ПРОГУЛКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Организация наблюдений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста, а так же экологическое воспитание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_na_recenziyu_1.docx | 65.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №19" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников
654002, г. Новокузнецк, ул. Тульская, 27а, тел. (3843) 38-23-39 E-Mail:mdouds19@mail.ru
ПРОГУЛКА
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методическая разработка
Разработала
Сизикова Ольга Борисовна
воспитатель
Новокузнецк, 2013
СодержаниеВведение………………………………………………………………….3
- Экологическое воспитание дошкольников………………………….4
- Формы экологического образования дошкольников……………….6
- Прогулка как одна из основных форм экологического образования дошкольников…………………………………………………………8
- Наблюдение - главный компонент прогулки………………………..10
- Тематическое планирование наблюдений и игр на прогулке в
группах старшего дошкольного возраста…………………………….12
Список литературы……………………………………………………….32
Введение
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Одно из первых исследований Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманная организация и руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.
В современной методической литературе достаточно полно рассматриваются проблемы экологического воспитания дошкольников. Но, к сожалению, мы не встретили методических материалов, в которых бы предлагалась тематика наблюдений на прогулке по временам года, соответствующие этой тематике дидактические игры экологического содержания, что, на наш взгляд, значительно повысит результативность экологического воспитания старших дошкольников.
Цель данной работы – поиск оптимальных методов, приемов и форм организации наблюдений со старшими дошкольниками как средства экологического воспитания.
Задачи:
1. Раскрыть сущность наблюдений и дидактических игр как эффективных средств экологического воспитания старших дошкольников;
2. Систематизировать тематику наблюдений и дидактических игр экологического содержания со старшими дошкольниками в разное время года.
Экологическое воспитание дошкольников
Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелёными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.
Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы становится основным средством разностороннего развития ребёнка в условиях психологического комфорта.
Экологическое воспитание – одно из направлений психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание», успешно решающее задачи формирования у дошкольников целостной картины мира, развитие познавательной исследовательской деятельности, расширение кругозора.
Цель экологического воспитания - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Основная задача экологического образования в старшем дошкольном возрасте - формировать у детей понимание существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологических факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Детей старшего дошкольного возраста также знакомят с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, просто сказать ребёнку, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом, и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров. Одна из задач экологического образования детей старшего дошкольного возраста – формировать у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.
В настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих или хороших, вредных или полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать.
Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста – выработать одинаково бережное отношение ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.
Формы экологического образования дошкольников
В старшем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм.
- Создание в группах центров экологии, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
- Экологическая тропа на территории ДОУ с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, необходимо использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего, выбрать деревья, кустарники, цветы разных пород, разного возраста, разной формы.
- Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
- Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями необходима опытно-экспериментальная деятельность. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Одной из форм ознакомления детей с природой является чтение художественной литературы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную основной общеобразовательной программой. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми необходимо провести беседу. Очень важно донести до детей смысл произведения.
- Во время непосредственно образовательной деятельности, других форм работы с детьми по экологическому воспитанию используются аудио- и видео материалы: классическая музыка, познавательные фильмы, презентации, мультфильмы, компьютерные программы и игры на экологическую тематику.
- С детьми старшего возраста педагог проводит викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "Мир птиц", "Подводное царство". Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
- Ежемесячно проводить конкурс детских рисунков: "Времена года", "Мир глазами детей", "Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка - зима", "Тает снежок, ожил лужок".
- Одной из форм экологического воспитания являются экологические праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
- Экологическое воспитание немыслимо без тесного сотрудничества с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей педагог использует как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Прогулка как одна из основных форм экологического образования дошкольников
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную детскую деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.
Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.
На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени – в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменениями погоды в разные сезоны целесообразнее организовать на прогулках. При этом детей знакомят с повседневными изменениями природы, например таянием снега, набуханием почек и т.д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений на прогулках.
Следует помнить, что обобщенные знания детей о сезонах формируются постепенно. Начиная с первой младшей группы на основе чувственного опыта должно идти накопление конкретных представлений о каждом сезоне, но только в средней группе возможно подвести детей к первичному обобщению их знаний о характерных признаках сезона.
В старшей группе дети уже могут овладеть обобщенными знаниями обо всех сезонах, но эти знания еще далеко не полны, и их следует уточнять и закреплять в подготовительной к школе группе.
Наблюдение – главный компонент прогулки
Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями.
При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления. Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки. Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т.д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.
Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, учить наблюдать. Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления.
Закрепить знания, полученные в процессе наблюдений в природе можно с помощью бесед с детьми, экологических игр.
Тематическое планирование наблюдений и игр на прогулке
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Сентябрь Октябрь | 1 2 3
4 1 | Путешествие по экологической тропе Экскурсия в цветник Мы в лес идём. («Уголок леса» на территории детского сада). Экскурсия на огород Листопад | Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, растущих на участке. Продолжить знакомство с осенними цветами. Продолжить знакомство с сезонными изменениями в природе. Закрепить знания об овощах, растущих на территории Сибири. Конкретизировать представления детей об осеннем наряде деревьев и кустарников. | Дети называют деревья (берёза, липа, сирень, сосна, рябина, клён), определяют характерные признаки деревьев и кустарников . Чтение стихотворений. Игра «К дереву беги!». Дети называют цветы (астра, цинния, бархатцы, космея), строение цветов. Читают стихотворения о цветах. Воспитатель предлагает собрать букеты из осенних цветов. Воспитатель обращает внимание детей, что лес меняется, зелёные листья блекнут, жухнет трава. Дети должны назвать те изменения, которые они сами увидели в «Уголке леса». Загадки, пословицы о лесе. Воспитатель загадывает загадки, дети находят отгадки на грядках: (помидор, капуста, кабачок, картофель, петрушка, укроп, лук), называют характерные признаки каждого овоща. Игровое упражнение «Вершки и корешки». Воспитатель предлагает вспомнить стихи об осени. Загадывает загадки. Дети наблюдают, как падают листья. Рассматривают опавшие листочки (у берёзы, липы листья жёлтые, красные у клёна, калины, у дуба коричневые, у тополя ещё зелёные.) Игра «Послушные листья». |
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Октябрь Ноябрь | 2
3
4 1 | Лиственные деревья
Наблюдение за сосной
Рассматривание осенних плодов и семян. «Поздняя осень» («Уголок леса»). | Закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, полученных в процессе повседневных наблюдений. Дать представление о красоте и полезности сосны. Уточнить и систематизировать представления детей о состоянии растений осенью. Учить замечать изменения, происходящие в природе. | Воспитатель читает стихотворения о деревьях (берёза, липа, клён, тополь). Дети называют отличительные признаки, сравнивают деревья. Уточняют, что это лиственные деревья. Игра «Найди дерево по описанию». Воспитатель загадывает загадку. Просит найти на участке отгадку. Дети должны назвать отличительные признаки сосны от других деревьев. Воспитатель рассказывает об особенностях хвойного дерева. Дети должны назвать особенности растений осенью (заканчивается рост, цветение, созревают плоды и семена, расцвечиваются листья). Воспитатель и дети находят плоды и сравнивают их. Игра «С какой ветки детки?» Дети называют признаки поздней осени в лесу. Воспитатель читает стихотворение Н. А. Некрасова «Осень», обращает внимание, что на ветках нет листьев, но видны почки. Почки одеваются в «шубку» - покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму. Игровое упражнение «Разведчики». |
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Ноябрь | 2 3 4 | Наблюдение за птицами Наблюдение за почвой Последние дни осени. Целевая прогулка по участку детского сада. | Расширить знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелётные» и «зимующие «птицы. Познакомить детей с историей возникновения почвы. Развивать умение самостоятельно делать выводы, анализировать, проводить опыты. | Воспитатель читает стихотворение. Дети называют птиц, которых они увидели на участке, рассказывают о их строение, образе жизни в холодное время года. Игра «Кто в доме живёт?». Воспитатель читает отрывок из стихотворения: «Под снегом спит земля, чтоб к лету сил набраться». Просит детей высказать своё мнение. Дети должны найти под снегом землю, почву, рассмотреть, в каком она состоянии, предложить вскопать землю. Почему нельзя этого сделать?. Рассказ воспитателя о истории возникновения почвы. Обратить внимание на снежный покров. Обойти участок и рассмотреть. Опыты со снегом. Дети самостоятельно делают выводы. |
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Декабрь | 1 2
3 4 | Снег Ветер
Снегопад Солнце | Развивать умение самостоятельно делать выводы, анализировать, проводить опыты. Закрепить понятия «Живая – неживая природа». Расширить знания детей о круговороте воды в природе. Расширить знания детей о неживых объектах природы | Обратить внимание детей на снежный покров. Обойти участок и рассмотреть. Опыты со снегом. Дети самостоятельно делают выводы. Воспитатель загадывает загадку. Дети наблюдают за тем как осыпается снег с веток деревьев, кустарников. ,как качаются провода. При помощи исследовательской деятельности педагог объясняет значение ветра, учить определять его силу, направление. Дети рассказывают стихотворения о снеге. Воспитатель проводит беседу, объясняет, что сейчас дождевых туч нет, погода холодная, морозная. В облаках пар и маленькие капельки воды замерзают, превращаются в снежинки, они падают на землю. Дети ловят снежинку, рассматривают её через увеличительное стекло. Упражнение «Метелица». Воспитатель читает пословицу: «Зимой солнце что мачеха, светит ,но не греет». Беседа с детьми. Наблюдение за тенью от веранды и от дерева на участке. |
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Январь Февраль | 1
2
3 1 | Хвойные деревья
Птицы (снегирь, сорока, воробей).
Наблюдение за льдом Деревья и кустарники | Расширить знания детей о хвойных деревьях. Закрепить знания о зимующих птицах. Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы – льдом. Закрепить знания детей о кустарниках и деревьях | Воспитатель загадывает загадки, дети находят на участке отгадки. Беседа, рассматривание, сравнение. Воспитатель загадывает загадки о птицах. Предлагает покормить птиц и понаблюдать. Проводит беседу. Дети называют птиц, которые прилетели к кормушке. Чтение стихов, загадок. Дети вспоминают, что они узнали на занятии о свойствах воды. Воспитатель привлекает внимание детей на то, что получилось с водой, вынесенной вчера и оставленной на ночь на веранде в ведёрке. Дети делают самостоятельно выводы. Обратить внимание на ледяную горку и ледяную дорожку. Дети загадывают загадки о растениях (деревья и кустарники). Рассматривают знакомые растения на участке. Сравнивают, делают самостоятельные выводы. Воспитатель предлагает засыпать основание стволов кустарников и деревьев снегом. |
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Февраль Март | 2 3 4 1 2 | Вьюга Гололёд
Последние дни зимы. Целевая прогулка по участку. Наблюдение за первыми вестниками весны (проталины, потемневший снег) Весенняя капель | Расширить знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжить знакомство с явлениями неживой природы. Закрепить знания о признаках зимы. Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе. Расширить представление детей о явлениях неживой природы. | Попросить детей описать состояние погоды, отмечая все факторы. Понаблюдать, как ветер играет со снежинками. Воспитатель объясняет, что в зависимости от силы и направления ветра это явление называют «вьюга», «метель», «буран», «позёмка», «пурга». Читает стихотворение. Воспитатель читает стихотворение . Обращает внимание детей на такое явление природы ,как гололёд. Дети высказывают свои доводы. Воспитатель и дети называют народные приметы зимы. Чтение стихотворений .Проводится беседа. Дети самостоятельно называют признаки зимы. Воспитатель читает стихотворение о ранней весне. Дети называют признаки весны, появившиеся в природе. Предложить детям объяснить, как они понимают поговорку: «Зима весну пугает, да сама тает». Дети наблюдают, с какой стороны дома появились первые сосульки. Обсудить, почему так происходит. Прочитать стихотворение. Рассмотреть сосульки и вспомнить ,как они образуются. |
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Март Апрель | 3 4 1
2 | Наблюдение за появлением перелётных птиц.
Наблюдение за ручьём. Наблюдение за весенними ручьями.
Наблюдение за деревьями | Закрепить знания о перелётных птицах. Развивать представление детей о ручьях весной. Учить наблюдать характерные явления природы весной. Учить различать деревья и кустарники по веткам и почкам. | Дети наблюдают за птицами. Воспитатель загадывает загадки. Дети, отгадав загадку, рассказывают о повадках птиц и устанавливают связь между поведением птиц и изменениями в неживой природе. Воспитатель предлагает пойти вместе с детьми по течению ручейков. Обратить внимание на потоки воды. Какая вода? Почему? Прочитать стихотворение о весеннем ручейке. Воспитатель загадывает загадки о тучах, о дожде. Дети должны установить простейшие связи между явлениями природы. Предложить детям рассмотреть ветки деревьев и кустарников. Дети рассказывают о изменениях, происходящих в мире растений. Игровое упражнение «К дереву беги!». |
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Апрель Май | 3 4 1 2 | Рассматривание первоцветов «Мы в лес идём» (Уголок леса) Наблюдение за берёзой Весенний дождь | Учить детей различать и правильно называть раннецветущие растения. Показать изменения, происшедшие в лесу в связи с наступлением тепла. Понаблюдать за цветением берёзы. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | Показать детям одуванчик, мать-и-мачеху, медуницу. Предложить описать эти цветы, найти сходства и различия цветов. Дидактическая игра «Узнай по описанию». Воспитатель и дети читают стихотворения про весну, про лес. Называют причины изменений, которые произошли в лесу. Воспитатель обращает внимание на цветение берёзы – серёжки. Читает стихотворение. Предлагает взять серёжки в руки – на руках остаётся пыльца. Обсудить, для чего берёзе нужна пыльца. Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать стихотворения о дожде. Дети наблюдают, слушают шум дождя. Воспитатель предлагает поймать капельки дождя и определить , какой дождь(холодный, тёплый), вспомнить, как образуется дождь. |
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Май Июнь | 3
4 1 2 | Цветение деревьев, кустарников, за цветами. Последние дни весны. Целевая прогулка по участку. Наблюдение за небом (кучевые, слоистые облака). За травяным покровом | Уточнить представления о последовательности роста и развития растений. Закрепить знания о признаках весны. Учить различать ясность неба и следить за движением облаков. Формировать представления о составе травы. | Дети рассматривают растения на участке, сравнивают цветки различных деревьев, кустарников (рябина, сирень, клён, акация). Читают стихотворения о красоте цветущей весны. Дети рассматривают участок, называют народные приметы весны. Объясняют значение примет, сравнивая с наблюдениями. Дети описывают увиденное, используя как можно больше выражений. Читают стихи о лете, о летних явлениях в природе. Рассказать детям, что покров состоит из различных травинок, у которых есть свои названия. Дети находят знакомые травянистые растения. |
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Июнь Июль | 3 4 1 2 | За дождевыми червями
Наблюдение за подорожником
Наблюдение за бабочкой Наблюдение за растениями на огороде | Продолжать знакомить с многообразием мира. Продолжать знакомство с лекарственными растениями. Обобщить знания о бабочке. Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений. | Дети рассматривают дождевых червей. Описывают их внешний вид, как передвигаются. Уточнить, какую функцию играют дождевые черви в природе. Дети находят среди травянистых растений подорожник. Воспитатель рассказывает стихотворение, проводит познавательную беседу. Знакомит детей со свойствами и пользой растения. Воспитатель загадывает загадку. Дети наблюдают за поведением бабочки, за строением. Воспитатель рассказывает о её происхождении, размножении, пользе. Воспитатель загадывает загадки, дети ищут отгадки на грядках. Рассматривают , сравнивают, делают обобщающие выводы. Дидактическая игра «Узнай на ощупь». |
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Июль Август | 3 4 1 2 | За муравьями. (Уголок леса) За многообразием растительного мира. (Уголок леса) Путешествие по экологической тропе. Знакомство с дарами Сибири. Наблюдение за насекомыми | Систематизировать представления о многообразии насекомых. Расширить и уточнить знания о растениях (деревья, кустарники, травы, цветы). Познакомить детей с природными дарами Сибири. Формировать представления о многообразии насекомых. | Воспитатель с детьми находит муравейник, наблюдают. Воспитатель читает стихотворение, проводит беседу. Дети рассказывают об образе жизни, о значимости насекомых в природном мире. Воспитатель загадывает загадки, дети ищут отгадки. Читают стихотворения о растениях. Рассматривают, сравнивают, делают выводы. Во время путешествия по экологической тропе, воспитатель загадывает загадки, читает стихотворения, дети ищут отгадки, рассматривают, делятся своими наблюдениями. ( лекарственные травы, ягоды, грибы). Воспитатель загадывает загадки. Дети должны сравнить и выделить общие и отличительные признаки насекомых. |
Месяц | Неделя | Тема наблюдения | Цель | Содержание |
Август | 3 4 | За птицами Последние дни лета. Целевая прогулка по участку. | Закрепить знания, учить узнавать птиц по внешнему виду. Закрепить знания о признаках лета. | Дети наблюдают за поведением птиц, рассматривают, делятся своими наблюдениями. Воспитатель рассказывает о особенностях жизни птиц в летнее время. Дети читают народные приметы о лете. Воспитатель просит пояснить значение пословиц и поговорок. |
Экологические игры и игровые упражнения на прогулке для детей старшего возраста
Игра (Осень) | Содержание |
| Тот, кто найдёт цветок, должен позвать детей, при этом он либо называет цветок, либо, если не знает его название, спрашивает. Затем всем предлагается разбежаться и найти такой же цветок. (Цветы срывать нельзя.) 3-5 детей занимают место каждый под своим деревом. У одного из детей, ведущего. Дерева нет, он – покупатель. Он просит кого-нибудь из владельцев деревьев: «Человек, человек, продай дерево!», на что тот может ответить положительно или отрицательно. Если он говорит: «Не продаю, иди к соседу», покупатель идёт к следующему владельцу. При этом продавец, отказавший в покупке, должен быстро поменяться с кем-нибудь деревьями – перебежать так, чтобы покупатель не успел занять его дерево. Покупатель остаётся ведущим до тех пор, пока не займёт чьё-либо место под деревом. Если владелец продаёт своё дерево, он становится покупателем. Выбирается место, где есть пеньки. По пенькам надо перейти на другую сторону «болота». Играют две команды. После переправы ведётся подсчёт, в какой команде больше перешедших «болото». |
Игра | Содержание |
| Дети стоят в кругу, в середине – кто-то из детей в позе присед с закрытыми глазами. На слова: «В лесу-лесочке, на бугорочке спит Марина (Татьяна, Серёжа и т.д.) в холодочке. Мы тихонько подойдём, сон Марины сбережём» - дети идут по кругу вправо – влево, и кто-нибудь из них говорит: «Марина, просыпайся, в хоровод собирайся». Все вместе спрашивают: «Отгадай, кто позвал?». Если имя названо правильно, говоривший занимает место в центре круга. Воспитатель называет дерево (ель или берёзу), предлагает его найти, добежать до него и обхватить руками. Используются элементы соревнования: «Кто найдёт своё дерево?» «Кто быстрее добежит до него?». Варианты игры: дети бегут к тому дереву, веточку или лист которого показывает воспитатель, при этом надо его назвать; детям предлагается найти такой же лист на земле. Воспитатель говорит детям, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для берёзы, сосны, тополя. Детям даются разные задания: взять на ощупь жёлудь со шляпкой или без неё; самый большой, самый маленький, два одинаковых по