Педагогический проект "Литературные произведения сибирских авторов глазами маленьких читателей"
проект (подготовительная группа)
Мы, педагоги, понимаем, что очень важно прививать любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни.Уделяя большое внимание работе с художественной литературой, мы обратили внимание, что ни современные родители, ни дети, не знают произведения сибирских писателей - наших земляков. Мы предположили, что работа над произведениями сибирских авторов поможет дошкольникам не только воспитать нравственные качества личности, но и расширит их представления о культуре родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 117 комбинированного вида «Дружная семейка»
« Литературные произведения сибирских авторов глазами маленьких читателей »
Руководительпроекта:
Леонова Ю.Н Ярлыкова И.Ю.
Новосибирск 2020
Актуальность:
Мы, педагоги, понимаем, что очень важно прививать любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни.
Чтение развивает интеллект, формирует духовно - зрелую, образованную личность.
Но в последнее время интерес к книге значительно снизился. Современный человек активно осваивает новые технологии, а книга постепенно уходит на второй план, для многих чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, осмысления.
Уделяя большое внимание работе с художественной литературой, мы обратили внимание, что ни современные родители, ни дети, не знают произведения сибирских писателей - наших земляков. Мы предположили, что работа над произведениями сибирских авторов поможет дошкольникам не только воспитать нравственные качества личности, но и расширит их представления о культуре родного края.
Так появился педагогический проект«Литературные произведения сибирских авторов глазами маленьких читателей».
Время реализации: проект долгосрочный, рассчитан на 1 год.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта: создание условий для развития интереса к культурному наследию родного края через произведения сибирских авторов, для усвоения моральных и нравственных норм и ценностей.
Задачи проекта:
- знакомить с произведениями новосибирских писателей - жителей конкретного региона;
- воспитывать грамотного читателя, его нравственные и патриотические качества через произведения сибирских авторов;
- развивать познавательную активность, творческие способности.
Ожидаемые результаты:
- Повысится компетентность всех участников проекта в нравственном и культурном воспитании детейв ДОУ и в семьечерез знакомство с литературными произведениями сибирских авторов;
2)обогатится предметно-развивающая среда группы;
3)повысится интерес детей к чтению литературы, разовьются их творческие способности;
4) сформируется устойчивый познавательный интерес к изучению культуры родного края.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
1)создание условий для реализации проекта;
2) сбор информации о сибирских авторах, написавших произведения для детей, подбор материала (книг, презентаций и т.д.)
3) анкетирование родителей, наблюдения за детьми.
Основной этап:
Проект реализуется через совместную деятельность взрослых и детей.
Работа началась с бесед: « Здравствуй, книга!», «Откуда книга пришла?».
Затем мы познакомили детей с книгами В.В.Шамова «Новосибирские сказки» и «Приключения Городовичка».
Эти книги помогли детям узнать о том, как возник и развивался наш город, о его памятных местах и достопримечательностях.
Знаменитый персонаж Городовичок стал другом детей и участником совместных тематических развлечений:
«День города», викторина «Люби свой город», развлечение «Путешествие с Обинушкой и Городовичком» и др.
Совместно с родителями пополнялась развивающая среда группы книгами сибирских авторов: С.М.Белоусовой, Е.К.Стюарт, П.П.Ершова. Дети презентовали в группе оформленные дома совместно с родителямимини-проекты:
- «Театр Оперы и балета»;
- « ЖД вокзал»;
- «Метромост»;
- «Цирк»;
- «Зоопарк» ( о достопримечательностях нашего города).
Создали мини-музей « Наш Новосибирск», куда вошли макеты, мини-книжки, альбомы о нашем городе.
Книгой, заинтересовавшей наших детей, стала книга Ю.Магалифа «Приключения Жакони».Это книга из нашего с Вами детства. После ее прочтения дети вместе с родителями создали с помощью разных техник и материалов Жаконю- главного героя этого произведения. Так в группе появилась коллекция игрушек «Наш друг-Жаконя».Работы детей участвовали в областном конкурсе по произведениям Ю.Магалифа (игрушки-Жакони) (диплом лауреата).
Большую помощь в реализации проекта оказала областная детская библиотека им.А.М. Горького. Мы совершали тематические экскурсии, где познакомились с большим разнообразием книг С.М.Белоусовой, Е.К.Стюарт, П.П. Ершова и творчеством других сибирских писателей, в библиотеке проводились литературные квесты и интерактивные путешествия с героями произведений.
Итоговые мероприятия проекта:
- совместные с родителями творческие вечера и мини-викторины «Знатоки героев прочитанных книг»;
- конкурсы рисунков («Я люблю свой край!»), развлечения с Городовичком;
- выставка детских рассказов «Мой любимый уголок Новосибирска!», «Моя любимая книга» (именно сибирских авторов).
В группе создана библиотека «Писатели Сибири», где собраны книги новосибирских писателейС.М.Белоусовой, Е.К.Стюарт, П.П. Ершова.В самостоятельной деятельности по мотивам прочитанных произведений дети создают рисунки, оформляют мини- книжки.Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, делятся впечатлениями о прочитанных произведениях.
Заключительный этап:
1) определение степени эффективности проведенной работы
2)изучение возможности дальнейшего развития проекта.
Результаты работы по проекту:
1)повысился интерес детей и родителей к художественной литературе сибирских авторов;
2)возродилась традиция домашнего чтения литературных произведений;
3) проект способствовал развитию творческой инициативы и самостоятельности детей, сплочению всех участников образовательного процесса;
4) данный проект создал условия для обогащения общей культуры личности, развития нравственных и патриотических качеств дошкольников, любви к родному городу и приобщению к культурному наследию родного края через книгу.
Используемая литература:
1)Материалы библиотеки им. А.М.Горького
2) Воспитание любви к слову, О.Н.Абезина, Издательство «Учитель»,Волгоград,2007 г.
3)Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников – М.,2004
4) Аксельрод В.Н. «С чего начинается Родина»// Внешкольник,№3,2003.
5) Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г. Нечаевой. М. Просвещение 1984.
6) Ю.М.Магалиф « Приключения Жакони»
7) В.Шамов «Новосибирские сказки»
8) С.М.Белоусов «Вдоль по радуге, или приключения Печенюшкина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание маленького читателя
Как привить ребенку любовь к книге. Наши советы и рекомендации для тех, кто хочет воспитать в ребенке любознательного маленького читателя....
Консультация для родителей "Воспитываем маленького читателя"
Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телевидение и видео, компьютерные игры и многое другое. Что же теряют наши ...
Формирование экологической культуры детей через ознакомление с произведениями сибирских поэтов.
Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей его среды. И никто не может избежать этой глубокой зависимости. Каждый должен прийти к осознанию и принятию ответс...
Консультация "Как заинтересовать детей читать. Воспитываем маленького читателя".
Несколько рекомендаций для родителей как заинтересовать детей читать и любить книгу....
Статья для родителей "Растим маленького читателя"
В дошкольном возрасте маленький читатель делает свои первые шаги в мир большой литературы. Проводником в этот мир для него становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос? Чему...
«Сибирское разнотравье» Музыкальная сказка для старших дошкольников по мотивам произведения «Кто краше?» сибирского автора Анастасии Калмыковой (публиковалась в «Новом Енисейском литераторе», «Енисейке»)
laquo;Сибирское разнотравье»Музыкальная сказка для старших дошкольников по мотивам произведения «Кто краше?» сибирского автора Анастасии Калмыковой (публиковалась в «Новом Ени...
ГРОМКИЕ ЧТЕНИЯ «ВЕСНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СИБИРСКИХ ПОЭТОВ»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30723595","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Форма и название мероприятия: громкие чтения «Весна в произведениях сибирских поэтов...