Конспект занятия в подготовительной группе : Создание видеоальбома «Живая память»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Михаленок Екатерина Николаевна

Конспект занятия в подготовительной группе, приуроченного ко Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zhivaya_pamyat.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Создание видеоальбома. Живая Память»

Цель образовательной деятельности: Создать видеоальбом, посвященный памятным местам и героям ВОВ Брянска.

Задачи:

Обучения:

1.Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, Дне Победы – как одном из главных праздников в нашей стране.

2.Формировать знания о памятных местах города Брянска, о героическом прошлом родного края.

3. Познакомить с героями Великой Отечественной войны: Анной Афанасьевной Морозовой и Павлом Михайловичем Камозиным.

Развития:

1.Развивать у детей мышление, память, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного.

2. Развивать внимание, речь, умение самостоятельно подбирать нужную информацию на заданную тему.

Воспитания:

  1. Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть стойким, умеющим защищать свою родину.
  2. Воспитывать чувство уважения и благодарности к ветеранам войны, всем людям, защищавшим родину в тяжелые военные годы.

Ход занятия

1.Организационный момент:

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Доброе утро взрослым и детям,

В каждой стране и на каждой планете.

 Вводная  беседа

Воспитатель: Ребята, сегодня , действительно, замечательное , доброе весеннее утро! Мы пришли в детский сад и рады встрече друг с другом. Совсем скоро станет еще теплее, и весна подарит нам больше солнечных и светлых дней. Порадует нас не только солнцем и пением птиц, но и весенними праздниками.

Дети, а какие весенние праздники вы знаете?

Дети: Пасха, Сороки, 8 Марта, 1 апреля, 1 МАЯ, 9 МАЯ.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все верно назвали. Весна богата праздниками, и один из них –9 Мая – один из самых значимых для всего русского народа. Так что же это за праздник  - 9 Мая?

Дети: 9 Мая 1945 года наша страна одержала победу в долгой четырехлетней войне над Фашистской Германией. С тех пор 9 Мая принято считать Днем Победы.

Воспитатель: Да, ребята, прошло много лет со времен Великой Отечественной Войны, но память о ней, о подвиге русского народа всегда будет жить в наших сердцах.

 Речевая игра . (Дети стоят по кругу и передают друг другу голубя, у кого он в руках, тот отвечает на вопрос воспитателя)

- Дети, скажите, пожалуйста, а как отмечают этот праздник? Что можно увидеть в этот день?

Дети:

- Парад во всех городах страны.

- Выставки  военной техники.

- Город украшают флагами.

- Люди прикрепляют к одежде Георгиевские  ленточки.

- Люди поздравляют друг друга, ветеранов.

- Проводят праздничные концерты.

- Можно увидеть праздничный салют.

- Можно увидеть «Бессмертный Полк» и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята.  Вы все верно сказали. День Победы отмечают во всех уголках нашей огромной страны: в каждом городе, поселке, в каждом доме, в каждой школе и детском саду. В этом году Великой Победе – 75 лет. Наш детский сад тоже активно готовится к этому дню. И мы – воспитанники подготовительной группы, получили особое задание. Нам поручено создать ИКТ-книгу

, или видеоальбом , как его чаще называют, посвященный героям и памятным местам войны нашей Родной  Брянщины.  Как вы думаете, справимся?

Дети : - Да!

Садятся на стулья.

Воспитатель: Дети, чтобы нам проще было выполнить задание, давайте его обсудим. Для начала, скажите, что  необходимо для создания видеоальбома?

Дети:

- Фотографии героев войны.

- Фотографии памятников  Брянщины.

- Рассказы, стихи, песни о войне.

- Знания о людях, живших в те годы.

-Флеш-карта

- Компьютер или другая техника для просмотра.

Воспитатель:

Да, ребята, мы все верно сказали. И я предлагаю  в начале вспомнить о героях нашей родной  Брянщины, память о которых, мы навсегда запечатлим в нашем видеоальбоме.

