МО по младшему дошкольному возрасту.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Столярова Надежда Сергеевна

«Опытно - экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития "Чудесная мука».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_eksperimentirovanie_malyshok.docx716.54 КБ

Предварительный просмотр:

                          Российская Федерация

              Иркутская область, Слюдянский район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Светлячок»

               665932, г. Байкальск, мкр-н Гагарина, д. 209,

             тел./факс (8-39542)-3-64-02, e-mail: mdou95@mail.ru

Утверждено педагогическим советом

Протокол №___от «___» ___ 20____г.

Заведующий МБДОУ № 9 «Светлячок»

_______________И.В. Воронова

«___» ___20___г.

 Методическое объедение по младшему дошкольному

                                          возрасту.

«Опытно - экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития Чудесная мука».

                                                                                             Подготовила:

Воспитатель: Столярова.Н.С.

                                                        2021г.  

ГлавнаяОпытно - экспериментальная деятельность детей раннего возраста как средство познавательного развития.

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.

Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Дети с удовольствием исследуют песок, камешки, предметы; любят плескаться воде, наполнять и опорожнять сосуды, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, экспериментировать с плавающими и тонущими предметами; пробуют делать пену и пускать мыльные пузыри.

Для поддержания и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям педагоги создали в группах все необходимые для этого условия.

В уголках экспериментальной деятельности размещены  камни, семена фасоли и бобов, песок, глина, почва и.т.д. Приборы - помощники (весы, песочные часы, увеличительные стёкла, магниты, сито, воронки, трубочки для выдувания, лопатки, формочки, мерная посуда). Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети безопасны.

Педагоги ДОУ знакомят детей с различными свойствами вещей, играм с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдениям за таянием снега, льда, замерзанием воды.

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

• дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;

• у них развивается познавательная активность, самостоятельность, инициативность;

• они осмысливают задания, точно выполняют их с небольшой помощью взрослого;

• умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

• многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

Актуальность: В ФГОС дошкольного образования одной из основных задач является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его вовлечение в различные виды деятельности. Эта задача решается непосредственно через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Дети младшего дошкольного  возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы;

Свою работу  по технологии и реализации опытно  экспериментальной деятельности  я построила  по алгоритму Дыбиной .О.В , так как он более актуальна для детей младшего возраста, а также  согласно годовому тематическому плану.

При организации опытно — экспериментальной деятельности учитывала возрастные особенности детей.

Сегодня  я бы хотела поделиться  своим опытом  по Опытно экспериментальной деятельности  как средство познавательного развития  с детьми младшего  дошкольного возраста « Чудесная мука»

Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами  муки через детское экспериментирование.

Задачи:

1.Обучающие: познакомить детей с понятием «сыпучая»;   «легкая»,  «липкая».

2.Развивающие: развивать речь детей, воображение, мелкую моторику; развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.

3.Воспитывающие: воспитывать интерес к экспериментированию.

Видео- сюжет

В ходе опытно -  экспериментальной  деятельности  дети получили представление, а том, что мука белого цвета на ней можно рисовать, делать отпечатки различными фигурами.  Дети узнали, что мука это сыпучий продукт,  если добавить в неё воду, она станет липкой и из неё можно лепить. Данное мероприятие  вызывали у детей положительные эмоции и желание действовать.

От результата проведенного опыта у детей возникло желание поделиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, что способствует формированию связной речи и обогащению словарного запаса.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Родители принимают активное участие в конкурсах «эксперименты дома» помогают в оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию. В группе имеется информационный уголок для родителей по исследовательской деятельности

Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...