Проект "природа глазами маленьких детей"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект поможет познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подведёт к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 442.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»
Социально-образовательный
проект
«Природа глазами маленьких детей»
Составила: воспитатель
1квалификационной категории
Чиркова Е.Н.
с.п. Салым 2021г.
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»
Информационная карта проекта
Название проекта | «Природа глазами маленьких детей» |
Автор проекта | Чиркова Е.Н. |
Вид проекта | Социально-образовательный, долгосрочный |
Участники проекта | Педагоги, дети младшей группы, родители |
Целевая группа | Дети младшей группы |
Сроки реализации | октябрь 2021г. - май 2022г. |
Форма проведения | НОД, самостоятельная деятельность, совместная деятельность родителя и ребёнка, педагога и ребёнка, педагога, ребёнка и родителя |
Краткое содержание проекта | Проект поможет познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подведёт к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей. |
Цель | Раскрыть детям мир природы, пробудить интерес к ней. Формирование основ экологической культуры и гуманное отношение ко всему живому. |
Задачи | Обучающие: Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Учить выявлять причинно-следственные связи в живой и неживой природе. Развивающие: Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах. Воспитательные: Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми. |
Ожидаемые результаты | Получают элементарные знания о природе, её явлениях, учатся видеть красоту окружающего мира. Развивается интерес к наблюдениям в природе. Создаётся благоприятное эмоциональное состояние, любовь к прогулкам. |
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»
Актуальность проекта
«Что полюблю, то сберегу!
Ценно всегда то, во что вложен собственный
труд!»
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Правильное отношение к живым существам воспитывается в игре, в совместной со взрослым деятельности. Необходимо научить малышей тому, что и растения, и животные – это живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, потому что ей больно. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, а птицам зимой - крошки хлеба.
Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать, как можно больше.
Тип проекта. Социально-образовательный, долгосрочный
Участники проекта. Педагоги, дети младшей группы, родители
Сроки реализации. Октябрь 2021г. - май 2022г.
Основание для разработки проекта. Знакомство детей с природой и её обитателями
Цель: Раскрыть детям мир природы, пробудить интерес к ней. Формирование основ экологической культуры и гуманное отношение ко всему живому.
Задачи проекта.
Обучающие:
Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
Учить выявлять причинно-следственные связи в живой и неживой природе.
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»
Развивающие:
Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах.
Воспитательные:
Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Новизна проекта.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать еще больше. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы
Формы работы по реализации проекта:
- Наблюдения.
- Несложные опыты, труд в природе, игры с природным материалом.
- Рассказы, беседы, чтение художественных произведений.
- Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия, конструктивно-строительные.
- Экологические акции.
Подготовительный этап.
1.Создавать развивающую среду.
2.Организовать работу с родителями.
3.Составить план проекта.
4.Осуществлять подбор художественной литературы: загадки, стихи, рассказы, сказки, потешки, песенки, иллюстрации; дидактических игр, конструктивно-строительные и др.
5. Организация и проведение экологических акций.
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»
Основной (практический) этап.
Знакомство детей с героями эколят «Эколят – друзей и защитников Природы» («Умницы», «Шалуна», «Тихони» и «Ёлочки») Беседа « Осень золотая» Целевая тематическая прогулка по территории д/с «Природа засыпает». Рассматривание осенних деревьев. Д/И «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» Акция «Вторая жизнь ненужным вещам». Участие в выставке «Волшебный сундучок осени» | Октябрь 2021г. |
«Умница всему научит!»: экологические опыты: «Растения пьют воду», «Плавает-тонет» Д/и «Что где растет?» Заучивание потешки: «Огуречик, огуречик» | Ноябрь 2021г. |
Изготовление новогодних игрушек на елку из природного или эко материала «Елочная игрушка своими руками» Природоохранная акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» - утверждает «Ёлочка!» Утепление стволов деревьев снегом. | Декабрь 2021г. |
Подготовка информационного материала «Шалун знает все о птицах» Слушание «Голоса птиц». Д/игра «Четвертый лишний». Экологическая акция «С любовью к зимующим птицам». Изготовление кормушек. | Январь 2022г. |
Изготовление карточек «Правила поведения в природе «Мы – маленькие помощники природы». Экологические игры «Елочка и Тихоня очень любят поиграть»: пальчиковая игра «Снегопад», игровые раскраски Эколят. Фотовыставка «Мой любимый домашний питомец» | Февраль 2022г. |
Беседа «Весна красна» Опыт «Солнечная лаборатория» Разучивание стихотворения М. Клокова «Зима прошла» Рисование «Ландыш» | Март 2022г. |
Беседа «Почему лук нужно сажать?» Наблюдение: проращивание лука. Опыт «Что любят растения?» С/р игра «Магазин» Полив репчатого лука. | Апрель 2022г. |
Беседа «Насекомые проснулись». Наблюдения за насекомыми. Чтение русской народной песенки-потешки «Божья коровушка!» Д/И: «Где ночует солнышко», «Цветы» Создание фотоальбома в рамках проекта «Эколята-дошколята 2021-2022г.г.» | Май 2022г. |
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»
План мероприятий с родителями
Акции:
- «Вторая жизнь ненужным вещам».
- «С любовью к зимующим птицам». Изготовление кормушек
- «Зелёная ёлочка – живая иголочка»
Участие в выставке «Волшебный сундучок осени»
Совместное творчество детей и родителей «Мы друзья природы»
Изготовление новогодних игрушек на елку из природного или эко материала «Елочная игрушка своими руками»
Фотовыставка «Мой любимый домашний питомец»
Участие в изготовление необходимых дидактических пособий дидактических игр по экологическому воспитанию
Размещение информации в уголках для родителей и на сайте ДОУ д/с «Улыбка»:
- «Первый снег»
- «Новогодние чудеса в природе»
- «Весенняя капель»
- «Первые цветы»
Заключительный этап.
Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций
Ресурсное обеспечение проекта.
1.Нормативно – правовой ресурс:
- согласование проекта с администрацией детского сада.
2. Материально – технический ресурс:
- обогащение предметно-развивающей среды для развертывания игровой деятельности;
- пополнение познавательного центра альбомами, открытками, фотографиями;
- обогащение методического обеспечения воспитательно - образовательного процесса.
3. Информационные ресурсы:
- подбор методического и познавательного материала по теме;
- сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»
Принципы работы по проекту
В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста экологического мировоззрения необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Сформированность положительной мотивации на природу.
- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для родителей:
- Повышение уровня экологического сознания.
- Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
- Обогащение опыта взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье и с педагогами в группе.
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»
Заключение
Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.
Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
Программно-методические ресурсы:
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» -М.: Просвещение, 2006.
- Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М.1992 г.
- Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. 2010
- Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.2009
- Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.М.2006.
- Щербанева Е.А. Занимательная экология.201
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-145879-1354129593.jpg)
Упражнения для глаз. Примерное планирование разучивания упражнений для глаз для детей старшего дошкольного возраста.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные те...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-338892-1579032927.jpg)
Тема: " Познание окружающего мира глазами маленького ребёнка".
Консультация для родителей.Тема: " Познание окружающего мира глазами маленького ребёнка".Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-338892-1579032927.jpg)
Тема: " Познание окружающего мира глазами маленького ребёнка".
Консультация для родителей.Тема: " Познание окружающего мира глазами маленького ребёнка".Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-1293064-1622010209.jpg)
Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»
Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-966468-1509418953.jpg)
Педагогический проект "Литературные произведения сибирских авторов глазами маленьких читателей"
Мы, педагоги, понимаем, что очень важно прививать любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни.Уделяя большое внимание работе с ху...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/02/picture-1241373-1730567242.jpg)
Гимнастика для глаз для дошкольников Зрительная гимнастика- замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз для детей- дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необхо
Гимнастика для глаз для дошкольниковЗрительная гимнастика- замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение.Главной задачей гимнастики для глаз для детей- дошкольников является формирование у малышей...