Проект "Секреты природы"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Данный проект рассчитан для детей средней группы. Реализация педагогического проекта «Секреты природы» ориентирована на активное приобщение детей к миру природы и носит образовательный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение опытом | 766.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Улыбка»
Экологический проект
«Секреты природы»
средняя группа
Автор:
Чиркова Елена Николаевна
воспитатель первой квалификационной категории
с.п Салым 2018г.
Оглавление
1.Аннотация…………………………………………………………………3
2.Паспорт проекта…………………………………………………………..4
3.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность…………...5
4.Актуальность……………………………………………………………...6
5.Цели и задачи……………………………………………………………..7
6.Формы и методы организации образовательного процесса…………..7
7.Этапы………………………………………………………………………8
8.Работа с детьми……………………………………………………………8
9.Список литературы………………………………………………………10
10.Приложение……………………………………………………………..11
Проект «Секреты природы»
Аннотация
Данный проект рассчитан для детей средней группы. Реализация педагогического проекта «Секреты природы» ориентирована на активное приобщение детей к миру природы и носит образовательный характер.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Секреты природы» |
Основные разработчики проекта | Чиркова Елена Николаевна, воспитатель средней группы |
Проект: | долгосрочный |
Цель и задачи проекта | Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно - экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: Образовательные: дать дошкольникам элементарные знания о природе и формировать на этой основе ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы; формировать экологическую культуру как неотъемлемую часть культуры духовной; Воспитательные: воспитывать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным; Развивающие: развивать память, внимание, восприятие; творческое и художественное мышление, воображение и фантазию |
Сроки и этапы реализации проекта | Реализация проекта рассчитана на один год: и включает в себя три этапа:
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов.
Организация и проведение циклов занятий, совместных мероприятий. 3.Заключительный. Обобщение результатов работы. |
Исполнители проекта | Воспитатели Дети средней группы Родители воспитанников |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта, продукты проекта | - у детей расширятся знания о бережном отношении к объектам природы; - научатся видеть и понимать прекрасное в природе; - возрастет интерес к познанию окружающего мира, чувство сострадания, сопереживания. 1. Разработка конспектов занятий, развлечений, тематических бесед. 2. Выпуск буклетов: «Природа и мы», «Пусть посёлок будет чистым!», «Долой мусор!». 3.Создание картотеки дидактических, пальчиковых игр на природоохранные и экологические темы. 4.Создание пособия «Что выбираешь ты?» |
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна проекта состоит в том, что дети с 4 лет знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой дошкольники совместно с родителями и педагогом создадут проекты «Секреты природы», «Юные исследователи!».
Все теоретические занятия данного проекта обязательно подкрепляются практическими занятиями, практической экологией. Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего доброжелательности, человечности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру - отобранные по определенным критериям произведения искусства, в том числе детская художественная литература.
Настоящий проект является аспектом нравственного воспитания. Развивает представление о ценности природы, эмоционально - положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают так же первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Актуальность проекта
В нашей стране охрана природы — дело государственной важности. В Конституции России записано: «Граждане России обязаны беречь природу, охранять ее богатства». Но чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Работа по начальному экологическому образованию особенно важна в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается доброта, забота о людях и «братьях наших меньших». Именно этот период важно успеть заложить ростки ответственности за свои поступки, любовь к людям, природе, своему краю, направить интерес детей от любопытства к любознательности и потребности в познании. Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться к ней могут только понимающие её и экологически грамотные люди.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно - экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные: дать дошкольникам элементарные знания о природе и формировать на этой основе ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы; формировать экологическую культуру как неотъемлемую часть культуры духовной;
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;
Развивающие: развивать память, внимание, восприятие; творческое и художественное мышление, воображение и фантазию
Формы и методы организации образовательного процесса
Методы обучения
Специфика проекта: особо эффективное формирование познавательного интереса детей различными средствами.
Основными средствами воспитания познавательного интереса выступают:
- игры и занимательные игровые задания;
- эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с зарисовкой деталей для воспроизведения перед слушателями картины явления или события;
- прогулки;
- собственная продуктивная деятельность детей в природе и уголке природы.
Методы:
- игровая деятельность;
- наблюдение;
- экспериментальная деятельность.
Этапы проведения:
1. Организационно – подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта:
- подбор методического и художественного материалов;
- разработка бесед, конспектов занятий, развлечений,
подбор художественных иллюстраций, подбор материала по данной
теме;
- знакомство родителей с задачами проекта.
