Познавательно- исследовательский проект "Путешествие капельки"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект "Путешествие капельки " помог на доступном и интересном для детей материале решить важнейшие задачи: формирование познавательной и творческой активности, интеграция задач речевого развития во все формы работы с детьми, внедрение патриотического компонента в образовательную программму без ее утяжеления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_kapelki_proekt.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно- исследовательский проект для подготовительной логопедической группы
«Путешествие капельки»
Цель проекта: развитие познавательной активности детей и формирование навыков коллективной исследовательской работы
Задачи:
- учить детей ставить познавательную задачу на основе анализа проблемной ситуации;
-учить детей универсальным методам получения информации в соответствии с поставленной задачей : наблюдение, экспериментирование, моделирование, обсуждение, использование литературных и виртуальных источников;
- учить использовать полученные знания в различных видах деятельности, стимулировать творческую активность;
-учить продуктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения проекта;
- расширить и систематизировать знания детей по лексическим темам «Профессии», «праздник 8 Марта», «Признаки весны»
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный этап: | Активное слушание литературных произведений по теме проекта. Просмотр мультфильмов. Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»). Обсуждение возможных решений ситуации, выбор приоритетных решений. | Заинтересовать детей. Познакомить персонажем Капитошкой. Создать проблемную ситуацию, стимулирующую сбор информации о воде. . Актуализация темы для родителей. Разработка содержания образовательно–воспитательного процесса по направлениям. Привлечение к сотрудничеству членов семьи. | Вхождение родителей в тему проекта. Предварительное анкетирование. Ознакомление родителей с содержанием проекта. Внесение родителями предложений по реализации проекта. |
Деятельностный: | Исследовательская, поисковая деятельность: экспериментирование, наблюдение, рассматривание энциклопедий, просмотр обучающих презентаций. Художественно-продуктивная деятельность: иллюстрирование стихотворений и сказок, Составление схем и моделей Рассматривание карт водных объектов Санкт-Петербурга Участие в сюжетно-ролевых и режиссерских играх. Изготовление поделок из теста в подарок мамам.. Сочинение сказок по теме проекта; Рисование плакатов; Участие в физминутках, эстафетах, динамических паузах | 1.Непосредственное руководство поисковой и исследовательской и художественной деятельностью детей. 2. чтение сказок, рассказов, стихотворений по теме проекта 3. Создание условий для игровой деятельности детей в рамках проекта 4.Создание презентации «Фея воды украшает Санкт-Петербург» | 1.Посещение с детьми Музея Воды, Музея Водоканала, водных объектов города и области, оформление фотоотчета. 2.Оформление страничек для книжек-самоделок с пословицами, поговорками, стихотворениями и загадками о воде. 3. Составление совместно с детьми схемы квартиры «Где прячется вода?» 4. Рассказ ребенку о том, как используется вода в профессиональной деятельности родителей. 5. Составление кроссвордов 6. Подбор иллюстраций и фотографий по теме «Роль воды в создании неповторимого образа Санкт-Петербурга» |
Завершающий | 1.Активное в викторине «Что мы знаем о воде». 2.Помощь педагогам в оформлении стенгазеты «Как мы побывали в гостях у Капитошки» 3.Создание иллюстрированной книжки-познавайки о воде 4. Оформление выставки детских работ по теме проекта | 1.Подготовка и проведение викторины «Что мы знаем о воде» 2.Оформление стенгазеты «Как мы побывали в гостях у Капитошки». 3.Создание иллюстрированных книжки-познавайки о воде 4.Подведение итогов работы над проектом. 5.Оформление презентации и фотоальбомов. 6.Размещение презентационного отчета о проекте на сайте ГДОУ | 1.Активное в викторине «Что мы знаем о воде». |
Содержание проекта
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.Просмотр презентации «Детям о воде» http://azbuka-uma.by/prezentaciya_water
2. Экспериментирование
–изменение агрегатных состояний воды;
моделирование с помощью человечков ММЧ (ТРИЗ в детском саду.)
-Свойства воды (
Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»- ТЦ «Учитель» Воронеж 2004
3.Наблюдение:
- за сосулькой в солнечную погоду;
-какой снег быстрее тает чистый или грязный
-влияние воды на проращивание семян, появление листочков на срезанных ветках, состояние комнатных растений
4.Исследование загрязненности снега и воды в лужах и городских водоемах
5.Беседа о загрязнении воды в водоемах Санкт-Петербурга и области
6.Экспериментирование:очистка воды с помощью фильтров
7. «Мозговой штурм»: Как люди разных профессий в нашем городе используют воду?
8.Просмотр мультфильма «Приключения Капитошки»
9. Просмотр презентации «Круговорот воды в природе»
http://7licei.3dn.ru/publ/fizminutki/tematicheskie/krugovorot_vody_v_prirode/37-1-0-124
Просмотр обучающего мультфильма «Путешествие капельки»
http://videoscope.cc/92911-multfilm-puteshestvie-kapelki-ili-krugovorot.html
10. Составление плана-схемы «Где прячется вода в детском саду»
11. Просмотр презентации «Фея воды украшает Санкт-Петербург»
12. Составление карты-схемы водной системы на территории Санкт-Петербурга, портов, ремонтных доков и других объектов , связанных с навигацией.
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»
.игра Человечки ММЧ «Вода, снег, лед, пар» («Триз в детском саду» : Гин С. И. Издательство: ИВЦ.-2007..