А какими были они – герои войны. Люди, сражавшиеся за нашу будущую жизнь? Давайте вспомним.

Инсценировка: «Вовкина Бабушка» 

Рассказчик воспитатель:

Была простая бабушка,
У Вовки Черемных,
Ничем не выделялась,
Она среди других.
Пекла для Вовки пряники,
С капустой пирожки,
Штаны ему стирала,
И штопала носки.

Входит «Генерал».

Вовка:

Но вот пришел однажды,
Какой– то генерал.
Он крепко-крепко бабушку,
Мою расцеловал.
Весь вечер вспоминали
Они военный год,
О том как защищали                                                                                            Свой родной народ.

Генерал:

А помнишь, Настена,
Наш отряд партизанский,
Попал в окруженье.
Осталось у нас 18 гранат,
Один пистолет и один автомат.

Бабушка:

Да, все больше в отряде,
Погибших бойцов,
Все крепче фашисты,
Сжимают кольцо,-
Они за кустами, они за камнями,
И крикнул тогда ты: «Родина с нами»!

Генерал:

И все побежали навстречу врагу,
И стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв, –
И вот, удалось совершить нам прорыв.

Бабушка:

Сквозь лес по болоту мы уходили…
И всех нас медалью потом наградили.

Вовка:

Так вот какая бабушка!
А я то и не знал.
Спасен от смерти бабушкой
Вот этот генерал.
И все в отряде знали
Настену Черемных,
Разведчицей отважной
Была она у них.

Воспитатель:  Ребята, как видите во время войны, Родину защищали не только подготовленные солдаты, на войну уходили обычные  люди. Не только мужчины, но и женщины. Кто не был призван на фронт, уходил в партизаны и подпольщики.  Организовывали сопротивление в тылу. И сегодня я хочу рассказать вам об Анне  Афанасьевне Морозовой , которая в годы войны была и разведчиком ,и руководителем  интернациональной подпольной организации,  радистом.

Анна Афанасьевна родилась в Калужской области, затем вместе с родителями она переехала в Брянск, а потом в небольшой городок Сеща. Здесь она окончила 8 классов, затем курсы бухгалтеров и стала работать по специальности.  Еще до начала войны в Сеще был построен военный аэродром и сформирована воинская часть, где и работала Анна Морозова. Во время войны аэродром был захвачен немцами и  на его территории разместили  около 300 немецких бомбардировщиков, главной целью которых была Москва.

 В это время Анне было 20 лет и она осталась на захваченной территории и устроилась работать к немцам прачкой. Вместе со своими довоенными подругами  Анна организовала подпольную группу, участники которой собирали сведения о немецкой авиабазе и передавали их через партизан в Москву.

Никто из немцев и не мог подумать, что эти молодые девушки, настоящие подпольщики. Вскоре к группе подпольщиков присоединились поляки  и чехи, а Анна стала ее руководителем. С мая 1942 по сентябрь 1943 подпольщики добывали ценные сведения о противнике, организовывали диверсии по взрыву вражеских самолетов и военной техники.

Когда Сеща была освобождена Советскими войсками, Анна вступила в ряды Красной Армии. В июне 1944 года окончила курсы радистов и была включена в состав специальной группы «Джек» в качестве радистки. Летом этого же года группа «Джек» была заброшена в Восточную Пруссию, оккупированную в то время врагом для проведения разведывательной операции. Сведения добытые группой и передаваемые по рации Анной Морозовой, имели огромное значение. Но за эти сведения разведчики платили своими жизнями. Страдавшие от голода, усталости , постоянно преследуемые врагом они напоминали лесных призраков. Но никто из них не сдавался до последней капли крови.

И в декабре 1944 года группа попала в засаду карателей и уцелеть удалось только Анне Морозовой. Она сражалась до конца, но тоже была ранена в руку и окружена немцами. Когда немцы приблизились к радистке, последней гранатой Анна Морозова взорвала их вместе с собой. До наступления победного 1945 года оставалось всего несколько часов…

В память о жизни и подвиге Анны Афанасьевны Морозовой написаны книги: «Вызываем огонь на себя», «Лебединая песня», спустя 20 лет после окончания войны Анне Морозовой  присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. На территории поселка Сеща установлен памятник  Сещинскому интернациональному подполью, открыт музей.

Вот такой нелегкой , ребята, была жизнь людей в страшные военные годы. И только благодаря отваге , смелости, любви к Родине, и даже, можно сказать, бесстрашию, удалось выстоять и одержать победу.

Еще одним таким героем войны был Павел Михайлович Камозин - летчик с большой буквы, о котором я хочу вам рассказать сегодня. Павел Михайлович родился в многодетной семье в Бежице. Еще в 17 лет. Будучи парнишкой, записался в Бежицкий аэроклуб, быстро освоил управление самолетом, а через год уже сам стал пилотом инструктором. Потом учился в летной школе.

Когда началась война, Павел Михайлович уже на второй день ринулся в воздушный бой и сразу же получил ранение в ногу. Машину он сумел посадить, а сам почти месяц провел в госпитале. После госпиталя долго работал летчиком инструктором в запасном полку и подготовил для фронта более 40 летчиков истребителей. Добившись возвращения на фронт, в своем первом же воздушном  бою сбил три немецких истребителя.

Ребята, каждый вылет для летчика на войне является опасным и значимым. Каждый  сбитый вражеский самолет -  это спасенные жизни мирных жителей…

В одном из воздушных боев Павел Камозин вместе с другим летчиком – Владимиром Ладыкиным, не побоялись атаковать фашистский транспортник, в окружении шести вражеских истребителей. Вражеский самолет был сбит, на его борту летели 18 немецких генералов и более десяти высших офицеров, все они погибли.

После этого случая на нашего летчика была обьявлена настоящая охота, но он ни в коем случае не прекратил свою боевую активность,  и на протяжении всей войны сбил лично 35 боевых самолетов противника и еще 13 в составе группы..

Павел Михайлович Камозин удостоин множества медалей и наград, дважды звания Героя Советского Союза.

После войны, Камозин вернулся в родную Бежицу, где устроился инструктором в аэроклуб.

Сейчас имя Павла Михайловича Камозина носит одна из улиц города Брянска, Брянская средняя школа №11, где есть музей Дважды Героя. У дворца культуры Брянских Машиностроителей в Бежицком Районе  в честь летчика установлен его Бронзовый бюст. Также имя Камозина носит Брянский авиационный спортивный клуб.

Оба рассказа сопровождаются видеорядом.

Ребята, вы видите какие разные люди: женщина и мужчина, партизан и летчик – но их обьединяло  одно -  желание защитить свою Родину, свой дом, свою семью. Я думаю, что наши мальчики тоже когда вырастут, будут прекрасными защитниками своей страны, а девочки будут во всем им помогать. А сейчас давайте  встанем и немного отдохнем.

Двигательная пауза. (Мальчики и девочки становятся друг напротив друга.) Мальчики:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мир мы защищать! (Маршируют)

На границе встанем,

Всех врагов достанем( руки на плечи друг другу и раскачиватья в стороны)

Девочки:

Будем мир мы защищать.

И друг друга обнимать ( Подходят к мальчикам, обнимаются)

Вместе:

Будем чаще улыбаться

А не ссориться и драться ( Улыбаются, становятся в пары, берут друг друга за руки и кружатся в парах)

На носочки встанем

Солнышко достанем ( Тянутся на носочках).

Пусть согреет все вокруг

Ты мой друг и я твой друг

Воспитатель: Итак, первые страницы нашего видеоальбома заполнены. Мы будем продолжать знакомиться с нашими героями и чтить их память.  А сейчас я предлагаю двигаться дальше.

Воспитатель: Дети, скажите, а как человек старается сохранить  память о живших ранее людях, будь то герои войны, или другие выдающиеся личности?

Дети:

- Написать о них книгу, снять фильм, возвести памятник, бюст, назвать их именем улицу, школу.

 Воспитатель: - Ребята, вы правы. В нашем городе есть очень много памятников, посвященных Великой Отечественной Войне. И сейчас  я предлагаю вам заполнить страницы нашего видеоальбома. Для этого подойдем к столу.

 Дидактическое упражнение: «Выбери фото и назови правильно»

На столе перед вами лежат фотографии памятников нашего города Брянска. К некоторым из них мы ездили на экскурсию, о других беседовали. Выберите, пожалуйста, те фото, на которых изображены памятники, посвященные именно Великой Отечественной войне.

Дети выбирают:

  1. Курган Бессмертия ( Памятник павшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками)
  2. Памятник  воинам и партизанам  - освободителям Брянска ( площадь Партизан)
  3. Стела «Город воинской славы»
  4. Мемориальный комплекс «Партизанская Поляна»
  5. Памятник воинам водителям
  6. Памятник летчикам
  7. Памятник учителям, погибшим во время ВОВ
  8. Памятник артиллеристам
  9. Памятник экипажу бронепоезда№2 «За Родину»
  10.  Памятник танкистам
  11.  Памятник трем героям Советского Союза, учившимся в лицее №27.
  12. Памятник воинам Брянского фронта

Дети выбирают и называют. Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все правильно назвали. Данные фото отлично подойдут для нашего видеоальбома.

 Русский народ чтит и не забывает подвиг людей, переживших х войну. Эта память живет в фильмах, книгах, стихах и песнях о войне, она всегда живет в наших сердцах. И в День Победы принято возлагать к памятникам цветы, в знак вечной памяти , уважения и благодарности людям, пережившим страшные военные годы.

Ребята, война, к сожалению, коснулась не только мужчин, она нарушила жизнь всего народа. Мужчины воевали на фронте, организовывали партизанские отряды, женщины помогали Родине в тылу, трудились на заводах, спасали жизни раненных в медчастях, тоже  порой примыкали к партизанским отрядам. А как же дети?... Дети войны очень быстро повзрослели. Каждый помогал , чем мог. Дети и подростки работали на заводах, становились на ящики, чтобы доставать до станка, ковали патроны, винтовки. А еще… детям было очень страшно…

Давайте вспомним, как это было.

Инсценировка. Девочка с Мишкой  ( По стихотворению Дети Войны. Л.Тасси) 

Воспитатель:

Когда грозой военной небосклон объят,

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

В какое-то чудовищное испытанье…

Оборванного мишку утешала

Девчушка в разрушенной избе.

Девочка:

Не плачь, не плачь. Сама не доедала,

Полсухаря оставила тебе.

Воспитатель

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с небом черная земля.

Девочка (мишке):

Была семья. Был дом. Теперь остались

Совсем одни на свете – ты и я.

Воспитатель:

А за деревней рощица дымится,

Горит всепоглощающим огнем.

Война вокруг летает злою птицей,

Нежданная беда пришла в их дом.

Девочка:

Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу.

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу.

За то, что наши сосенки горят.

Воспитатель:

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне.

И выбежала из дому девчонка…

Девочка:

Ой, Мишка, как же страшно мне!

Воспитатель:

Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна.

А сколько их – девчонок и мальчишек –

Осиротила подлая война!

Воспитатель.

- Ребята, среди вот таких девчонок и мальчишек – детей войны было много отважных героев, о которых мы сейчас вспомним и заполним страницы нашего видеоальбома. О многих из них мы прочитали в книге : «Юные герои». О жизни и подвиге других ребят, вы должны были узнать дома и подготовить небольшой рассказ. Давайте  вспомним детей – героев нашей Родной Брянщины.

Короткие рассказы детей, сопровождающиеся видеорядом.

( Во время рассказа детей звучит песня Журавли)

Девочка:

 Не щадя  себя в огне войны

Не жалея сил во имя Родины

Дети героической страны

Стали настоящими героями.

1Ребенок:

Володя Казначеев – юный партизан Брянщины. Когда началась война, Володе было 13 лет, а в 15 он уже пускал фашистские поезда под откос. За годы войны он подорвал 10 вражеских составов. За поимку диверсанта фашисты назначили большую награду, даже не подозревая, что диверсии совершает пятнадцатилетний мальчик. Володя прошел всю войну!

2 Ребенок.

Миша Куприн – жил на Брянщине в селе Званки.  В 1942 году он вместе со своим дедушкой вступил в партизанский отряд. Выполнил множество ответственных заданий в разведке, во время одного из них был схвачен немцами. Мальчик пообещал отвести немцев в лагерь партизан, но вместо этого завел их в топкие болота, где был жестоко убит фашистами. Тогда Мише было 14 лет…

3 Ребенок

Оля Корнеева – юная разведчица. Когда началась война Оле было 14 лет. Почти два года Оля выполняла задания штаба, добывала ценные данные о движении немецких войск, вооружениях противника. При выполнении одного из заданий попала в плен, вынесла все пытки при допросах, не сказав врагу ни слова. Была расстреляна. Оле было 17 лет…

4 ребенок???( если по времени успеем, подумаю еще)

Миша Давидович окончил четыре класса, когда его родной город Новозыбков был захвачен фашистами. В это тяжелое время Миша с сестрой помогали красноармейцам. Затем Миша ушел в партизанский отряд и стал разведчиком.  Участвовал во многих операциях, во время одной из которых был окружен немцами. Миша не сдался врагу живым, он взорвал в руках гранату, спасая жизнь своих товарищей. Мише было 15 лет…

Воспитатель: Петя Клыпа, Нина Тарасова, Володя Филатов, Лариса Морозова… и многие другие…

Спят ребята из Брянска

Любохны и Клетни

На земле партизанской

Видят вечные сны…

Им подарены песни

И звучанья контат

Будь достоин ровесник

Этих славных ребят!

Да, дети, война не щадила никого…

Мы не забудем  о подвиге русского народа  никогда. И вот сегодня ,в знак вечной благодарности и памяти о тех, кто отдал свои жизни, тех кто прошел всю войну, тех кто одержал Победу, мы создали видеоальбом. И пусть, ребята, которые придут в детский сад после нас тоже помнят…

Просмотр видеоальбома

Ребята, к счастью война закончилась. Мы с вами видим чистое голубое небо, смеемся, радуемся жизни, ходим 9 Мая на парад. И сегодня я хочу вручить вам эти георгиевские ленточки,  символ героизма, воинской доблести и славы защитников России, которые принято носить в память о великом подвиге.  Ведь мы – дети мирного времени, мы - будущие защитники нашей огромной страны, ее – надежда и мы – хотим только мира и добра для всего человечества!

1Ребенок

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.

2 Ребенок
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Город, в котором я живу»

Цель: закрепление знаний детей о самых знаменитых местах Санкт-Петербурга.уточнить знания детей о родном городе.Материал к занятию: презентация, иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга, ра...

«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ

Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник  жизни растений, животных и чеовека ...  Почва на земле создаётся  миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...

Конспект занятия в подготовительной группе Слова-предметы (живое-неживое)

Целю данного занятия является- формироватние понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы.Дети учатся  задавать вопросы к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленн...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки  насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В поисках живой воды»

Очень важно развивать в детях чувство прекрасного, приобщать их к миру искусства, поэзии, живописи. На нас лежит ответственность воспитать человека творческого, способного ценить красоту, восхищаться ...

Конспект занятия в подготовительной группе Создание тарелки в технике Папье- маше.

Цель занятия: изготовление тарелки в технике папье-маше.Задачи:1. Познакомить с техникой папье-маше. Учить последовательности выполнения  тарелки из бумаги.2. Развивать мелкую моторику рук, ...

Конспект занятия в средней группе на тему "Живая память"

конспект занятия в средней группе на тему "Живая память"...