величине, один большой и два маленьких. Игровые задания: найти деревья, которые «подарили» эти плоды, попасть желудем в дерево с определённого расстояния. Дети находят липу, клён, берёзу по листьям, плодам: используются задания «Кто быстрее добежит до берёзы? Кто быстрее допрыгает до липы?». Даётся задание найти два самых крупных ярких листа. Воспитатель говорит, что каждый из детей будет тем листочком, который у него в руках, и продолжает: «Пришла осень, листья на деревьях из зелёных превратились в разноцветные – жёлтые, красные, рыжие, коричневые. Висели листья на высоком дереве (дети поднимают руки с листочками вверх, а потом оторвались от родной ветки и стали медленно падать на землю, коснулись земли ,и затихли, как будто уснули. Подул слабый ветерок, подхватил листочки и стал их кружить медленно – медленно (дети кружатся на месте). Поиграл листочек и затих. А потом налетел сильный ветер и погнал листочки вдоль дороги, по лесу, устроил настоящий весёлый листопад (дети бегают по участку с листочками, кружатся, прыгают, выполняют прыжки с поворотами). |
Игра (Зима) | Содержание |
5. «Протаптывание тропинок» 8. «К названному дереву беги»
| Дети становятся в ряд и двигаются вперед, захватывая снег двумя руками и подкидывая его вверх. Дети становятся вокруг дерева. По сигналу воспитателя: «Метелица!» - они подпрыгивают, стараясь достать до ветки и стряхнуть как можно больше снега. Затем можно им предложить покружиться. Дети стоят в кругу возле небольшой ели, каждый лепит снежок. По команде все одновременно бросают снежки, стараясь перебросить их через ель. Предложить детям «нарисовать» свою, непохожую на другие, тропинку, используя ходьбу приставным шагом прямо, боком, спиной вперед. Каждый из детей берет на себя роль птицы или животного, о котором шел разговор, дети разбегаются, пытаясь оставить на снегу следы «своего» животного или птицы. На сигнал: «Домой!» - каждый бежит к своей тропинке. Отмечается тот, кто правильно нашел названное дерево. Тот кто ошибся выходит из игры или становится ведущим. Около дерева дети выполняют прыжки до ветки, встают вокруг дерева, взявшись за руки. Воспитатель раздает каждому из детей по небольшой веточке, подготовленной заранее. Дети должны определить, с какого дерева ветка, объяснить, почему они так решили. |
Игра (весна) | Содержание |
| Дети прячутся за деревья. Водящий, досчитав до 10, поворачивается и, не сходя с места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями. Увидев ребенка, он называет дерево, за которым ребенок стоит. Воспитатель читает закличку: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела…» - И спрашивает детей, почему зима надоела. Каждый из детей находит свой вариант ответа. Воспитатель предлагает детям как можно быстрее добежать до самого большого (низкого, красивого, развесистого, могучего, старого) дерева. Дети в колонне двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего – провести детей змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движение. Каждый называет одним словом то, что видит (Например: лес, небо, дерево, облака). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими. Кто не может быстро сказать слово, выходит из игры. Дети поочередно называют предмет и одно из его свойств (Например, небо голубое, тропинка длинная, дерево высокое и т.д.). Кто не может назвать, выходит из игры. Желающий посостязаться в беге подходит к кому-нибудь из детей. Он закладывает за спину свою левую руку и хватает ею за локоть правой так, что бы та была свободно только до локтя. Если вызов принимается, желающий состязаться делает то же. Затем оба ударяют в ладони друг друга и договариваются, куда будут бежать, называя дерево или куст. |
Игра | Содержание |
| Дети бегают по площадке, изображая грачей, которые ищут место для гнезда, собирают для него материал. На сигнал: «Грачи строят гнезда» - дети объединяются по двое или четверо, подбегают к деревьям и, взявшись за руки, встают вокруг них. Выигрывает та подгруппа, которая быстрее свила гнездо. Дети, изображая грачей, легко бегают по площадке, кружатся, встают в позу «ласточка» и т.д. Задача – придумать как можно больше разнообразных движений и красиво их выполнить. Дети встают в круг, один ребенок (ведущий) ходит за кругом. Обойдя круг, он дотрагивается до кого-нибудь и называет имя. После этого оба бегут до условленного места и быстро возвращаются обратно, что бы занять пустое место. Кто не успеет, тот становится ведущим. При следующих повторениях оговариваются способы бега: на носках, с высоким подниманием колен, галопом и т.д. Все дети-одуванчики, ведущий-ветерок. Дети должны сами найти средства выразительной передачи образа. Воспитатель может использовать в качестве игрового фона фрагменты рассказов. Дети договариваются, кто будет пчелами, а кто - одуванчиками. Все бегают по площадке. По сигналу дети – одуванчики встают на колено, пчелы бегают вокруг них, останавливаются, нюхают, делают вид, что собирают нектар (складывают руки трубочкой, подносят ко рту втягивают воздух). Они перелетают с цветка на цветок, подражая жужжанию пчел. При новом сигнале дети меняются ролями. |
| Дети изображают птиц: летают, клюют зерна. По сигналу они должны найти себе пару, подбежать к любому дереву, принять позу стоя на одной ноге лицом друг к другу, взявшись за руки. Придерживаться правила: бегать бесшумно, легко, на носках, не кричать. Перед началом игры загадать загадку: «Какая птица гнезда вьет?» У каждой птицы гнездо. Только кукушка остается в стороне в стороне – у нее нет гнезда. На слова: «Птицы по лесу летают, комаров, мошек ищут» - все бегают по поляне, вместе с ними кукушка. На слова: «Все в гнезда!» - дети стараются занять свое гнездо, оставшийся без гнезда становится кукушкой. |
Игра (Лето) | Содержание |
| Дети выбирают для себя название лепестка, обращаются к ведущему – ветерку: «Здравствую, ветерок! Угадай наше имя». Ветерок отвечает: «Здравствуйте цветы!» - и начинает перечислять названия цветов. Как только он угадает название, дети разбегаются, а ведущий их ловит. При повторении игры выбирается другое название цветка, а так же меняется способ бега: Спиной вперед, галопом, на носках, на внешней стороне стопы. Теми же движениями пользуется и ведущий. Дети строятся друг за другом по 4 – 6 человек, руки кладут на пояс или на плечи вперед стоящему – это ручейки. По сигналу: «Ручейки бегут!» - дети бегут каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу: «Озеро» - каждая команда, взявшись за руки, образует круг – озеро. Выигрывает команда, которая быстрее построила круг. При повторении игры дети бегут с высоким подниманием колен, в полуприседе; ведущим становится замыкающий, и ручейки бегут в обратном направлении (бег спиной вперед); всем участникам игры, кроме ведущих предлагается бежать с закрытыми глазами. Воспитатель называет признаки березы и других деревьев, дети должны выбрать тот, который относится к березе. За правильный ответ выдается «подарок» от березы – фишка. Детям предлагается подарить березе красивое, доброе слово, загадку, пословицу, сказать, почему береза нравится, почему они ее любят. За каждый ответ дается по фишке. В конце подсчитывается количество фишек у каждого из детей. В заключении ребята водят хоровод «Во поле береза стояла…». |
Игра | Содержание |
| Дети закрывают глаза, вслушиваются в звуки леса. Они должны подобрать подходящие слова для описания звуков (например, листья шелестят тихо – тихо) Назначают водящего и разбегаются в разные стороны. Водящий громко называет имя того, кого он хочет запятнать, и преследует его до тех пор, пока ему это не удастся. Но если кто – либо из играющих, перебежит ему путь, он начинает ловить второго. Убегающий может спрятаться под древом и назвать его. Если дерево названо не правильно, он становится водящим. На поляне с помощью ориентиров определяется болото. Лягушки, спасаясь от аиста, прыгают по болоту на двух ногах в приседе, полуприседе. Аист прыгает на одной ноге и ловит лягушек. Если кто – то встает на одну ногу, как аист, его ловить нельзя. Пойманный становится аистом. Если ведущему долго не удается кого-нибудь поймать, нужно уменьшить размеры болота или сменить ведущего. Детям поочередно даются задания: найти самый большой, самый гладкий, самый острый, самый красивый камешек. Игра проводится в форме соревнования – кто быстрее? Воспитатель незаметно для детей «теряет» (но не прячет) какие-нибудь предметы: блокнот, карандаш, пакет и т.д. Задача играющих – медленно, бесшумно ходить по лесу, разыскивая эти предметы. Кто первым обнаружит потерю, становиться победителем. Теперь он имеет право «потерять» какой-либо предмет, а дети его ищут. |
Игра | Содержание |
| Дети не должны срывать цветы. Подбежав к цветку, его можно бережно потрогать рукой, наклониться, чтобы понюхать. Чертятся две линии на расстоянии 10 – 20 м, у одной из них расположен дом, у другой – школа, между ними улица. Дети должны идти из дома в школу, но на улице дождь. Ребенок, изображающий дождь, выполняет разные движения. Дети в это время читают стихи: «Дождик, дождик, что ты льешь, нам гулять не даешь?» Ведущий – спрашивает: «Вы боитесь дождя?» Дети отвечают: «Нет, не боимся мы дождя!» - и бегут к противоположной линии , а дождь ловит их. Пойманный выходит из игры. Воспитатель рассказывает о том, кто такие геологи. Пред детьми ставится задача – найти камни- «самоцветы». Готовясь к игре, воспитатель заранее прячет под деревьями и кустами камешки, обернутые в разноцветную фольгу. Предварительно он сам «находит» такой камень, показывает его детям и предлагает отправиться на поиски сокровища. В конце игры найденное складывается на поляне. Воспитатель заранее развешивает на кустах и ветках записки (листочки белой бумаги со своей подписью). Детям дается задание отыскать их. Задача - найти как можно больше записок. |
Список литературы
- Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст]:практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М.Бондаренко.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-159с.
- Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст]:практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М.Бондаренко.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-184с.
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ Библиотека программы «Детство» [Текст]: – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 336 с.
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы / Л.И. Егоренков АРКТИ, 2009.
- Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: учебное пособие/ Л.П. Молодова. – Асар, 1996. -5с.
- Федосеева, П.Г. Организация деятельности уголка природы [Текст]: учебное пособие / П.Г. Федосеева. Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. -14 с.
- Федосеева, П.Г. Организация деятельности уголка природы. Старшая группа [Текст]: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / П.Г. Федосеева. – М.: Просвещение, 2008.- 157с.
- Шишкина, В.А. Прогулки в природу [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /В.А.Шишкина, М.Н. Дедулевич /2 е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 130 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
целью данной работы является представление детям старшего дошкольного возраста особенностей климата и ландшафта Республики Коми, растительном и животном мире тайги и тундры...
Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического ...
«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экологических акций»
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоциональ...
Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?
Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...