Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста
материал по окружающему миру
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.В. Кошеленко
МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» г.Гурьевск
Воспитатель
Много - много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки.
Прежде, чем рассказать детям об экологии, надо сначала поговорить с ними о природе. Природа - это солнце, звезды, воздух, вода, растения... Это птицы, деревья, бабочки, звери, насекомые... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа – это всемирный единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. [5, с 63]
В дошкольном возрасте экологическое образование – это значит сформировать у детей осознанно правильное отношение к объектам природы. Мы взрослые должны помочь малышам открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, необходимый всем, для этого нужно беречь и охранять. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. С этой задачей мы сможем справиться, если с раннего возраста активно начнем приобщать ребенка к миру природы.
Детский сад является первым звеном непрерывного экологического образования. В дошкольном учреждении мы помогаем малышам накопить багаж ярких, эмоциональных впечатлений и иметь понятие о природе. Представления о неживой и живой природы. Воспитывать у детей способности воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы, умение бережно с заботой относиться к ней и к окружению своего края. [2, с 96]
Экологическое образование большое значение имеет не только хорошо организованное природное окружение – это конечно уголок природы в группе, оформление участок для, приобщения детей к труду, чтение художественной литературы, сказок, рассказов про природу, игры, творчество, музыка, разгадывание загадок, рассматривание картинок и иллюстраций, собирание настольных игр (с животными, растениями, леса и др.). Все это в комплексе дает хорошие результаты.
В переводе экология означает «наука о доме». Для наших малышей дом в детском саду начинается с группы, поэтому в группах были созданы - уголки природы. Здесь дети знакомятся с комнатными растениями, с растениями которые совместно с воспитателем были посажены в красивых ящиках, как правильно и бережно ухаживать за растениями. После чего ребята с удовольствие делают зарисовки своих наблюдений. Также в уголках природы находится научная литература, картинки с животными, насекомыми, растениями и весь необходимый материал по уходу за растениями и животными (домашними). Уголок природы служит местом для разнообразных опытов, экспериментов, в котором имеется все необходимое оборудование. Между тем для более успешного освоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированное обучение, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач. Но с другой стороны и не только при помощи всего написанного выше может рассматриваться экологическое образование, но, а также с помощью непосредственно образовательной деятельности, который представлен ниже.
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
«Деревья»
Цели:
-закрепление названия и различия деревьев, их строение, внешние признаки;
-образовывать прилагательные от существительных;
-существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-учить подбирать слова, противоположные по смыслу;
-закрепить как правильно подбирать предлоги;
-развивать как можно больший словарный запас по задуманной теме.
Оборудование: демонстрационный материал, картинки с изображением листьев различных видов деревьев.
Ход занятия
Структура ННОД Время | 7 мин. | 1.Чтение стихотворения - загадки | Его весной и летом |
Вводная часть | |||
2.Беседа о деревьях | – Ребята деревья бывают как лиственные, так и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву, а все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные деревья – сохраняют свою хвою. – Назовите, какие вы знаете лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.) – А какие вы знаете хвойные деревья. (Сосна, лиственница, пихта, ель.) – Скажите, а вы знаете, где растут деревья? (В лесу, саду, парке, на газонах и т.д.) – Дети перечислите из чего состоит дерева? (Корень, ветки, ствол, почки, крона, листья.) Педагог рассказывает о каждом дереве. Береза – ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы. Сосна – ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки. Рябина – ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды. | ||
3 мин. | 3.Ребята становятся в круг и идут, поднимают, кружатся, делают все выполнимые движения. | Тополь – ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие. Дуб – могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди. Ива – ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые. Клен – ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки. Осина – ствол у осины серый, листья по форме круглые. Ствол у ели, сосны, лиственницы – коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальной формы шишечки. У ели и сосны шишки более крупнее, а лиственница– имеет маленькие. | |
Основная часть | 2 мин. | 4.Физкультминутка | Выросли деревья в поле. |
3 мин. | 5.Подбор слов-действий выполнять с движениями | Деревья – качаются, стоят, шумят, растут. Листья – осыпаются, покрывают землю, меняют свой окрас, гниют, сохнут, увядают, шелестят. | |
3 мин. | 6.Подбор слов-значений | Педагог показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же. Ребята, давайте пробуем найти каждый лист к своему дереву, и назовем каждый листом названием дерева. – Лист клена. Лист, какой? – Кленовый. – Лист березы… – Лист липы… – Лист тополя… Как называется явление в природе, когда падают листья как называется? (Листопад.) | |
Заключи- тельная часть | 2 мин. | 7.Рефлексия | - Скажите, с чем мы сегодня с вами познакомились? -О чем мы с вами говорили? -Какие вы узнали, бывают деревья? -Что происходит с листиками? -Какое задание вам понравилось больше всего выполнять? - Что показалось трудно, а что легко? -Чего нового вы узнали? |
Анализ ННОД
Тема представленного занятия «Деревья»
Реализуемая приоритетная образовательная область «Речевое развитие», «Познание» в интеграции с ОО «Физическая культура», «Художественно - эстетическое» и «Коммуникация».
