Исследовательская работа «Путешествие капельки»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа «Путешествие капельки» | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов
дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»
Исследовательская работа «Путешествие капельки»
Авторы: Тылипцева Даша
Горбачева Ангелина
Руководитель: Липатова Елена Викторовна
воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад №6
г.Калининска Саратовской области»
г.Калининск
2021 г.
Актуальность:
Дети, по своей природе, любознательны, активны, им все хочется знать, поэтому они постоянно задают вопросы. Их интересует всё на свете. Одним из первых природных материалов, с которым встречается ребенок в своей жизни, самым близким и доступным является вода. Она дает ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытье рук, тела, для стирки белья, для поливки растений.
Детям очень нравится проводить эксперименты с водой.
Мы решили расширить имеющиеся понятия о воде у детей. Так появился проект «Путешествие капельки», который в доступной форме, для детей средней группы, рассказывает о круговороте воды в природе.
Цель исследовательской работы:
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать, углубить и расширить знания детей о воде. Показать детям свойства воды при помощи опытно - экспериментальной деятельности;
- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;
- познакомить детей с различным состоянием воды в природе (дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т. д.)
Развивающие:
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы на основе полученного результата;
- расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к живой природе.
- воспитывать интерес к познавательной деятельности;
- воспитывать потребность в сотрудничестве со взрослым и сверстниками.
Продолжительность исследовательской работы: краткосрочный (1 неделя).
Тип исследовательской работы: познавательная, творческая, исследовательская, индивидуальная.
Участники исследовательской работы: дети средней подгруппы, воспитатель.
Возраст детей: 4 - 5 года.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Материально-техническое оснащение:
Фотоаппарат, компьютер, мультимедиа.
Наборы для экспериментирования, для детского художественного творчества.
Подбор художественных произведений.
Предполагаемые результаты:
- углубление знаний и представлений детей об окружающем мире, в том числе и о воде;
– формирование понятий о состоянии воды в зависимости от времени года;
– углубление знаний о круговороте воды в природе;
- сохранение интереса к дальнейшему экспериментированию.
Этапы проектной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей в проекте |
Постановка проблемы | Везде и всегда нас окружает вода. А что такое – эта вода? Как она попадает к нам? Почему идёт дождь, и вода в реке не вытекает совсем? Все эти вопросы, которые задают дети, очень увлекательны. И чтобы ответить на них – требуется много сил. Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, снег и др.), показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Раскрыть некоторые свойства воды, обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Так, путем логической цепочки мы предположили, что мы много не знаем о воде. Дети выявили проблему: «Почему летом идет дождь? Зимой снег? Куда делась вода из лужи?». | Постановка проблемы |
Определение цели деятельности | На данном этапе с помощью наблюдений и бесед был выявлен уровень сформированности знаний у детей о значении воды в жизни человека и представлений о том, что вода важна для всех живых существ; что вода находится вокруг нас независимо от времени года. Вовлечь детей и родителей в процесс изучения свойств воды. | Дать знания детям о воде и ее свойствах. |
Конкретный замысел | Дать знания о воде, ее свойствах, значении для всего живого. | Познакомить с различными опытами с водой. |
Планирование | Понедельник - Просмотр мультимедийной презентации «Вода». Мультфильм « Круговорот воды в природе путешествие капельки» | Просмотр презентации и мультфильма, беседа, направленная на выявление знаний детей о воде. |
Вторник – Организация познавательной деятельности детей. На данном этапе использовали следующие формы работы с детьми: - беседы, рассматривание иллюстраций; - чтение художественной литературы; - комплекс организованной образовательной деятельности; - проведение опытов; - наблюдения; - проведение занятия «Путешествие капельки» - подвижная игра «Ручеек» - пальчиковая игра «Дождик, дождик веселей» - дидактические игры | Дидактические игры: Игровые упражнения: «Ручеёк», «Волны», «Подскажи словечко». Хороводная игра «Ходит капелька по кругу». Чтение: Сказки: «Как люди речку обидели», «Родник», Мария Шкурина «Сказка про капельку»). Рассматривание плакатов: «Ходит Капелька по кругу», «Кто живет в воде». Знакомство с загадками. Разучить стихотворения Т. Маршаловой «Вы слыхали о воде?» Пальчиковая игра «Дождик, дождик веселей» | |
Среда - день творчества. Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. | «Рисование «Живые облака», «Снежинка» (рисование пластилином), «Снеговик» (рисование ватными палочками). Подвижная игра «Караси и щука». | |
Четверг - организация опытно – экспериментальной деятельности. Подготовить необходимый материал для проведения опытов и экспериментов. | Занимательные опыты с водой Опыт №1 «Откуда берётся вода?». Опыт №2 «Помощница вода». Опыт №3 «Вода нужна всем». Опыт №4 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей». ”Опыт №5 «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду». Опыт №6 «Пар — это тоже вода». Опыт №7 «Откуда берётся иней?». Опыт №8 «Почему исчезает вода?» Опыт 9 «Ходит капелька по кругу». | |
Пятница – организация познавательной деятельности на прогулке. Консультация для родителей «Экспериментирование и опыты с водой с детьми» | Наблюдение на прогулке. Экспериментирование дома. | |
Реализация проекта и постоянная рефлексия | Ежедневно, индивидуальная и самостоятельная работа в режимных моментах, взаимодействие с родителями, работа над сказкой «Путешествие Капелек» см. приложение №1 | Ежедневно - обсуждение «Что нового мы сегодня узнали и где это нам пригодится» Совместная деятельность педагога и воспитанников. |
Анализ результатов и презентация | Выявление сильных и слабых сторон в проекте, степени заинтересованности детей, знания и навыки детей, которые сформировались в ходе реализации исследовательской деятельности. | Впечатления детей. |
Список литературы
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области», разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
http://nsportal.ru/ - выбор стихов, опытов
maam.ru - выбор опытов, игр
infourok.ru - выбор стихов
youtube.com – выбор мультфильмов
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.
Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Средний дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 2005
Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет: практическое пособие» ТЦ «Учитель», 2002,
Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. «Организвция опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
Рыжова, Н.А. Волшебница вода Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997
Приложение №1
Сказка «Путешествие Капелек»
Высоко-высоко в небе жили-были две подружки - Капельки. Они были маленькие и легко летали по воздуху. Однажды капельки встретили других маленьких капелек. Их было много, они пригласили их поиграть вместе с ними. Капельки стали кружиться, они кружились все быстрее и быстрее и превратились в маленькое облачко. Легкий ветерок понес облачко по небу. День ото дня облачко становилось все больше и больше и превратилось в большую тучу. В тучке капелек было так много, что они уже не могли держаться вместе и пролились на землю дождем.
Одна Капелька упала на землю и попала в лужу, а другая Капелька отстала от других капелек дождя и попала в ручеек.
- «Ну, вот и все, - подумала первая Капелька, - больше я никогда не увижу свою подружку».
- «Как жаль, что мы потерялись» - думала другая Капелька.
Вскоре дождь закончился. Выглянуло солнышко и пригрело землю. Лужа под жаркими лучами солнца стала испаряться, другими словами – превращаться в пар. Капелька опять стала легкой, и плавно парила вверх к облакам. «Я лечу…», - прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от Земли, то почувствовала, что становится прохладно.
«По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», - подумала Капелька…
А ее подружка вместе другими капельками начала путешествие вместе с ручейком. Ручеек влился в речку, речка потекла в море, а море слилось с океаном. А вместе с ними и Капелька. . Но солнышко осветило всю Землю. Протянуло лучики-ладошки к Капельке, превратилась наша Капелька в пар и вернулась Капелькой воды на небо. Она долго летала в поисках своей подружки и нигде не могла ее найти.
Подул холодный северный ветер. Ветер стал сгонять капельки в облако, облако опять превратилось в тучку и капельки стали падать на землю маленьким холодными льдинками – снежинками. Днем, когда пригревало солнышко, снежинки таяли, а ночью от мороза превращались в лед. Так продолжалось всю долгую холодную зиму.
Но вот на землю пришла весна. Солнышко своими горячими лучиками растопило лед и снег, превратив все в воду. Воды было много, и под жарким солнцем она стала превращаться в пар и легкие капельки воды опять полетели на небо. И тут случилось чудо! Две подружки, две маленькие Капельки опять встретились.
- «Как я рада тебя видеть. Разве ты не погибла?» - сказала первая Капелька.
- «Что ты, я столько путешествовала, столько увидела и узнала нового. Я все тебе расскажу»,- ответила другая Капелька.
Они решили, что теперь никогда не потеряют друг друга. Они были очень счастливы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно- исследовательский проект "Путешествие капельки"
Проект "Путешествие капельки " помог на доступном и интересном для детей материале решить важнейшие задачи: формирование познавательной и творческой активности, интеграция задач речевого раз...
Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Путешествие капельки воды" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формировать представления детей о воде и её свойствах через исследовательскую деятельность....
Конспект НОД с использованием исследовательского метода "Путешествие капельки"
Тема НОД: путешествие с капелькойПрограммное содержание:Цель: создание условий для знакомства со свойствами, назначением и применением воды. Образовательные задачи.1. Продолжать знакоми...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №135 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развит...
Познавательно-исследовательский проект "Путешествие капельки"
Цель проекта: Формирование начальных форм экологической культуры. Формирование навыков исследовательской деятельности....
НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности " Путешествие капельки"
Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности. Подготовительная группаВоспитатель : Филипенко Е.П.Тема: «Путешествие капельки» Цель: Уточнить представление о т...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие капельки".
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды; расширять представления о значении воды в жизни человека. Развивать способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения, строить логи...