устроим выставку наших работ. Некоторые ребята уже сделали свои древа, давайте мы рассмотрим их и послушаем рассказы о их семье.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

«Кузбасс мой край родной»

Цель: Познакомить детей с картой Кемеровской области. Дать понятие о полезных ископаемых родного края. Воспитывать любовь к своей «малой родине» - Кузбассу.

Оборудование: карта России, карта Кемеровской области, фотоиллюстрации с видами Кузбасса и природных ископаемых.

Ход:

- Ребята, как называется наша страна? (ответы детей)

- Правильно – Россия, наша родина. А что же такое родина? Послушайте стихотворение Степанова, которое так и называется «Что мы родиной зовем?»

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый,

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем…

- А в каком же краю мы с вами живем? Подойдите к карте, посмотрите, какая огромная страна наша Россия. А среди ее необъятных просторов есть уголок, который называется Кемеровская область. Это наш родной край, наша малая родина.

Мы живем с вами в Западной Сибири, в Кемеровской области. Посмотрите на карту России – вот наша Кемеровская область (показ).

Если сравнить со всей страной, наша область небольшая по площади, но все знают о нашем крае. Кемеровская область отличается разнообразием, красотой и богатством природы. В нашем краю можно увидеть высокие горы и плоские равнины, темнохвойную тайгу и безлесные степи, бурные реки и глубокие озера.

У нашей Кемеровской области есть и второе название – Кузбасс. А знаете почему ее называют Кузбассом? – потому что в самом ее центре расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн – сокращенно Кузбасс (показ на карте). Именно он принес известность и славу нашему краю. Обратите внимание, сколько на карте различных значков. Каждый из них сообщает нам, что здесь лежит какое-нибудь полезное ископаемое. Как вы думаете, много или мало полезных ископаемых в нашем крае? (Ответы детей).

Физминутка

На горе стоит лесок (круговые движения руками)

Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста

Шли домой из далека (ходьба на месте)

Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока" (плечи поднять)

Черными квадратиками отмечены места, где добывают каменный уголь, а заштрихованные квадратики – это бурый уголь. Найдите и покажите, где находится месторождение угля (дети сами находят и показывают на карте черные и заштрихованные квадраты).

А вы знаете, как называются места, где добывают уголь (шахты, разрезы). А кто добывает? (шахтеры).

- Правильно, уголь добывают на шахтах и разрезах. Он – главное богатство нашего края.

Но Кузбасс богат не только углем, но и другими полезными ископаемыми. Много у нас и залежей руды: железной, алюминиевой, марганцевой и другой. Из руды человек получает металл: чугун, сталь и т.п. Целые железнодорожные составы идут с юга Кузбасса до города Новокузнецка, где расположены гиганты металлургии – КМК и ЗСМК. Также в городе Гурьевске есть ГМЗ. Не зря наш край называют городом шахтеров и металлургов. А обозначается руда вот такими значками.

- Давайте вместе с вами найдем на карте места, где добывают руду.

Богат наш край и драгоценными металлами, и золотом, из которых изготавливают различные украшения.

Есть в нашей области даже минеральные источники: «Терсинка», «Борисовский».

- Кто из вас пил эту целебную воду? (ответы детей).

- Это минеральная вода помогает многим людям избавиться от болезней.

Пришло время подвести итог. А закончим мы его игрой. Встаньте в круг. Я буду по очереди бросать каждому из вас мяч и задавать вопросы. А вы отвечать и бросать мяч обратно.

- Как называется наша область?

- Как еще называют наш край?

- Какое главное богатство Кузбасса?

- Где добывают уголь?

- Кто добывает уголь?

- Какие полезные ископаемые вы еще запомнили?

- Для чего нужна руда?

- Какими значками обозначены на карте залежи угля?

- Ребята, теперь вы знаете, почему наш край известен и славен во всей России. И вы можете гордиться тем, что вы живете в Кузбассе. Посмотрите еще раз на карту нашего края. Контуры ее похожи на контуры сердца. И поэт Геннадий Юров написал о нашем крае такие замечательные строки:

Если в карту Сибири всмотреться.

На ней обозначены контуры сердца.

И бьется оно и Отчизна внимает

Рабочему ритму Кузнецкого края.

И в буднях эпохи, и каждом из нас

Пульсирует гордое имя – Кузбасс.

Приложение 2

Развивающие игры

Где находится эта достопримечательность в городе

Цель: продолжать учить ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания детей о родном городе.

Материал: карта-схема города, флажки для обозначения достопримечательностей, фишки, открытки с изображением памятных мест.

Ход: 

Предложить детям посмотреть на открытки; назвать памятное место и показать на карте-схеме его местоположение. Ответивший верно получает фишку.