Решаемые задачи приоритетных областей:
-закрепить названия и различия деревьев, их строение, внешние признаки,
-научить подбирать слова противоположные по смыслу,
- развитие как можно больше словарный запас.
Анализ занятия для детей дошкольного возраста «Деревья»
Во вводной части занятия я старалась мотивировать детей на освоение темы, используя чтение стихотворения – загадку, беседу, практические действия, словесную похвалу, обсуждение, рассматривание, ситуативный разговор, выполнение совместного задания.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, я построила всю структуру занятия, опираясь на опыт детей мною были использованы такие сюжеты как строение деревьев, где могут расти деревья. Название деревьев эти эпизоды были проведены в игровой форме. Данная игровая ситуации способствовала расширению кругозора детей.
В основной части занятия решались задачи приоритетных образовательных областей «Речевое развитие», «Познание».
При организации в основной части занятия беседы, обсуждения происходило формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. В ходе выполнения заданий у детей происходило формирование представление о деревьях, листьях, о их свойствах и отношения к окружающему миру, форме, цвете.
В подборе слов – значений при помощи картинок изображенных листьев разных видов деревьев, дети находили каждый листок к своему дереву, используя словесный разговор и наглядность.
Для детей были приготовлены наглядные средства – картинки с изображением листьев различных видов деревьев, магнитная доска, картинки деревьев.
Для достижения нового образовательного результата: любознательный, активный дети могут применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности. При выполнении физ. пауз происходило приобретение опыта в двигательном виде деятельности, в том числе, связанным с выполнением упражнений.
В заключительной части, организуя обсуждение, беседу, словесную похвалу я старалась создавать образовательные ситуации в зоне ближайшего развития.
Таким образом, все задачи, поставленные в соответствии с возрастными особенностями, решены. Формат ННОД соответствует «занимательному делу». Дети увлечённо занимались запланированной деятельностью в образовательных областях «Речевое развитие», «Познание» и при решении образовательных задач в интеграции образовательных областей: Физическая культура Художественно-эстетическое воспитание, и Коммуникация.
Занятие проходило на эмоциональном уровне, не было статичных поз.
В течение всего занятия я старалась задействовать разные образовательные зоны, тем самым организовав свободное перемещение детей.
У детей в течение всего занятия формировались следующие характеристики: активный, имеющий первичные представления о листьях разных видов деревьев, их свойствах в окружающем мире, может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, овладевший умениями и навыками, соответствующими возрастным особенностям.
Также создавались условия для формирования предпосылок универсальных учебных действий. таких как: умение слушать, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять действия по заданному правилу, выполнять инструкции взрослого.
Рефлексия - анализ каждого ребенка на словах.
Природу нужно видеть, любить, воспринимать всей душой, замечать ее красоту, богатство, слышать и чувствовать звуки, движения, запахи. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. [9, с 20]
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Список использованной литературы:
- Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / под ред. Т.В. Волосникова Дошкольная педагогика. - 2005.
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. [Текст] / под ред. Л.И. Егоренков - М.: АРКТИ, 2010.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания [Текст] / под ред. А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. [Текст] / под ред. С.Н. Николаева- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Кащеева Е. Л., Хамидуллина Л. А. , Прохорова В. В. Путешествие в мир природы. [Текст] / под ред. Е.Л. Кащеева – М.: АРКТИ, 2010.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст] / под ред. О.А. Соломенкова – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
- Сигимова М. Н. Познание мира растений. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. [Текст] / под ред. С.Н. Николаева – М.: Просвещение, 2012.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. [Текст] / под ред. С.А. Веретенникова– М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГУЛКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Организация наблюдений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста, а так же экологическое воспитание дошкольников....
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
целью данной работы является представление детям старшего дошкольного возраста особенностей климата и ландшафта Республики Коми, растительном и животном мире тайги и тундры...
Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического ...
«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экологических акций»
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоциональ...