Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Путешествие капельки воды" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Савельева Людмила Владимировна

Цель: Формировать  представления детей о воде  и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki_saveleva.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие капельки или свойства воды»

Цель: Формировать  представления детей о воде  и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

 Образовательные:

- Познакомить детей с состоянием воды.

-Закрепить знания детей  свойствами воды; выяснить, какая бывает вода?

 -узнать, зачем нужна вода, можно ли обойтись без неё?

-исследовать свойства воды опытным путём.

-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

 Развивающие:

- Развивать  познавательную активность детей в процессе экспериментирования

-развивать творческие способности, воображение, любознательность. 

Воспитательные:

 -воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Предварительная работа:

• Рассматривание картинок «лаборатория», «лаборант»

• Замораживание пресной и солёной воды.

Оборудование:

Различные ёмкости для воды, тарелочки со льдом, одноразовые стаканчики, одноразовые ложечки, термос с водой, сахар, лимон, салфетки.

Ход деятельности

1. Организационный момент

Вос-ль:

 Собрались все дети вкруг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вос - ль:

Ребята, на нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек.

Хотите узнать, что это за вещество?

Тогда отгадайте загадку:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли

— Жить нельзя нам без … (Воды) Сайд № 2 (на мольберте выставляем картинку «Вода»)

Вос –ль: Ребята, а вода какая бывает? (Пресная, минеральная, газированная, родниковая, кипяченная и т.д.)

Вос-ль: Ребята, закройте глаза  и прислушайтесь. Ребята, что вы слышите? (звучит аудио запись льющейся воды). Слайд № №3

Дети: Это звуки воды. 

В. Правильно, это журчит ручей.

Вос - ль: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит

Без неё нам не умыться

Не наесться, не напиться

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить. Н Рыжова.

Слайд № 4 Капелька: Я Капелька воды. 

 Вос-ль: А зачем ты к нам пришла? 

 Слайд №5 Капелька: 

 На огромной планете Земля 

 Жила скромная чистая капля 

 Ей вопросы мешали, друзья:

 Где живу?

 Какими свойствами я обладаю? 

 Вос-ль: 

На вопросы ответить, ребята,

 Сама капля не сможет. 

 Ждёт она, не дождётся, 

 Когда мы ей поможем. 

Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие её вопросы? (ответы детей). 

 Слайд №  6 Капелька: Мне сказали, что у вас в группе живут мои сестрички-капельки. Это правда? 

 Дети: Да.

 Вос-ль: Ребята, давайте поможем Капельке воды найти её сестричек.

Подскажите, где можно их повстречать у нас в группе. 

Дети: Вода в лейке для полива растений, в туалетной комнате, в чайнике для того что бы пить, у Т.Н. для уборки и мытья посуды и т.д.
Вос-ль: Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут, где ты можешь ещё их повстречать. 

Дети: Капельки воды живут в реке, озере, море, луже, океане. 

Вос - ль: Вот видишь, капелька, как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек.

Знакомство со свойствами воды. 

Вос-ль: Ребята, нашу гостью интересовал ещё один вопрос, какими свойствами она обладает.

Капелька, но мы с ребятами тоже хотим узнать ответ на этот вопрос и сейчас вместе с тобой отправимся в мини-лабораторию, и как настоящие учёные будем проводить опыты, чтобы узнать ответ на этот вопрос.

-А что такое лаборатория?

Лаборатория - оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований. 

- В нашей лаборатории будут  исследователи и лаборанты.

-ну а какие же мы ученые без тренировки, предлагаю нам размяться.

Ручками похлопали – хлоп, хлоп

                                 Ножками потопали – топ, топ

                                 Покружились, Покрутились

                                 В исследователей  превратились.

Вос-ль: Молодцы, вы прошли подготовку и можете отправиться в лабораторию. А для того чтобы нам приступить к работе, необходимо надеть специальную одежду (дети одевают фартуки).

Вос-ль: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

• Близко не подносить предметы к глазам.

• Без надобности ничего не брать в рот.

Вос-ль: Ребята, какие помощники у нас есть для исследований? (Руки, глаза, нос и уши)

Вос - ль: ну что, ребята, вы готовы?

Дети: да.

Вос- ль: проходим в отдел под названием «свойства воды».

- юные исследователи, обратите внимание, перед вами стаканы.

Что вы в них видите? (вода)

Опыт № 1. «Вода бесцветная и прозрачная»

- А сейчас проведем опыт.

Возьмите стакан с водой в руки.

- Ваши пальчики видны сквозь воду? (да, просвечиваются)

- А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно)

-Ребята, давайте добавим в стаканчик краски белого цвета ( гуашь) и опустим туда ложку. Теперь нам видно ложку в стакане? (нет)

- Какой здесь можно сделать вывод?  

Если в воду ничего не добавлять, то какая она? (у воды нет цвета).

Вода - прозрачная.

Если в воду добавить краску, то она становится непрозрачной и приобретает цвет.

Вывод: вода  - бесцветная и прозрачная. (Схему вывешиваем на мольберт)

Опыт № 2.»Вода не имеет вкуса. Вода - растворитель»

Вос-ль:  Ребята, перед вами красный стакан с водой, попробуйте ее и определите вкус воды.

Есть ли у воды вкус?(Вода вкуса не имеет)

Теперь возьмите кусочек сахара, опустите в воду и размешайте.

Что произошло с сахаром? (Сахар растворился)

Попробуйте еще раз воду, какая она на вкус? (Вода стала сладкая)

Ребята что изменилось? У воды появился вкус. 

Вода  является растворителем? (Да)

А все вещества могут растворяться в воде? (Ответы детей)

Добавите в стакан еще растительное масло.

Что произошло с маслом? (Ответы детей)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: своего вкуса у воды нет. Вода является растворителем, но не все вещества растворяются в воде. (Схемы вывешиваем на мольберт)

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»

Вос - ль:  Мы с вами продолжаем наше волшебное путешествие.

Будьте осторожны! Если мы хотим проверить запах жидкости, никогда не подносим сосуд прямо к лицу, а, держим его на расстоянии, направляем воздух  к себе, помахивая рукой,  и одновременно нюхаем.

Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.(У воды нет запаха).

А теперь я предлагаю вам положить в воду  кусочек лимона и размешать (в воде растворен лимон).

Чем она пахнет?  (лимоном, кисло, по-другому)

Как вы думаете, почему вода приобрела такой запах? (в ней растворили лимон)

Если вода чистая, то запаха нет. Если в воду что-то добавили, то появляется запах.

Вывод: вода не имеет запаха. (Схеме помещаем на доску)

Общий вывод: Капелька - Вода бесцветная и прозрачная, не имеет вкуса и запаха, является растворителем» Слайд № 7

Капелька: Какие вы молодцы! Слайд №8

Вос-ль: Ребята, нам надо немного отдохнуть и отправится в следующий отдел «3 Состояния воды»

Физкультминутка «Море волнуется раз»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри! (воспитатель повторяет 2раза)

Воспитатель:  Отдохнули, ребята? Тогда, продолжим.

Ребята, вам нужно разделиться на 2 команды и занять места за своими столами.

Опыт №4. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы»

Воспитатель:  - Возьмите стакан с водой и перелейте воду в пустые ёмкости.

Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (от стаканчика к стаканчику, по воздуху, потому что жидкая).

- Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Ребята, скажите имеет вода свою форму? (Ответы детей)

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. 

Опыт №5. «Вода – может быть твердой.» 

Вос – ль: Ребята, скажите, может ли вода быть твердой? (Ответы детей) 

Посмотрите, что лежит в тарелочках? (Лёд) 

Ребята, будьте осторожны –лед холодный!

Возьмите лед в руки, какой лед? (Ответы детей) 

Обратите внимание, лед у вас в руках тает. Почему это происходит? (Ответы детей) 

Во что он превращается? (Ответы детей) 

Ребята, давайте попробуем перелить лед. (Дети берут баночки и «переливают» кусочки льда из тарелки в баночку).

Итак, можно ли перелить лед? (нет)

Давайте возьмем лед и переложим его в стакан с водой.

Что произошло со льдом? (Лёд не тонет)

Какой можно сделать вывод?

Вывод: вода – замерзает, превращается в лед. Лед холодный, его нельзя перелить, только пересыпать или переложить. Лед тает от тепла. Лёд становится легче воды, из которой образовался. Вот почему лед не тает в воде, а плавает на ее поверхности.

Опыт №6«Газообразная вода - пар»

Воспитатель: Ребята, давайте пойдем дальше.

Ребята, будьте внимательны и осторожны – кипятком можно обжечься!

Дети, сейчас я налью немного горячей воды  в  стакан и накрою  сверху его зеркалом. Давайте посмотрим  внимательно на поверхность зеркала. Что вы видите на зеркале? (показываю поверхность зеркала).

Ответ: Образовались капли воды.

Ребята, из чего они образовались? (из пара, из  горячей воды)

Вывод: вода может превратиться в пар.

Слайд №9 Общий вывод: Вода имеет 3 состояния: жидкое, твёрдое и парообразное.

Слайд № 10 Капелька: Ребята большое вам спасибо! Вы мне очень помогли.

                   Я, не буду забирать от вас своих сестричек  капелек, а оставлю с вами.

Вос-ль: Ребята, нам пора возвращаться. Давайте снимем фартуки и скажем  волшебные слова: Ручками похлопали – хлоп, хлоп

                                 Ножками потопали – топ, топ

                                 Покружились, Покрутились

                                 В деток превратились.

Рефлексия: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Что больше всего вам запомнилось?

Какие трудности вы испытали при выполнении заданий?

А сейчас вы сами себя сможете оценить, те кто затруднялся в выполнении заданий – возьмут жёлтую звёздочку, а те которые с лёгкостью справились с заданиями – возьмут красную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на космическом корабле»

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Конспект ООД по познавательному развитию "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста

День Победы - самый трогательный, душевный, патриотический праздник. Это день памяти и почестей. Все дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Задача педагога заключается в том, чтобы наш...

Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...