Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект открытого занятия в старшей группе " Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zan_zim_ptitsy.docx | 107.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе «Зимующие птицы»
Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.
Материалы и оборудование: зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки изготовленные детьми с родителями.
Содержание организованной деятельности.
I. Организационный момент.
-Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь) .
-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице) .
- Почему птице не летится? (Она мерзнет.)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.
( Зимнее дерево с зимующими птицами)
II. Знакомство с зимующими птицами.
- Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
- Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь).
-Молодцы!
- У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
- А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная) .
- Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.
- Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее... (Синичка)
Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.
Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек,, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.
Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
- Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?
- Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
- Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?
-Продолжаем отгадывать загадки:
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).
- Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.
Добрый дятел – лесу лекарь
И летучая аптека.
Если с кем беда случится,
То он вмиг к нему примчится.
– Что, сосенка, заболела?
Мошкара тебя заела?
Да-а-а, тебя на самом деле
Короеды одолели.
Но даю тебе я слово –
Будешь ты опять здорова!
(В. Гвоздев)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
- По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.
Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.
С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
- Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?
А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию».
1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
- Молодцы, узнали всех птиц.
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
-Правильно. Для чего нужны кормушки?
-Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку).
-Молодцы!
-Зимующие птицы не боятся морозов , они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
Игра «Птицы в кормушке».
-Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)
«Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.»
Дидактическая игра «Птичья столовая»
- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).
- Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.
III. Итог занятия:
- О каких птицах мы говорили?
- Почему их так называем?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Кто из этих птиц трещит?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Как называется «птичья столовая»?
- Какой корм нужно класть в кормушку?
-Ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устаивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.
-Спасибо за работу .
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе
«Путешествие капельки»
Цель:
Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь.
Прививать бережное отношение к воде.
(Воспитатель приводит в группу девочку-Капельку)
- Познакомьтесь, это Капелька и она хочет разыскать своих сестричек.
Капелька: Здравствуйте, я Капелька. Меня пригласили в гости мои сестрички, которые живут у вас в д/саду. Помогите мне, ребята, их разыскать.
Восп-ль: Ребята, а где же у нас в д/с могут жить капельки воды?
Дети:
В комнатных растениях – цветы живые и без воды завянут, засохнут и погибнут.
В аквариуме – рыбы живут в воде, без неё они погибнут. Им надо много воды, чтобы плавать.
В группе надо мыть игрушки.
Няне надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль.
Прачке надо много воды, чтобы стирать в д/саду бельё.
На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям.
В туалете нужна вода, чтобы умываться.
(После каждого ответа на мольберт вывешивается капелька)
Капелька:
«Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: «Без воды вам не прожить!»
Вы меня в реке найдёте и в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда ваша спутница – вода!»
Восп-ль: Где ещё в природе встречается вода?
Дети: В пруду, озере, ручейке, море, океане, роднике, луже.
Восп-ль: А какой может быть вода в этих водоёмах?
Дети: Грязной, чистой, пресной, солёной,
Восп-ль: И тухлой в болоте. Ребята, вода из большой реки течёт по трубам, по водопроводу и попадает к нам в д/с и в ваш дом. А какой водой мы с вами пользуемся? Какая вода течет из крана?
Дети: Чистая и пресная.
(Экспериментальная деятельность)
Восп-ль: Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?
Дети: Нет чистая и грязная.
Восп-ль: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим специальную ткань-фильтр и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
Грязь не пустим через фильтр,
Чтобы водой могли напиться!
Вода стала чистой, и если её вскипятить, то можно будет её выпить, а фильтр стал грязный.
Восп-ль: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому ещё нужна чистая, пресная вода?
(Дети выбирают карточки и прикрепляют к схеме)
Дети: Растениям, человеку, птицам, рыбам, зверям, дом. животным насекомым.
Восп-ль: А сейчас мы отдохнём.
Физ. минутка
Костя утречком проснулся,
Сам оделся, сам обулся
И скорее на простор
Вышел из дому во двор.
Видит – множество зеркал
Кто – то всюду разбросал.
В зеркалах огромный дом
Отразился кверху дном
Отразился карагач,
И на нём сидящий грач.
Присмотрелся – и, друзья,
Вдруг увидел он себя.
Интересно Косте стало –
На себя ботинком встал они его ботинок сходу
Вдруг нырнул. Куда? Под воду.
Вот такие вот дела!
Это что за зеркала?
Восп-ль: Отдохнули, а теперь расскажем, как человек использует воду?
(Дети находят, показывают картинку и рассказывают)
Дети: Умывается, моется под душем, в ванной, в бане, стирает, убирает дома, поливает огород, поля, готовит обед, пьёт, поит животных.
Восп-ль: Использует на фабриках и заводах. Очень много пресной воды люди тратят, а много ли её в природе?
(Высказывания детей)
Капелька: Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь и экономить.
Восп-ль:
Да, воду надо беречь!!!
Не выливать и ничего не бросать в реку.
Не мыть машины на берегу.
На заводах и фабриках строить очистные сооружения.
(Рассмотреть иллюстрации)
От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Не пейте некипяченую воду из реки, озера – в ней могут быть микробы.
А как воду можно экономить?
Дети:
При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.
Закрывать хорошо кран после потребления.
Охлаждать летом газ. воду, квас в холодильнике, а не под струёй воды.
Восп-ль: Молодцы, правильно. Сейчас я вам прочитаю стих о том, что может случиться, если не экономить воду.
(Чтение стих. Б Заходера «Что случилось с рекой»)
Течёт река издалека… Течёт река…Течёт река…
Как хорошо, когда река и широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака, свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней, и луг прибрежный – зеленей!..
Течёт река… Течёт река… Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне. Ты хороша река, весной
И осень, и в летний зной! Купанье!
Что за благодать! Кому – попробуй отгадать!
Приятней плыть в живой волне: рыбятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул!!!
Нет, нет, никто не утонул. Нет, нет, как раз наоборот:
На мель садится пароход! Средь бела дня какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал? Да нет! Далёко до буйка…
Тут глубока была река. Была. Вот именно – Б Ы Л А.
Была, да, видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаём.
Река становится ручьём! Уже и лодки на мели,
Пловцы вдруг посуху пошли, а рыбы?
В горе и тоске бедняжки бьются на песке!
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: «Какой пустяк!» Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка пропала целая река!
Капелька: Ребята, запомните пословицу: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
Восп-ль: Давайте повторим её вместе и на память мы с Капелькой вам хотим подарить волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Капелька раздаёт детям голубые стеклянные бусины)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)
Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...