Экологический проект "Отель для насекомых"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим. Одним из направлений работы с детьми в детском саду является формирование экологической культуры.
Наблюдая во время прогулок за поведением детей в природе, мы заметили, что многие из них негативно относятся к насекомым, многие просто их боятся и мало детей, которые с добротой и заботой относятся к маленьким беззащитным букашкам, знают об их значении в природе.
И так сама собой возникла идея нашего проекта «Отель для насекомых»: показать детям, почему насекомые не опасны и не страшны, а наоборот, приносят неоценимую пользу людям. И для того, чтобы это осуществить, мы, с помощью «Отеля для насекомых», решили познакомить детей с «миром насекомых», помочь лучше узнать их и понять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_otel_dlya_nasekomyh.docx | 112.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №186»
Познавательный экологический проект
для детей дошкольного возраста
«Отель для насекомых»
Выполнили: воспитатель
Пряхова И.Г.
Фальшина М.Е.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим. Одним из направлений работы с детьми в детском саду является формирование экологической культуры.
Наблюдая во время прогулок за поведением детей в природе, мы заметили, что многие из них негативно относятся к насекомым, многие просто их боятся и мало детей, которые с добротой и заботой относятся к маленьким беззащитным букашкам, знают об их значении в природе.
Актуальность: И так сама собой возникла идея нашего проекта «Отель для насекомых»: показать детям, почему насекомые не опасны и не страшны, а наоборот, приносят неоценимую пользу людям. И для того, чтобы это осуществить, мы, с помощью «Отеля для насекомых», решили познакомить детей с «миром насекомых», помочь лучше узнать их и понять.
Цель проекта: Формировать гуманное отношение к миру природы, по средствам знакомства детей с «миром насекомых».
Задачи проекта:
- Расширять и систематизировать знаний детей о характерных особенностях насекомых, местах их обитания, способах питания;
- Формировать познавательный интерес к объектам живой природы.
– Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к живой природе.
- Воспитывать стремление проявлять заботу к объектам живой природы.
Тип проекта:
По содержанию: экологический.
Срок реализации: 3 месяца.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.
Предполагаемый результат
У детей:
- Появится интерес к объектам живой природы – насекомым.
- Дети узнают о пользе насекомых.
- Сформируются основы экологического сознания.
- Появится интерес к изучению окружающего мира, сформируется ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представления о том, что каждый человек, в том числе ребенок, может сделать для сохранения природы.
У родителей:
- Установятся партнерские отношения с семьями воспитанников.
- Повыситься психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей.
У педагогов:
- Повыситься профессиональная компетентность педагогов в вопросах экологического воспитания детей.
Описание изготовления «Отеля для насекомых»
Материалы: Спилы разных деревьев, солома, камни, шишки, кора, опилки. Мы изготовили достаточно прочный каркас из лиственницы, что позволило выдержать значительный вес содержимого, обеспечили водонепроницаемую конструкцию крыши, разместили «отель» в защищенном от солнца и ветра месте. Размер отеля 1м. на 1м. в котором расположены «окна» разного размера с наполнением из природного материала.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (аналитический, информационный)
Основные мероприятия:
- Сбор информации, выявление отношения детей к насекомым (анкетирование).
- Сбор информации у педагогов других групп об отношении детей к насекомым.
- Сбор методического материала по теме (раскраски, наглядный материал, атрибуты для игр).
- Постановка проблемы перед участниками проекта, разработка плана реализации проекта, разработка модели отеля, подбор материала и оборудования.
2 этап – основной (практический)
Основные мероприятия:
- Строительство «Отеля для насекомых».
- Работа с детьми: организация совместной детско-взрослой деятельности – беседы, наблюдения, игры, практическая, продуктивная деятельность, направленная на формирование основ экологической культуры у детей.
- Работа с родителями по теме проекта: привлечение родителей к строительству «Отеля для насекомых», оформление наглядной информации, консультации, информирование о ходе реализации проекта.
3 этап – завершающий (аналитический)
Основные мероприятия:
- Подведение итогов реализации проекта «Отель для насекомых» (повторное анкетирование).
Для реализации проекта был составлен план работы, который был разделен на 3 раздела:
I Раздел – Жуки
- Раздел- Пчёлы
- Раздел- Бабочки
Раздел «Жуки»
Тема | Вид деятельности | Цель |
«Жучки- паучки» (муравьи) | Познавательная деятельность | Знакомство с разнообразием жуков (пауки, муравьи, кузнечик), с местом их обитания, со способом питания, способах защиты от укусов, с особенностями внешнего вида |
«Как муравьишка домой спешил» В.Бианки «Насекомые» Моя первая энциклопедия «Жук на ниточке» Шит Э. Ю. | Восприятие художественной литературы, заучивание стихов | Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных стихов. Продолжать учить слушать взрослого, отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать беседу. |
«Жуки», «Муравьи и дождик», «Паук и мухи». | Подвижные игры | Продолжать развивать двигательную активность ребят, ловкость, быстроту, действовать в игре по сигналу воспитателя, учить выполнять роль ведущего, поддерживать добрый дух соперничества; |
«Кто такие лесные санитары?», «Кто что делает?»,«Загадай, я угадаю», «Третий лишний», «Кто скорее соберет», «Крупная мозаика». | Беседы, словесные и дидактические игры. | Продолжать учить слушать, выделять главных героев произведения, давать характеристику поведению героев. Учить действовать согласно образцу, решать игровую задачу, закреплять знание основных цветов, геометрических фигур. Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия. Развивать зрительную память, логическое мышление. |
«Лунтик. Паутина», «Под грибом», «Как муравей домой спешил» | Просмотр мультфильмов | Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
Паучок | Лепка | Развивать навыки лепки из целого куска |
«Муравьи спешат на помощь»; | Аппликация | Продолжать учить пользоваться принадлежностями для аппликации (клей, кисти, салфетка), развивать творческое воображение; продолжать учить доводить дело до конца. |
Насекомые | ИЗО | Продолжать доставлять детям радость от ИЗО деятельности, развивать навыки пользования кистью, сочетать цвета. |
«Загадки, которые мы любим» | Отгадывание загадок | Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки. |
«Укусы насекомых» | Информация в уголке здоровья. | Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь |
Раздел «Пчёлы»
Тема | Вид деятельности | Цель |
Крылатые насекомые | Познание | Формирование у детей познавательного интереса к миру насекомых (осам, шмелям, мухам, комарам); местом их обитания; о способе питания, особенностях внешнего вида; |
- А. Барто «Комары», - Б. Заходер «Муха- чистюха», - И. Мордовина «Кузнечик», «Лесные загадки» - Дмитриев Ю. Д. «Детская энциклопедия. Пчёлы» | Восприятие художественной литературы | Продолжать учить слушать взрослого, высказывать своё мнение о поведении героев, задавать вопросы. Развивать связную речь, учить слушать товарища, отвечать на вопросы. |
«Лунтик.Домик»; «Тараканище», «Муха цокотуха». | Просмотр видеофильмов, мультфильмов | Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
- «Медведь и пчёлы», - «Поймай комара», - «Паук и мухи». | Подвижные игры | Развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе, соблюдать правила игры, упражнять детей в счёте до 5-х, учить прыгать на двух ногах. |
-«Кто приносит мёд?», -«Сравни нас », -«Поймай, скажи», -«Найди всех пчёл», -«Третий лишний», | Беседы, словесные и дидактические игры | Продолжать учить слушать, выделять главных героев произведения, давать характеристику поведению героев; учить действовать согласно образцу, решать игровую задачу, использовать полученные знания, закреплять знание основных цветов, геометрических фигур. |
«Золотые пчелки» | Аппликация | Учить изображать золотых пчелок аппликативной техникой с элементами рисования. |
«В гостях у Мухи – цокотухи» | Лепка | Продолжать лепить выразительные образы живых существ по мотивам стихотворения К. И. Чуковского. |
«Книжка – малышка» | Совместная творческая деятельность | Содействие сотрудничеству детей и родителей |
Раздел «Бабочки»
Тема | Вид деятельности | Цель |
Бабочки (стрекозы, гусеницы, божьи коровки) | Познавательная деятельность: рассматривание иллюстраций (по возможности рассматривание живых особей) | Знакомство с разнообразием бабочек (стрекоз, гусениц, божьих коровок), с местом их обитания, особенностями внешнего вида |
Детская энциклопедия «Бабочки» Феклушин В. - «Насекомые» Моя первая энциклопедия | Восприятие художественной литературы | Учить выделять главную мысль сказки, учить внимательно, слушать жанровое произведение. |
«Птички и бабочки», «Раз, два три, мотылька лови», | Подвижные игры | Развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе. Доставить детям радость от игры. |
«Зачем бабочки нужны», «Угадай, про кого я говорю», «Найди отличия», «Как появляется бабочка», «Какие части тела есть у божьей коровки», «Что едят стрекозы»; «Подбери по цвету» | Беседы, словесные и дидактические игры | Учить искать решения поставленной игрой задачи, закреплять знание строения тел насекомых, их отличительные особенности. Побуждать участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, развивать связную речь. Учить действовать согласно образцу, закреплять знание основных цветов, геометрических фигур. Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия. Развивать зрительную память, логическое мышление. |
«Лунтик.Крылья», «Стрекоза и муравей», «Муравьишка – хвастунишка», «Одуванчик – толстые щёки» | Просмотр видеофильмов, мультфильмов | Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
«Стрекоза» | Аппликация | Развивать мелкую моторику, воображение, закреплять полученные знания, развивать связную речь, воспитывать аккуратность в работе. |
« Божья коровка» | Лепка | Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, учить дополнительно использовать бросовый материал для украшения композиции, воспитывать аккуратность в работе |
«Бабочка – красавица» | ИЗО | Учить детей получать изображения, применяя монотипию, воспитывать аккуратность в работе с |
«Как привить любовь к природе» | Консультация для родителей | Познакомить родителей с информацией. |
Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды
1.Центр развития речи - Картинки и иллюстрации по теме проекта;
художественная литература: детская энциклопедия «Насекомые», «Кто в
муравейнике живёт» Тамбиева А.Х., «Как муравьишка домой спешил»
В.Бианки, «Жук на ниточке» Шит.Э.Ю., «Жизнь в пресной воде» Афонькин
С.Ю., «Чудо на ладони» перевод с английского Т.Нилова, «Тараканий
охотник» Е.Пермяк; дидактические и развивающие игры: лото «Насекомые»,
«Найди отличия», «Как появляется бабочка», «Части тела насекомых», «Кто
что ест?», «Подбери пару», «Кого больше?», «Кто лишний»; загадки про
насекомых; картотека речевых игр, пазлы, крупная мозаика.
2.Исседовательский центр – модели насекомых; иллюстрации с изображением насекомых; оборудование для опытнической деятельности: увеличительные стекла, пластиковые бутылочки, стаканы разной формы, ведёрки, сачок.
3.Центр безопасности - сюжетные картинки «Вред и польза людям и растениям от насекомых»
4.Центр творчества– обводки, трафареты, раскраски насекомых, цветная бумага, цветной картон, краски, пластилин, цветные карандаши, восковые карандаши, стакан – непроливайка, клей, кисти, бумажные салфетки.
5.Центр физического развития - оборудование для проведения подвижных игр, мячи резиновые, кегли детские, гантели пластмассовые, скакалки, массажные дорожки.
6.Игровой центр - набор атрибутов и игрушек – заместителей для сюжетно – ролевых игр, костюмы, маски насекомых, игровой набор строитель, модели насекомых, набор «Больница».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-экологическая совместная деятельность "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста
Детский сад работал летом, поэтому педагоги по физической культуре и экологии объединились в желании закрепить навыки и знания детей на интегрированном занятии, которое провели на свежем воздухе....
Экологический проект «Мир насекомых» для детей старшей группы.
формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....
Конспект НОД по экологическому воспитанию "Мир насекомых".
Развитие экологического воспитания....
Экологический проект "Мир насекомых" для детей старшей группы.
Насекомые - самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля,порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела ...
Экологическое воспитание : «Полезные насекомые».
Расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида насекомых, формирование умений анализировать, делать обобщения, отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обога...
Экологическое мероприятие "Жизнь насекомых осенью"
Конспект организованной образовательной деятельности "Жизнь насекомых осенью" по образовательной области "Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром" для разновозрастной группы детского ...
Мероприятие «Экологический десант» Тема: «Насекомые».
1. Закреплять знание о строении насекомых ( головка, брюшко, крылья, ножки ); формировать представление о пользе ( вреде ) насекомых; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насеко...