Растительный и животный мир края

Цель: закрепить знания детей о растительном и животном мире края, развивать память, воображение, воспитывать любовь к природе, доброе отношение к ней.

Материал: карта-схема Кемеровской области, картинки с изображением представителей животного и растительного мира не только нашей местности.

Ход:

Выбрать из всех картинок растения и животных только нашего края и положить их на карту-схему.

Назови предприятие

Цель: продолжать формировать знания детей о родном городе. Закрепить умения детей соотносить выпускаемую продукцию с предприятием. Развивать память, мышление.

Материал: картинки с образцами выпускаемой продукции предприятиями города и логотипы предприятий города.

Ход:

Дети называют логотипы предприятий и продукцию, которую они выпускают. Потом игра проводится в форме соревнования между командами. Нужно разложить правильно все картинки с образцами к данным логотипам (по 2 на команду). В конце проверяется правильность.

Заколдованный город

Цель: закрепить умение соотносить цветное изображение предмета с его контурным изображением, продолжать знакомить с родным городом, с его достопримечательностями. Закрепить названия зданий на расшифрованной картине. Активизировать внимание, мышление, речь.

Материал: вырезанные здания и памятники города и их контурные изображения.

Ход:

Детям предлагается разложить цветные изображения памятников и музеев по их контурным изображениям и назвать эти здания и памятники.

Найди флаг, герб города, области

Цель: закрепить знания детей о символике (герб, флаг) родного города, области. Продолжать учить аргументировано строить свои рассуждения. Воспитывать чувство гордости за свой родной город, область.

Материал: гербы и флаги разных городов, областей России.

Ход:

1 вариант

Из предложенных флагов и гербов выбрать флаг и герб города.

2 вариант

Выбрать флаг и герб области.

Назови улицу своего микрорайона

Цель: закрепить знания детей о своём микрорайоне, умения называть знакомые улицы по фотографиям и знания детей о том, в честь кого названа улица.

Материал: фотоальбом с фотографиями.

Ход:

Предложить детям назвать улицу и сказать, в честь кого она названа.

Разрезные картинки

Цель: закрепить знания о достопримечательностях города. Развивать логическое мышление, воображение.

Материал: разрезные картинки достопримечательностей города.

Ход:

Предложить детям по образцу собрать разрезные картинки в одну целую картину.

Кто и чем прославил наш город

Цель: развивать логическое мышление, связную речь, расширять словарный запас. Закрепить знания о жизни и творчестве знаменитых людей города.

Материал: фотографии знаменитых людей нашего города.

Ход:

Детям показывается фотография. Они называют фамилию изображённого на ней человека и рассказывают о том, чем он прославил наш город.

Лото «Гербы Кузбасса»

Настольная игра, которая позволит познавательно и весело провести время детям. Она развивает логическое и ассоциативное мышление.

Данная игра поможет изучить ребенку Гербы Кузбасса, что поможет ему углубить знания в символике Кемеровской области.

В настольной игре «Гербы Кузбасса» могут принять участие от двух до четырех игроков.

Правила игры

1. Выберите ведущего игры. Он также может принимать в ней участие.

2. Ведущий раздает карточки лото каждому игроку.

3. Ведущий берет по одной карточке с рисунком, показывает карточку игрокам и называет вслух то, что на ней изображено. Игроки проверяют свои карточки лото. Если изображение на карточке лото у одного из игроков совпадает с изображением на карточке ведущего, то игрок накрывает ею соответствующую область в карточке лото. Если у игроков совпадают изображения, то один из игроков закрывает свою область рисунка, белой карточкой.

4. Игра продолжается до тех пор, пока все рисунки на карточке лото не будут закрыты. Первый, кто справится с этим заданием, становится победителем.

Дети с удовольствием играют в лото, а в игре легко запоминают гербы Кузбасса. Так же работа с маленькими картинками благотворно влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Лото «Богатство Кузбасса»

Игра для детей в возрасте от 5 лет.

Комплект игры состоит из 5 больших карт, с изображением в центре природных богатств Кузбасса: уголь, лес, вода, золото, песок и 35 маленьких карточек, на которых изображены готовые изделия. Пять карточек-схем (условных обозначения) соответствующих углю, лесу, золоту, воде, песку. В игре может принимать участие от 2 до 5 детей или группа детей, в зависимости от варианта. Игру проводит ведущий.

Варианты игры.

1. «Из чего сделано?» Для игры нужны большие и маленькие карточки. Большие карты раздаются детям. Ведущий перемешивает маленькие карточки и, показывая их по одной, спрашивает: «Что это? Из чего это сделано?» Тот, кто правильно назвал эту картинку и правильно ответил на вопрос и картинка соответствует большой карте, получает эту карточку и закрывает на большой карте картинку. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет маленькими карточками большую карту.