2. Основной
Работа с детьми
Месяц | Проводимые мероприятия |
Октябрь 2018г | Разучивание стихотворения «Осень» (по мнемотаблице) Создание альбома «Грустные и весёлые истории, и рисунки про осень» Экологическая акция «Российский день без бумаги» |
Ноябрь 2018г | «Птицы осенью». Наблюдения за птицами на участке детского сада, беседы о перелетных птицах. Экологическая акция «Синичкин день» |
Декабрь 2018г. | Создание альбома «Красная книга Югры» Проект «Секреты природы». Создание дидактических игр, разработка загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр о природе. |
Январь 2019г. « | Стихотворные минутки» каждый день. Экологическое мероприятие: «Земля - наш дом родной» Экологическая акция «Всемирный день снега» |
Февраль 2019г.
| КВН и викторины по экологии: «Ребенок и природа», «Природа – наш дом»; конкурс «Природоохранительные знаки» Лаборатория «Вода в природе». Практические опыты, наблюдения, беседы о различных состояниях воды. Отгадывание загадок о снеге, льде, воде. |
Март 2019г. | «Здравствуй, весна». Чтение и заучивание стихов, потешек о весне. Конкурс чтецов. Конкурс рисунков «Мой красивый, чистый дом!» Экологическая акция «Всемирный день Земли» НОД «Верни природе чистоту». |
Апрель 2019г. | Заучивание стихов и загадок о птицах. Экологическая акция «Международный день птиц» Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!» |
Май 2019г. | «Экологический десант» – провести субботник с детьми и родителями по озеленению территории детского сада. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!». Итоговое экологическое мероприятие «Цветок моего настроения» |
3.Заключительный
Обобщение результатов работы
Анализ деятельности (в конце года)
Список источников
Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49.
Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. Г. Фокина,
Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – М.: Учитель, 2012. – 232 с.
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 336 с.
Павлова, В. А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ [Электронный ресурс] / В. А. Павлова. – Режим доступа: estival. 1september.ru/articles/601740/
Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. [Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501710
Алешина Н. А. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
Приложение
Тема: Конспект занятия «В мире бумаги»
Цель: Учить детей бережному отношению к бумаге. Выяснить, как можно заменить бумагу.
Задачи: Развитие логического мышления и творчества в процессе познавательной деятельности. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Материал: игрушка – сердечко; береста, камень; фильм «Откуда пришла бумага»; пластилин, металлические крышки, клеёночки.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность
Методы и приёмы: беседа, поисковый
Ход ООД
1.Мотивация:
Вот собрался наш кружок,
Улыбнись скорей, дружок.
Рука другу, рука другу
Передаём тепло по кругу
- Ребята, смотрите, у меня в руках маленькое сердечко. Оно символизирует сердце человека, в котором есть тепло, любовь, дружба. Поэтому мы будем осторожно передавать его по кругу, называя друг друга ласковым именем и даря при этом улыбку, вот так: «Добрый день, Аня» (Передать игрушку и улыбнуться).
- Вот сердце вернулось ко мне, а каждый из нас получил хорошее настроение и искреннюю улыбку.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в бумажную страну.
- А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? (смотрят, удивляются)
- Ой, ребята, все предметы, сделанные из бумаги, пропали. Почему так случилось?
(ответы детей)
2.Организационно-поисковый
Беседа о бумаге.
- А вы знаете, что такое бумага, откуда она вообще берется?
- Как вы думаете, бумага была всегда? (ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, на чём писали люди в древние времена, когда ещё не было бумаги? (ответы детей)
- В древности, еще до появления бумаги, люди выдалбливали надписи на камнях, наши русские предки писали на бересте палочками (показ).
- А вы знаете, где и как делают бумагу? (Выслушиваю предположения детей)
- Хотите узнать, откуда берется бумага? Подходите к нашему экрану, присаживайтесь.
Просмотр фильма «Откуда пришла бумага» http://androidmafia.ru/video/YKIWfxo2qGc
- Всю бумагу, которой мы пользуемся, изготавливают из деревьев. Это очень большой и трудоемкий процесс.
Динамическая пауза
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
- Ребята, сможем ли мы без бумаги прожить хоть один день, как вы думаете?
Практический этап.
- Нам нужно приготовить подарки для жителей бумажной страны. Но, к сожалению, бумага закончилась. Даже не знаю, что вам предложить.
(Выслушиваю предположения детей)
- Можем ли мы чем-то заменить бумагу? (Рассуждения детей)
(Выполняют работу на металлических крышках)
- Ребята, давайте будем беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать её понапрасну. Бумага незаменима. Она необходима нам каждый день. Если представить свою жизнь без бумаги – это будет совсем неинтересная, скучная жизнь, правда? Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев. Также бумагу после её использования можно собрать и сдать на переработку, и из старой бумаги можно получить новую.
3.Рефлексия.
- Ребята, что интересного вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Нужно ли человеку беречь бумагу и почему? (ответы детей).
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощание
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда -
Умным станешь ты тогда!
Разучивание стихотворения
«Осень» (по мнемотаблице)
Создание альбома
«Грустные и весёлые истории, и рисунки
про осень»
Тема: Беседа о перелетных птицах (19.11.2018г)
Программное содержание: Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать. Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы. Воспитывать в детях доброе отношение к птицам.
Материал: картинки перелётных птиц; ватман, клей, салфетки, силуэты птиц
Этапы | Деятельность воспитателя | Действия детей |
Мотивационно-побудительный | - Ребята, почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: Они летать умеют, Их пух и перья греют. Кто это? (птицы) | Отгадывают загадку |
Организационно-поисковый | - Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Я предлагаю вам поиграть в игру «Не сорока, не ворона и не чайка» (воспитатель говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», показывает картинку птиц, а дети называют) - Все эти птицы относятся к перелетным, т.е. тем, которые улетают осенью в теплые края. - Каждую осень наши пернатые друзья покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Далёкий, опасный и трудный путь совершают птицы. Некоторые из них летят многие тысячи километров к месту зимовки. Немало птиц погибает в пути от бурь, ветров, неожиданных снегопадов. - Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? - Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. В природе существуют три этапа отлета птиц. - Как вы думаете, какие птицы улетают первыми? - Первыми улетают быстрокрылые насекомоядные птицы — это птицы, которые питаются насекомыми (скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей) - Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений (овсянка, чиж, зяблик). Они улетают тогда, когда собран урожай, ягоды и семена покрылись первым снегом, а на полях перепахана земля. - Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. - Все птицы улетают в основном ночью: так безопаснее. Физкультминутка П/И «Зимующие и перелетные» - Если я назову перелетную птицу – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши. - Ребята, а теперь я предлагаю вам всем вместе создать панно «Птицы улетают». | играют ответы детей Выполняют действия Выполняют работу |
Рефлексия | - О каких птицах мы беседовали? - Что нового и интересного вы узнали? | ответы детей |
Конспект занятия «Синичкин день»
Цель: привлечение внимания к проблеме бережного отношения к птицам.
Задачи:
Формировать практические природоохранительные умения . Развивать познавательный интерес детей к жизни природных обитателей. Воспитывать заботливое отношение к ним.
Материал: макет дерева, игрушки – синички, следы птиц, картинки птиц, маски к игре «Перелётные и зимующие птицы».
Предварительная работа: Беседы о птицах; рассматривание альбома «Птицы нашего края»; наблюдение за птицами на участке; Д/и «Загадки-отгадки» (про птиц), «Назови птицу», «Кто, где живет?», «Кто как кричит?»; П/и: « «Воробушки и автомобиль», «Птичка и кошка», «Совушка - сова», «Гуси-лебеди»; чтение художественной литературы: русская народная сказка «Гуси-лебеди», рассказ Л. Толстого «Хотела галка пить…», стихотворение А. Барто «Снегирь»
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность
Методы и приёмы: беседа, поисковый, игровой
Ход НОД
- Ребята, сегодня мы отметим очень необычный праздник, который отмечает весь мир.
- Ой, посмотрите, какие-то следы. Вы не знаете, чьи они? (ответы детей)
По следам сейчас пройдём,
И кого-то мы найдём.
(дети идут по следам, подходят к дереву)
- Ребята, что это за птички прилетели к нам? (ответы детей).
Синицы: - Здравствуйте, ребята, мы рады, что вы нас узнали и очень приятно, что вы праздник наш птичий отмечаете.
- Синичка, ты будешь на нашем празднике главная, ведь «Синичкин день», как день рождения. Давайте споем синичке праздничный каравай.
Хоровод «Каравай»
- Ребята, 12 ноября русский народ отмечает праздник, который посвящен синичке и называется «Синичкин день». Даже в народе говорят: «Невелика птичка – синичка, а и то свой праздник знает».
- Ребята, а как вы думаете, почему этой птичке посвящен отдельный праздник?
(Ответы детей)
- «Синичкин день» – с это дня птички синички и все зимующие птицы начинают прилетать поближе к жилью человека.
- Ребята, на дворе сейчас уже очень холодно. Кроме синиц с нами будут зимовать прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
1. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине -
Он появится опять……..(Снегирь)
2. Посмотрите, к нам на ели прилетели и запели. С хохолками прилетели. И запели как свирели…. (Свиристель)
- А ещё с нами зимуют и другие птицы.
3. Найдешь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей!
Эта птичка…… (Воробей)
4. Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! ….(Дятел)
5. Какая с ней морока, Когда трещит …..(Сорока)
6. Кар-кар-кар! - кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы. Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее?….(Ворона)
Игра «Зимующие и перелётные птицы»
Каждому ребёнку даю название птицы: кому - перелётные, кому – зимующие.
По команде: зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую.
Каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то их отправляют на место.
- А сейчас другая игра.
Игра «Подбеги к птице, которую назову»
Раз, два, три -
К вороне подбеги.
Раз, два, три –
Воробья найди.
Раз, два, три –
Синицу отыщи (и т.д.)
- Очень хорошо! Замечательно поиграли!
- Ребята, как вы думаете, какой мы с вами можем сделать самый лучший подарок для птиц, которые с нами остались зимовать? (ответы детей)
- Посмотрите, Синички, сколько кормушек ребята со своими родителями смастерили для вас. Когда ребята выйдут на улицу гулять, развесят их.
Синицы: - Спасибо вам, ребята, за вашу заботу, так хочется рассказать своим друзьям птицам, что вы о нас помните. До свидания» До встречи!
Создание альбома «Красная книга Югры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...