Экологический проект "Отель для насекомых"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Пряхова Ирина Геннадьевна

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной  ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим. Одним из направлений работы с детьми в детском саду является формирование экологической культуры.

   Наблюдая во время  прогулок за поведением детей в природе, мы заметили, что многие из них негативно относятся к насекомым, многие просто их боятся и мало детей, которые с добротой и заботой относятся к маленьким беззащитным букашкам, знают об их значении в природе.

 И так сама собой возникла идея нашего проекта «Отель для насекомых»: показать детям, почему насекомые не опасны и не страшны, а наоборот, приносят неоценимую пользу людям. И для того, чтобы это осуществить, мы, с помощью «Отеля для насекомых», решили познакомить детей с «миром насекомых», помочь лучше узнать их и понять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otel_dlya_nasekomyh.docx112.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №186»

Познавательный экологический проект 

для детей дошкольного возраста

 «Отель для насекомых»

Выполнили: воспитатель

Пряхова И.Г.

Фальшина М.Е.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной  ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим. Одним из направлений работы с детьми в детском саду является формирование экологической культуры.

   Наблюдая во время  прогулок за поведением детей в природе, мы заметили, что многие из них негативно относятся к насекомым, многие просто их боятся и мало детей, которые с добротой и заботой относятся к маленьким беззащитным букашкам, знают об их значении в природе.

Актуальность: И так сама собой возникла идея нашего проекта «Отель для насекомых»: показать детям, почему насекомые не опасны и не страшны, а наоборот, приносят неоценимую пользу людям. И для того, чтобы это осуществить, мы, с помощью «Отеля для насекомых», решили познакомить детей с «миром насекомых», помочь лучше узнать их и понять.

Цель проекта: Формировать гуманное отношение к миру природы, по средствам знакомства детей с «миром насекомых».

Задачи проекта: 

- Расширять и систематизировать знаний детей о характерных особенностях насекомых, местах их обитания, способах питания;

 - Формировать познавательный интерес к объектам живой природы.

– Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к живой природе.

- Воспитывать стремление проявлять заботу к объектам живой природы.

Тип проекта:

По содержанию: экологический.

Срок реализации: 3 месяца.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.

Предполагаемый результат

У детей:

  • Появится интерес к объектам живой природы – насекомым.
  • Дети узнают о пользе насекомых.
  • Сформируются основы экологического сознания.
  • Появится интерес к изучению окружающего мира, сформируется ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представления о том, что каждый человек, в том числе ребенок, может сделать для сохранения природы.

У родителей:

  • Установятся партнерские отношения с семьями воспитанников.
  • Повыситься психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей.

У педагогов:

  • Повыситься профессиональная компетентность педагогов в вопросах экологического воспитания детей.

Описание изготовления «Отеля для насекомых»

Материалы: Спилы разных деревьев, солома, камни, шишки, кора, опилки.  Мы изготовили достаточно прочный каркас из лиственницы, что позволило выдержать значительный вес содержимого, обеспечили водонепроницаемую конструкцию крыши, разместили «отель» в защищенном от солнца и ветра месте. Размер отеля 1м. на 1м. в котором расположены «окна» разного размера с наполнением из природного материала.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (аналитический, информационный)

Основные мероприятия:

  • Сбор информации, выявление отношения детей к насекомым (анкетирование).
  • Сбор информации у педагогов других групп об отношении детей к насекомым.
  • Сбор методического материала по теме (раскраски, наглядный материал, атрибуты для игр).
  • Постановка проблемы перед участниками проекта, разработка плана реализации проекта, разработка модели отеля, подбор материала и оборудования.

2 этап – основной (практический)

Основные мероприятия:

  • Строительство «Отеля для насекомых».
  • Работа с детьми: организация совместной детско-взрослой деятельности – беседы, наблюдения, игры, практическая, продуктивная деятельность, направленная на формирование основ экологической культуры у детей.
  • Работа с родителями по теме проекта: привлечение родителей к строительству «Отеля для насекомых», оформление наглядной информации, консультации, информирование о ходе реализации проекта.

3 этап – завершающий (аналитический)

Основные мероприятия:

  • Подведение итогов реализации проекта «Отель для насекомых» (повторное анкетирование).

Для реализации проекта был составлен план работы, который был разделен на 3 раздела:

I Раздел – Жуки

  1. Раздел- Пчёлы

  1. Раздел- Бабочки

Раздел «Жуки»

Тема

Вид деятельности

Цель

«Жучки- паучки»

(муравьи)

Познавательная

деятельность

Знакомство с

 разнообразием жуков

(пауки, муравьи,

кузнечик), с местом их

обитания,

со способом питания,

способах защиты от

укусов, с

особенностями

внешнего вида

«Как муравьишка

домой спешил» В.Бианки

 «Насекомые» Моя

первая энциклопедия

 «Жук на ниточке» Шит Э. Ю.

Восприятие

художественной

литературы, заучивание стихов

Учить детей слушать

стихи. Заучить

несколько несложных

стихов.

Продолжать учить

слушать взрослого,

отвечать на вопросы

воспитателя,

поддерживать беседу.

«Жуки», «Муравьи и дождик», «Паук и мухи».

Подвижные игры

Продолжать развивать

двигательную

активность ребят,

ловкость, быстроту,

действовать в игре по

сигналу воспитателя,

учить выполнять роль

ведущего,

поддерживать добрый

дух соперничества;

«Кто такие лесные

санитары?», «Кто что делает?»,«Загадай, я угадаю», «Третий лишний»,

«Кто скорее соберет»,

 «Крупная мозаика».

Беседы, словесные и

дидактические  игры.

Продолжать учить

слушать, выделять

главных героев

произведения, давать характеристику

поведению героев.

Учить действовать

согласно образцу,

решать игровую задачу,

закреплять знание

основных цветов,

геометрических фигур.

Закрепление знаний о

частях тела насекомых,

их названия. Развивать

зрительную память,

логическое мышление.

«Лунтик. Паутина»,

«Под грибом»,

«Как муравей домой

спешил»

Просмотр мультфильмов

Доставить детям

радость от просмотра

мультфильма, учить

делиться

впечатлениями.

Паучок

Лепка

Развивать навыки лепки

из целого куска

«Муравьи спешат на

помощь»;

Аппликация

Продолжать учить

пользоваться

принадлежностями для

аппликации (клей,

кисти, салфетка),

развивать творческое

воображение;

продолжать учить

доводить дело до

конца.

Насекомые

ИЗО

Продолжать доставлять

детям радость от ИЗО

деятельности, развивать

навыки пользования

кистью, сочетать цвета.

«Загадки, которые мы

любим»

Отгадывание загадок

Учить детей

внимательно слушать и

понимать загадку,

обратить внимание на

рифмы-подсказки.

«Укусы насекомых»

Информация в уголке

здоровья.

Обратить внимание

родителей на

информацию о том, как

оказать первую помощь

Раздел «Пчёлы»

Тема

Вид деятельности

Цель

Крылатые насекомые

Познание

Формирование у детей

познавательного

интереса к миру

насекомых (осам,

шмелям, мухам,

комарам); местом их

обитания; о способе

питания, особенностях

внешнего вида;

- А. Барто «Комары»,

- Б. Заходер «Муха-

чистюха»,

- И. Мордовина

«Кузнечик»,

«Лесные загадки»

- Дмитриев Ю. Д.

«Детская энциклопедия.

Пчёлы»

Восприятие

художественной

литературы

Продолжать учить

слушать взрослого,

высказывать своё

мнение о поведении

героев, задавать

вопросы.

Развивать связную

речь, учить слушать

товарища, отвечать на

вопросы.

«Лунтик.Домик»;

«Тараканище»,

«Муха цокотуха».

Просмотр видеофильмов,

мультфильмов

Доставить детям

радость от просмотра

мультфильма, учить

делиться

впечатлениями.

- «Медведь и пчёлы»,

- «Поймай

комара»,

- «Паук и мухи».

Подвижные игры

Развивать

двигательную

активность, учить

действовать по

сигналу воспитателя,

учить играть в

коллективе, соблюдать

правила игры,

упражнять детей в

счёте до 5-х, учить

прыгать на двух ногах.

-«Кто приносит мёд?»,

-«Сравни нас »,

-«Поймай, скажи»,

-«Найди всех пчёл»,

-«Третий лишний»,

Беседы, словесные и

дидактические  игры

Продолжать учить

слушать, выделять

главных героев

произведения, давать

характеристику

поведению героев;

учить действовать

согласно образцу,

решать игровую

задачу, использовать

полученные знания,

закреплять знание

основных цветов,

геометрических фигур.

«Золотые пчелки»

Аппликация

Учить изображать

золотых пчелок

аппликативной

техникой с элементами

рисования.

«В гостях у Мухи –

цокотухи»

Лепка

Продолжать лепить

выразительные образы

живых существ по

мотивам

стихотворения К. И.

Чуковского.

«Книжка – малышка»

Совместная творческая деятельность

Содействие

сотрудничеству детей

и родителей

Раздел «Бабочки»

Тема

Вид деятельности

Цель

Бабочки

(стрекозы, гусеницы,

божьи коровки)

Познавательная

деятельность:

рассматривание

иллюстраций (по

возможности

рассматривание живых

особей)

Знакомство с

разнообразием бабочек

(стрекоз, гусениц,

божьих коровок), с

местом их обитания,

особенностями

внешнего вида

Детская энциклопедия

«Бабочки» Феклушин

В.

- «Насекомые» Моя

первая энциклопедия

Восприятие

художественной

литературы

Учить выделять

главную мысль сказки,

учить внимательно,

слушать жанровое

произведение.

«Птички и бабочки»,

«Раз, два три,

мотылька лови»,

Подвижные игры

Развивать

двигательную

активность, учить действовать по сигналу

воспитателя, учить

играть в коллективе.

Доставить детям

радость от игры.

«Зачем бабочки

нужны»,

«Угадай, про кого я

говорю»,

«Найди отличия»,

«Как появляется

бабочка»,

«Какие части тела есть

у божьей коровки»,

«Что едят стрекозы»;

«Подбери по цвету»

Беседы, словесные и

дидактические  игры

Учить искать решения

поставленной игрой

задачи, закреплять

знание строения тел

насекомых, их

отличительные

особенности.

Побуждать участвовать

в беседе, отвечать на

вопросы, задавать их,

развивать связную

речь. Учить

действовать согласно

образцу, закреплять

знание основных

цветов, геометрических

фигур.

Закрепление знаний о

частях тела насекомых,

их названия.

Развивать зрительную

память, логическое

мышление.

«Лунтик.Крылья»,

«Стрекоза и муравей»,

«Муравьишка –

хвастунишка»,

«Одуванчик – толстые

щёки»

Просмотр видеофильмов,

мультфильмов

Доставить детям

радость от просмотра

мультфильма, учить

делиться

впечатлениями.

«Стрекоза»

Аппликация

Развивать мелкую

моторику,

воображение,

закреплять полученные

знания, развивать

связную речь,

воспитывать

аккуратность в работе.

« Божья коровка»

Лепка

Развивать навыки

лепки из целого куска

пластилина, учить

дополнительно

использовать бросовый

материал для

украшения

композиции,

воспитывать

аккуратность в работе

«Бабочка – красавица»

ИЗО

Учить детей получать

изображения, применяя

монотипию,

воспитывать

аккуратность в работе с

«Как привить любовь

к природе»

Консультация для

родителей

Познакомить

родителей с

информацией.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды

1.Центр развития речи - Картинки и иллюстрации по теме проекта;

художественная литература: детская энциклопедия «Насекомые», «Кто в

муравейнике живёт» Тамбиева А.Х., «Как муравьишка домой спешил»

В.Бианки, «Жук на ниточке» Шит.Э.Ю., «Жизнь в пресной воде» Афонькин

С.Ю., «Чудо на ладони» перевод с английского Т.Нилова, «Тараканий

охотник» Е.Пермяк; дидактические и развивающие игры: лото «Насекомые»,

«Найди отличия», «Как появляется бабочка», «Части тела насекомых», «Кто

что ест?», «Подбери пару», «Кого больше?», «Кто лишний»; загадки про

насекомых; картотека речевых игр, пазлы, крупная мозаика.

2.Исседовательский центр – модели насекомых; иллюстрации с изображением насекомых; оборудование для опытнической деятельности: увеличительные стекла, пластиковые бутылочки, стаканы разной формы, ведёрки, сачок.

3.Центр безопасности - сюжетные картинки «Вред и польза людям и растениям от насекомых»

4.Центр творчества обводки, трафареты, раскраски насекомых, цветная бумага, цветной картон, краски, пластилин, цветные карандаши, восковые карандаши, стакан – непроливайка, клей, кисти, бумажные салфетки.

5.Центр физического развития - оборудование для проведения подвижных игр, мячи резиновые, кегли детские, гантели пластмассовые, скакалки, массажные дорожки.

6.Игровой центр - набор атрибутов и игрушек  заместителей для сюжетно  ролевых игр, костюмы, маски насекомых, игровой набор строитель, модели насекомых, набор «Больница».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-экологическая совместная деятельность "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста

Детский сад работал летом, поэтому педагоги по физической культуре и экологии объединились в желании закрепить навыки и знания детей на интегрированном занятии, которое провели на свежем воздухе....

Экологический проект «Мир насекомых» для детей старшей группы.

формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....

Экологический проект "Мир насекомых" для детей старшей группы.

Насекомые - самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля,порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела ...

Экологическое воспитание : «Полезные насекомые».

Расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида насекомых, формирование умений анализировать, делать обобщения, отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обога...

Экологическое мероприятие "Жизнь насекомых осенью"

Конспект организованной образовательной деятельности "Жизнь насекомых осенью" по образовательной области "Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром" для разновозрастной группы детского ...

Мероприятие «Экологический десант» Тема: «Насекомые».

1. Закреплять знание о строении насекомых ( головка, брюшко, крылья, ножки ); формировать представление о пользе ( вреде ) насекомых; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насеко...