2. «У кого больше?» Для игры нужны только маленькие карточки. Ведущий перемешивает маленькие карточки и, показывая по одной, спрашивает: «Что это? Из чего сделано и для чего это нужно?» Тот, кто ответил правильно, получает эту картинку. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки. Выиграл тот, кто набрал больше всех карточек.

3. «Коллекция» Большие карты в игре не участвуют. Задача каждого участника игры – подобрать свою коллекцию, т. е 7 карточек с изображением предметов изготовленных из, например, угля или золота и т. д. Маленькие карточки ведущий перемешивает и раздает играющим поровну. Затем он спрашивает каждого, что он будет собирать. После этого играющие по очереди обмениваются карточками со своим соседом слева, по одной в каждый ход. Выигрывает тот, кто соберет правильно свою коллекцию первым.

4. «Собери карточки» Большие карты раздаются детям. Маленькие карточки перемешивает ведущий и раскладывает на столе рисунками вниз. Каждый играющий берет по одной карточке и смотрит, есть ли на его большой карте такая же картинка. Если есть, он закрывает ею картинку на своей карте. Если нет, то карточку надо положить обратно на стол, картинкой вниз. Выигрывает тот, кто первый закроет на своей карте все картинки.

5. «К своему богатству – беги!» Для игры нужны маленькие карточки и большие карты. Ведущий перемешивает маленькие карточки и раскладывает рисунком вниз на столе, а большие карты выкладывает на другом столе рисунком вверх. По команде ведущего: «По одной карточке бери и к своему богатству – беги!». Дети берут по одной карточке и выбирают, к какой карте нужно положить свою картинку. Ведущий проверяет правильность выбора детей. Карточки, которые дети положили к другой карте возвращаются им. Игра заканчивается тогда, когда на столе заканчиваются карточки. В конце подводятся итоги: у кого остались карточки, тот проиграл.

6. «Знатоки» Для игры нужны только маленькие карточки и карточки-схемы (условные обозначения). Все маленькие карточки перемешивают и стопкой складывают в стороне. По центру ведущий кладет карточки-схемы с условными обозначениями. Дети берут по одной карточке из стопки и размещают свою карточку под соответствующей карточкой-схемой. Если ребенок ошибается, то карточку кладет возле себя. Игра заканчивается, когда в стопке больше не остается карточек. Выигрывает тот, у кого в конце игры не осталось ни одной карточки.

7. «Все ко мне!» Ведущий раздает все маленькие карточки поровну детям. А карты-схемы оставляет у себя. По команде ведущего: «Все у кого предметы, которые относятся к углю – бегите ко мне!» Играющие должны быстро найти среди своих карточек соответствующие и выложить на стол, возле карты-схемы. Ведущий проверяет правильность ответов. Если кто-то из детей положил другую карточку, то ведущий возвращает ее играющему. Дальше ведущий показывает другую карту-схему и игра продолжается. Тот, у кого к концу игры остались карточки, считаются проигравшими.

8. «К своему значку – беги!» Для игры нужны только маленькие карточки и карточки-схемы (условные обозначения). Ведущий перемешивает маленькие карточки и раскладывает рисунком вниз на столе, а карточки-схемы выкладывает на другом столе рисунком вверх. По команде ведущего: «По одной карточке бери и к своему знаку – беги!». Дети берут по одной карточке и выбирают, к какому знаку нужно положить свою картинку. Ведущий проверяет правильность выбора детей. Карточки, которые дети положили к другому значку, возвращаются им. Игра заканчивается тогда, когда на столе заканчиваются карточки. В конце подводятся итоги: у кого остались карточки, тот проиграл.

9. «Назови и покажи» Выбирают маленькие картинки, относящиеся к двум «богатствам». Например: лес и вода. Ведущий и игроки договариваются какие движения будут соответствовать лесу (хлопать, а какие –воде (плавать). Дети встают в круг. Затем ведущий показывает по одной маленькой карточке, а дети, называют и показывают соответствующие движения. Кто показал неправильно – отходит в сторону. Выигрывает тот, кто остался в круге.

Приложение 3

Рекомендации для родителей

«Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Консультация для родителей

Что такое патриотизм?

Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на этот вопрос достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинные его патриотизм.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека: постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор), постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.

Исходя из этого, можно определить основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста: 1.Воспитание любви к своей Родине.

2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии. 3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.

4.Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.

5.Изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, увлечений родителей, бабушек, дедушек.

Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....

«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...

Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...

Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший возраст)

Конспект НОД с воспитанниками старшей возрастной группы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию....