Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Путешествие капельки воды" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Формировать представления детей о воде и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_kapelki_saveleva.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие капельки или свойства воды»
Цель: Формировать представления детей о воде и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с состоянием воды.
-Закрепить знания детей свойствами воды; выяснить, какая бывает вода?
-узнать, зачем нужна вода, можно ли обойтись без неё?
-исследовать свойства воды опытным путём.
-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
-развивать творческие способности, воображение, любознательность.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Предварительная работа:
• Рассматривание картинок «лаборатория», «лаборант»
• Замораживание пресной и солёной воды.
Оборудование:
Различные ёмкости для воды, тарелочки со льдом, одноразовые стаканчики, одноразовые ложечки, термос с водой, сахар, лимон, салфетки.
Ход деятельности
1. Организационный момент
Вос-ль:
Собрались все дети вкруг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вос - ль:
Ребята, на нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек.
Хотите узнать, что это за вещество?
Тогда отгадайте загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли
— Жить нельзя нам без … (Воды) Сайд № 2 (на мольберте выставляем картинку «Вода»)
Вос –ль: Ребята, а вода какая бывает? (Пресная, минеральная, газированная, родниковая, кипяченная и т.д.)
Вос-ль: Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Ребята, что вы слышите? (звучит аудио запись льющейся воды). Слайд № №3
Дети: Это звуки воды.
В. Правильно, это журчит ручей.
Вос - ль: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без неё нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить. Н Рыжова.
Слайд № 4 Капелька: Я Капелька воды.
Вос-ль: А зачем ты к нам пришла?
Слайд №5 Капелька:
На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Где живу?
Какими свойствами я обладаю?
Вос-ль:
На вопросы ответить, ребята,
Сама капля не сможет.
Ждёт она, не дождётся,
Когда мы ей поможем.
Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие её вопросы? (ответы детей).
Слайд № 6 Капелька: Мне сказали, что у вас в группе живут мои сестрички-капельки. Это правда?
Дети: Да.
Вос-ль: Ребята, давайте поможем Капельке воды найти её сестричек.
Подскажите, где можно их повстречать у нас в группе.
Дети: Вода в лейке для полива растений, в туалетной комнате, в чайнике для того что бы пить, у Т.Н. для уборки и мытья посуды и т.д.
Вос-ль: Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут, где ты можешь ещё их повстречать.
Дети: Капельки воды живут в реке, озере, море, луже, океане.
Вос - ль: Вот видишь, капелька, как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек.
Знакомство со свойствами воды.
Вос-ль: Ребята, нашу гостью интересовал ещё один вопрос, какими свойствами она обладает.
Капелька, но мы с ребятами тоже хотим узнать ответ на этот вопрос и сейчас вместе с тобой отправимся в мини-лабораторию, и как настоящие учёные будем проводить опыты, чтобы узнать ответ на этот вопрос.
-А что такое лаборатория?
Лаборатория - оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.
- В нашей лаборатории будут исследователи и лаборанты.
-ну а какие же мы ученые без тренировки, предлагаю нам размяться.
Ручками похлопали – хлоп, хлоп
Ножками потопали – топ, топ
Покружились, Покрутились
В исследователей превратились.
Вос-ль: Молодцы, вы прошли подготовку и можете отправиться в лабораторию. А для того чтобы нам приступить к работе, необходимо надеть специальную одежду (дети одевают фартуки).
Вос-ль: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
• Близко не подносить предметы к глазам.
• Без надобности ничего не брать в рот.
Вос-ль: Ребята, какие помощники у нас есть для исследований? (Руки, глаза, нос и уши)
Вос - ль: ну что, ребята, вы готовы?
Дети: да.
Вос- ль: проходим в отдел под названием «свойства воды».
- юные исследователи, обратите внимание, перед вами стаканы.
Что вы в них видите? (вода)
Опыт № 1. «Вода бесцветная и прозрачная»
- А сейчас проведем опыт.
Возьмите стакан с водой в руки.
- Ваши пальчики видны сквозь воду? (да, просвечиваются)
- А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно)
-Ребята, давайте добавим в стаканчик краски белого цвета ( гуашь) и опустим туда ложку. Теперь нам видно ложку в стакане? (нет)
- Какой здесь можно сделать вывод?
Если в воду ничего не добавлять, то какая она? (у воды нет цвета).
Вода - прозрачная.
Если в воду добавить краску, то она становится непрозрачной и приобретает цвет.
Вывод: вода - бесцветная и прозрачная. (Схему вывешиваем на мольберт)
Опыт № 2.»Вода не имеет вкуса. Вода - растворитель»
Вос-ль: Ребята, перед вами красный стакан с водой, попробуйте ее и определите вкус воды.
Есть ли у воды вкус?(Вода вкуса не имеет)
Теперь возьмите кусочек сахара, опустите в воду и размешайте.
Что произошло с сахаром? (Сахар растворился)
Попробуйте еще раз воду, какая она на вкус? (Вода стала сладкая)
Ребята что изменилось? У воды появился вкус.
Вода является растворителем? (Да)
А все вещества могут растворяться в воде? (Ответы детей)
Добавите в стакан еще растительное масло.
Что произошло с маслом? (Ответы детей)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: своего вкуса у воды нет. Вода является растворителем, но не все вещества растворяются в воде. (Схемы вывешиваем на мольберт)
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»
Вос - ль: Мы с вами продолжаем наше волшебное путешествие.
Будьте осторожны! Если мы хотим проверить запах жидкости, никогда не подносим сосуд прямо к лицу, а, держим его на расстоянии, направляем воздух к себе, помахивая рукой, и одновременно нюхаем.
Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.(У воды нет запаха).
А теперь я предлагаю вам положить в воду кусочек лимона и размешать (в воде растворен лимон).
Чем она пахнет? (лимоном, кисло, по-другому)
Как вы думаете, почему вода приобрела такой запах? (в ней растворили лимон)
Если вода чистая, то запаха нет. Если в воду что-то добавили, то появляется запах.
Вывод: вода не имеет запаха. (Схеме помещаем на доску)
Общий вывод: Капелька - Вода бесцветная и прозрачная, не имеет вкуса и запаха, является растворителем» Слайд № 7
Капелька: Какие вы молодцы! Слайд №8
Вос-ль: Ребята, нам надо немного отдохнуть и отправится в следующий отдел «3 Состояния воды»
Физкультминутка «Море волнуется раз»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри! (воспитатель повторяет 2раза)
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда, продолжим.
Ребята, вам нужно разделиться на 2 команды и занять места за своими столами.
Опыт №4. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы»
Воспитатель: - Возьмите стакан с водой и перелейте воду в пустые ёмкости.
Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (от стаканчика к стаканчику, по воздуху, потому что жидкая).
- Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Ребята, скажите имеет вода свою форму? (Ответы детей)
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт №5. «Вода – может быть твердой.»
Вос – ль: Ребята, скажите, может ли вода быть твердой? (Ответы детей)
Посмотрите, что лежит в тарелочках? (Лёд)
Ребята, будьте осторожны –лед холодный!
Возьмите лед в руки, какой лед? (Ответы детей)
Обратите внимание, лед у вас в руках тает. Почему это происходит? (Ответы детей)
Во что он превращается? (Ответы детей)
Ребята, давайте попробуем перелить лед. (Дети берут баночки и «переливают» кусочки льда из тарелки в баночку).
Итак, можно ли перелить лед? (нет)
Давайте возьмем лед и переложим его в стакан с водой.
Что произошло со льдом? (Лёд не тонет)
Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода – замерзает, превращается в лед. Лед холодный, его нельзя перелить, только пересыпать или переложить. Лед тает от тепла. Лёд становится легче воды, из которой образовался. Вот почему лед не тает в воде, а плавает на ее поверхности.
Опыт №6«Газообразная вода - пар»
Воспитатель: Ребята, давайте пойдем дальше.
Ребята, будьте внимательны и осторожны – кипятком можно обжечься!
Дети, сейчас я налью немного горячей воды в стакан и накрою сверху его зеркалом. Давайте посмотрим внимательно на поверхность зеркала. Что вы видите на зеркале? (показываю поверхность зеркала).
Ответ: Образовались капли воды.
Ребята, из чего они образовались? (из пара, из горячей воды)
Вывод: вода может превратиться в пар.
Слайд №9 Общий вывод: Вода имеет 3 состояния: жидкое, твёрдое и парообразное.
Слайд № 10 Капелька: Ребята большое вам спасибо! Вы мне очень помогли.
Я, не буду забирать от вас своих сестричек капелек, а оставлю с вами.
Вос-ль: Ребята, нам пора возвращаться. Давайте снимем фартуки и скажем волшебные слова: Ручками похлопали – хлоп, хлоп
Ножками потопали – топ, топ
Покружились, Покрутились
В деток превратились.
Рефлексия: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Что больше всего вам запомнилось?
Какие трудности вы испытали при выполнении заданий?
А сейчас вы сами себя сможете оценить, те кто затруднялся в выполнении заданий – возьмут жёлтую звёздочку, а те которые с лёгкостью справились с заданиями – возьмут красную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на космическом корабле»
Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...
Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...
Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...
Конспект ООД по познавательному развитию "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста
День Победы - самый трогательный, душевный, патриотический праздник. Это день памяти и почестей. Все дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Задача педагога заключается в том, чтобы наш...
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...