2. игра «Хорошо-плохо» (когда вода помогает людям, когда может быть опасна)
3.с-р игры «Парикмахерская», «Столовая», «Поликлиника» «Детский сад»
4.Трудовая деятельность с использованием воды:
-изготовление соленого теста , лепка из него подарков мамам на 8 марта
-труд в уголке природы: полив растений, уборка
-стирка тряпочек для изо;
5. Режиссерские игры «Веселые капельки»
«Путешествие веселых капелек по Санкт-Петербургу»
6. Д/и «Что умеют капельки ?»
Образовательная область «Речевое развитие»
1.Сочинение коллективной сказки «Путешествие капельки по Санкт-Петербургу»
2.Сочинение сказок на тему «Приключения Капитошки в парикмахерской, поликлинике, автомастерской и т.д»
«Как Капитошка помог мне маму поздравлять с 8 Марта»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1.Чтение сказки Натальи Гузеевой «Приключения Капитошки»- М. Издательство «АСТ»-2010
2. Рассказывание детям «Притчи о капельке»
3. Чтение стихотворений Тамары Маршаловой «Для чего нужна вода?»
«Не шутите!», «Закрывай покрепче кран»
4.Чтение рассказа М. Пришвина «Светлая капель»
5. Чтение стихотворений Светланы Олеговой о воде:
-«Что такое вода?»
-«Что может быть в прозрачной капельке воды?»
-«Берегите воду»
-«Вода из- под крана»
-«Кто знает, откуда берется вода?»
6.Иллюстрирование коллективных сказок «Путешествие капельки», «Приключения Капитошки в парикмахерской, поликлинике и т.д.»
7.Лепка фигурок для режиссерской игры «Веселые капельки»
8.Рисование экологических плакатов «Экономь воду»,
«Сохраним водоемы чистыми»
9. Рисование плакатов «Будь осторожен с водой!» (ОБЖ)
10. Рисование иллюстраций к стихотворениям о воде.
11. Слушание «Звуки природы» -дождь, ливень, шум прибоя.
12. Танцевальные импровизации «Капельки танцуют»
13. Создание альбома рисунков «Как фея воды украшает Санкт-Петербург»
Образовательная область «Физическое развитие»
1.П\и «Ручеек”
2.П\и “Ходят капельки по кругу» Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»- ТЦ «Учитель» Воронеж 2004
3.Физминутки: «Влез кулик молодой на колоду»
«Дождь, дождь!»
«Льется чистая водица!
«Приплыли тучи дождевые»»
4.Эстафета «Очистим водоем»
5. Речь с движениями «Стирка», «Я сварю для куклы суп» http://www.minibanda.ru/u/21064/note/uprazhneniya-na-koordinaciyu-rechi-s-dvizheniyami
6. Физминутка «Круговорот воды в природе» (приложение)
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
- Семейная викторина «Что мы знаем о воде?»
2.Выставка иллюстраций к сказке «Приключения Капитошки», выполненных вместе с родителями.
3.Рекомендации родителям посетить Музей Воды, Музей Водоканала
водные объекты Санкт-Петербурга (реки, озера, залив).
4. Создание стенгазеты с использованием фотоматериалов «В гостях у Капельки» по итогам прогулок с родителями.
5. Составление плана –схемы квартиры «Где прячется вода в нашем доме?»
6. Изготовление иллюстрированных книжек- самоделок с подборкой пословиц, поговорок, стихотворений, загадок о воде.
7. Составление кроссвордов по теме «На невских берегах» (о водных артериях города и их роли в жизни петербуржцев)
8. Подбор иллюстраций и фотоматериалов к созданию презентации
Режимные моменты
(интеграция разных видов деятельности)
1.Потешки про умывание http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki02.php
Оснащение предметно-пространственной среды для обеспечения возможности совместной и самостоятельной деятельности детей
1.Емкости для воды различной формы и объема
2.водный термометр
2.Модели агрегатных состояний воды
3. Схема «Круговорот воды в природе»
4.Детские энциклопедии о воде
5. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Автомастерская», «Кафе»
6. Демонстрационный материал по тема «Безопасность на воде», «Берегите воду»
7. Аудиоматериал «Звуки природы»
Приложение:
Физкультминутка «Круговорот воды в природе»
(координация речи с движениями)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним, как сметана,
Она поднимается выше… Пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки…
Всё это и зовут в народе: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Путешествие Капельки».
Совершенствовать представление детей о свойствах воды....
Познавательно-исследовательский проект "Капелька"
В наше время большое значение имеет экологическое воспитание детей. Наше отношение к окружающей среде один из залогов дальнейшего существования планеты Земля. Вызывать интерес и любовь к природе необх...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Капельки потерялись"
Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий мир.Наблюдение за демонстрацией оп...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Капелька света»
Познакомить детей с историей создания электрической лампочки.Подвести детей к пониманию для чего нужно человеку электричество.Способствовать умению детей поддерживать диалог.Прививать у детей навыки п...
Познавательно-исследовательский проект "Капелька"
Цель: формирование у детей эмоционально-нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле...
Конспект открытого просмотра познавательно-исследовательской деятельности «Капелька и ее секреты».
проводила в группе...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы "Знакомство с Капелькой-капелькой".
Конспект занятия познавательно-исследовательского характера с детьми подготовительной к школе группы по знакомству со свойствами воды....