Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста
материал по окружающему миру

Кошеленко Анастасия Викторовна

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.В. Кошеленко

МБДОУ Детский сад №10 «Теремок» г.Гурьевск

Воспитатель

Много - много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки.

Прежде, чем рассказать детям об  экологии, надо сначала поговорить с ними о природе. Природа - это солнце, звезды, воздух, вода, растения... Это птицы, деревья, бабочки, звери, насекомые... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа – это всемирный единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. [5, с 63]

В дошкольном возрасте экологическое образование – это значит сформировать у детей осознанно правильное отношение к объектам природы. Мы взрослые должны помочь малышам открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, необходимый всем, для этого нужно беречь и охранять. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. С этой задачей мы сможем справиться, если с раннего возраста активно начнем приобщать ребенка к миру природы.

Детский сад является первым звеном непрерывного экологического образования. В дошкольном учреждении мы помогаем малышам накопить багаж ярких, эмоциональных впечатлений и иметь понятие о природе. Представления о неживой и живой природы. Воспитывать у детей способности воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы, умение бережно с заботой относиться к ней и к окружению своего края. [2, с 96]

Экологическое образование большое значение имеет не только хорошо организованное природное окружение – это конечно уголок природы в группе, оформление участок для, приобщения детей к труду, чтение художественной литературы, сказок, рассказов про природу, игры, творчество, музыка, разгадывание загадок, рассматривание картинок и иллюстраций, собирание настольных игр (с животными, растениями, леса и др.). Все это в комплексе дает хорошие результаты.

В переводе экология означает «наука о доме». Для наших малышей дом в детском саду  начинается с группы, поэтому в группах были созданы - уголки природы. Здесь дети знакомятся с комнатными растениями, с растениями которые совместно с воспитателем были посажены в красивых ящиках, как правильно и бережно ухаживать за растениями. После чего ребята с удовольствие делают зарисовки своих наблюдений. Также в уголках природы находится научная литература, картинки с животными, насекомыми, растениями и весь необходимый материал по уходу за растениями и животными (домашними). Уголок природы служит местом для разнообразных опытов, экспериментов, в котором имеется все необходимое оборудование. Между тем для более успешного освоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированное обучение, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач. Но с другой стороны и не только при помощи всего написанного выше может рассматриваться экологическое образование, но, а также с помощью непосредственно образовательной деятельности, который представлен ниже.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

«Деревья»

Цели: 

-закрепление названия и различия деревьев, их строение, внешние признаки;

 -образовывать прилагательные от существительных;

-существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-учить подбирать слова, противоположные по смыслу;

-закрепить как правильно подбирать предлоги;

-развивать как можно больший словарный запас по задуманной теме.

Оборудование: демонстрационный материал, картинки с изображением листьев различных видов деревьев.

Ход занятия

Структура ННОД

       Время

7 мин.

1.Чтение стихотворения - загадки

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)

Вводная часть

2.Беседа о деревьях

– Ребята деревья бывают как лиственные, так и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву, а все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные деревья – сохраняют свою хвою.

– Назовите, какие вы знаете лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

– А какие вы знаете хвойные деревья. (Сосна, лиственница, пихта, ель.)

– Скажите, а вы знаете, где растут деревья? (В лесу, саду, парке, на газонах и т.д.)

– Дети перечислите из чего состоит дерева? (Корень, ветки, ствол, почки, крона, листья.)

Педагог рассказывает о каждом дереве.

Береза – ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.

Сосна – ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.

Рябина – ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

3 мин.

3.Ребята  становятся в круг и идут, поднимают, кружатся, делают все выполнимые движения.

Тополь – ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.

Дуб – могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

Ива – ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.

Клен – ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.

Осина – ствол у осины серый, листья по форме круглые.

Ствол у ели, сосны, лиственницы – коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальной формы шишечки. У ели и сосны шишки более крупнее, а лиственница– имеет маленькие.

Основная часть

2 мин.

4.Физкультминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся на корточки)

3 мин.

5.Подбор слов-действий выполнять с движениями

Деревья – качаются, стоят, шумят, растут. Листья – осыпаются, покрывают землю, меняют свой окрас, гниют, сохнут, увядают,  шелестят.

3 мин.

6.Подбор слов-значений

Педагог показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же. Ребята, давайте пробуем найти каждый лист к своему дереву, и назовем каждый листом названием дерева.

– Лист клена. Лист, какой? – Кленовый.

– Лист березы…

– Лист липы…

– Лист тополя…

Как называется явление в природе, когда падают листья как называется? (Листопад.)

Заключи-

тельная

часть

2 мин.

7.Рефлексия

- Скажите, с чем мы сегодня с вами познакомились?

-О чем мы с вами говорили?

-Какие вы узнали, бывают деревья?

-Что происходит с листиками?

-Какое задание вам понравилось больше всего выполнять?

- Что показалось трудно, а что легко?

-Чего нового вы узнали?

Анализ  ННОД

Тема представленного занятия  «Деревья»

Реализуемая приоритетная образовательная область  «Речевое развитие», «Познание»  в интеграции с ОО «Физическая культура»,  «Художественно - эстетическое» и «Коммуникация».

Решаемые задачи приоритетных областей:

-закрепить названия и различия деревьев, их строение, внешние признаки,

-научить подбирать слова противоположные по смыслу,

- развитие как можно больше словарный запас.

Анализ занятия для детей дошкольного возраста «Деревья»

Во вводной части занятия я старалась  мотивировать  детей на освоение темы, используя чтение стихотворения – загадку, беседу, практические действия, словесную похвалу, обсуждение, рассматривание, ситуативный разговор, выполнение совместного задания.

  Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, я построила всю структуру занятия, опираясь на опыт детей мною были использованы такие сюжеты как строение деревьев, где могут расти деревья. Название деревьев эти эпизоды были проведены в игровой форме. Данная игровая ситуации  способствовала расширению кругозора детей.

В основной части занятия решались задачи приоритетных образовательных областей «Речевое развитие», «Познание».  

При организации  в основной части занятия  беседы, обсуждения  происходило  формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. В ходе выполнения заданий у детей происходило формирование представление о деревьях, листьях, о их свойствах и отношения к окружающему миру, форме, цвете.

В подборе слов – значений при помощи картинок изображенных листьев разных видов деревьев, дети находили каждый листок к своему дереву, используя словесный разговор и наглядность.

Для детей были приготовлены наглядные средства – картинки с изображением листьев различных видов деревьев, магнитная доска, картинки деревьев.

Для достижения нового образовательного результата: любознательный, активный дети могут  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности.  При выполнении физ. пауз  происходило приобретение опыта в двигательном  виде деятельности, в том числе,  связанным с выполнением упражнений.

В заключительной части, организуя  обсуждение, беседу, словесную похвалу я старалась создавать образовательные ситуации в зоне ближайшего развития.

Таким образом, все  задачи, поставленные в соответствии с возрастными особенностями, решены. Формат ННОД соответствует «занимательному делу».  Дети увлечённо занимались запланированной  деятельностью в образовательных областях «Речевое развитие», «Познание» и при решении образовательных задач в интеграции образовательных областей: Физическая культура Художественно-эстетическое воспитание, и Коммуникация.

Занятие проходило на эмоциональном уровне, не было статичных поз.

          В течение всего занятия я старалась задействовать разные образовательные зоны, тем самым организовав свободное перемещение детей.

У детей  в течение всего занятия формировались следующие   характеристики: активный,  имеющий первичные представления о листьях разных видов деревьев, их свойствах в окружающем мире, может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, овладевший умениями и навыками, соответствующими возрастным особенностям.

             Также создавались условия для формирования  предпосылок универсальных учебных действий.  таких как: умение слушать, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь,   осуществлять действия по заданному   правилу,   выполнять   инструкции взрослого.

Рефлексия - анализ каждого ребенка на словах.

Природу нужно видеть, любить, воспринимать всей душой, замечать ее красоту, богатство, слышать и чувствовать звуки, движения, запахи. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. [9, с 20]

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Список использованной литературы:

  1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / под ред. Т.В. Волосникова Дошкольная педагогика. - 2005.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. [Текст] / под ред. Л.И. Егоренков - М.: АРКТИ, 2010.
  3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания [Текст] / под ред. А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008
  4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. [Текст] / под ред. С.Н. Николаева- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  5. Кащеева Е. Л., Хамидуллина Л. А. , Прохорова В. В. Путешествие в мир природы. [Текст] / под ред. Е.Л. Кащеева – М.: АРКТИ, 2010.
  6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст] / под ред. О.А. Соломенкова – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  7. Сигимова М. Н. Познание мира растений. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. [Текст] / под ред. С.Н. Николаева – М.: Просвещение, 2012.
  9. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. [Текст] / под ред. С.А. Веретенникова– М.: Просвещение, 2011. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГУЛКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организация наблюдений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста, а так же экологическое воспитание дошкольников....

Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста

целью данной работы является представление детям старшего дошкольного возраста особенностей климата и ландшафта Республики Коми, растительном и животном мире тайги и тундры...

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экологических акций»

Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоциональ...