Познавательно-исследовательский проект "Обитатели лесов нашего края" с детьми подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Смирнова Татьяна Петровна

Познавательно-исследовательский проект "Обитатели лесов нашего края" с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obitateli_lesov_nashego_kraya.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 15 с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития воспитанников»

городского округа Красноуфимск Свердловской области

623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Советская, 49А, тел.: (834394) 2-15-04, e-mail: super.mkdou.15@ yandex.ru , http://ds15.org.ru

 

Познавательно – исследовательский проект:

«ОБИТАТЕЛИ

ЛЕСОВ НАШЕГО КРАЯ!»

Исполнители: воспитатель

Смирнова Татьяна Петровна,

дети подготовительной группы и родители.

г. Красноуфимск

2020 год

Идея возникновения проекта

Детский сад, по моей просьбе, приобрёл интересные энциклопедии для детей детского сада. Тематика энциклопедий разная, каждая энциклопедия раскрывает какую-то одну лексическую тему. Например, энциклопедия «Минералы», энциклопедия «Подводный мир» и др. Когда я показала детям и дала посмотреть эти энциклопедии, то они охотно их рассматривали.  

Наблюдая за детьми, я увидела и пришла к выводу, что дети больше всего рассматривали и интересовались, задавали вопросы, просили меня зачитать некоторые факты, а кто умеет – читал сам информацию о животных.

Я задала вопрос детям: Какие животные  Вас больше всего интересуют? О каких животных вы бы хотели узнать больше? Ответ детей был таков: О диких животных. А о каких именно? Ответ: О животных, которые живут в наших лесах.

Перед началом реализации проекта использовали модель трёх вопросов:

Что вы знаете  о лесных животных?

Что хотите узнать?

Как узнать?

Лесные животные – медведь, лиса, заяц, волк, ёж.

Звери – хищники.

Животные живут в лесу, поэтому они дикие.

У них есть жильё – нора, берлога.

-Какие ещё животные обитают в наших лесах?

-Что они едят?

-Какую пользу приносят человеку?

Спросить у родителей.

Посмотреть в компьютере?

Посмотреть в книге или энциклопедии.

Посмотреть передачу про животных по телевизору.

Позвонить охотникам.

Дети назвали самых распространённых, которые часто бывают на слуху: медведь, заяц, лиса, волк и ёж.

Но кроме этих животных в наших лесах обитают и другие животные. Дети не знают этих животных.

Таким образом, выяснилось, что у детей подготовительной группы недостаточный багаж знаний о диких животных нашего леса.

Так «родился» наш проект «Обитатели лесов нашего края».

Тема: Какие животные обитают в лесах нашей местности?

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатели.

Срок реализации проекта: с 16 октября по 10 ноября 2017 года

Значимость проекта: Дети подготовительной группы детского сада имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа.

Участие детей в проекте «Животные нашего края» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, особенностях жизни зверей. Будет развиваться  связную речь, творческие способности детей. Также научит детей дошкольного возраста беречь и охранять природу.

Актуальность: Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства.
Наш город Красноуфимск небольшой,  вокруг города лес,  на окраинах города есть берёзовая и сосновая роща. Леса у нас смешанные.
Трудно представить лес без их обитателей.

Дети должны знать то, что их окружает.
Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережения природных богатств для потомков - эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоемы, землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.

Объект исследования: Лес – наше богатство.
Предмет исследования: Животные леса.

Проблема: Какие животные обитают в наших лесах?

Цель: узнать, какие животные живут в наших лесах.

Задачи:

  • расширять представления детей о диких животных нашего края;
  • создать обстановку общей увлечённости и творчества;
  • развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей;
  • прививать любовь к животным и бережное отношение;
  • формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.
  • повышать познавательный интерес у детей подготовительной группы.

Гипотеза исследования: если дети познают животный мир нашего края, то будут ценить, бережно относиться ко всему живому в природе.

Интеграция ОО по задачам и содержанию:

  • Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
  • Образовательная область «Физическое развитие»:
  • Ведущая образовательная область «познавательное развитие»:
  • Образовательная область «Речевое развитие»:
  • Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

Формы реализации проекта:

  • Непосредственно – образовательная деятельность

Продукты проекта:

Макет леса в осеннее и зимнее время года.

Лепбук «Животные нашего леса!»

Планируемый результат:

  • расширятся представления детей дошкольного возраста о диких животных нашего края;
  • повысится уровень детской любознательности и познавательного интереса;
  • воспитание любви и бережного отношения к животному миру;
  • дети научатся находить нужную информацию, фиксировать, находить главные мысли;
  • научатся классифицировать, формулировать гипотезы, видеть причинно-следственные связи;
  • научатся делать умозаключения и выводы.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап

Подборка дидактических игр для детей дошкольного возраста

16 октября

Подборка материала для НОД «Животные наших лесов»

16 октября

Выбор схемы-описания животного «Расскажи-ка»

17 октября

Подборка картинок с изображением диких животных.

Карточки с методами исследования.

16 октября

Организация предметно-развивающей среды

16 октября

Поиск информации на стенд для родителей и детей по выполнению проекта

18 октября

Подборка литературы, информационных источников о животных нашего края.

16 октября

Приготовление бросового, природного материала для изготовления макета «Животные нашего леса!»

20 октября

Подборка эксперимента

24 октября

Подборка материала к НОД практической деятельности

16 октября

Организация выставки «Животные России. Писатели о диких животных»

16 октября

  1. Практический этап

Оформление выставки книг, энциклопедий о животных. Писатели о животных.

17 октября

Исследовательская деятельность: какие животные обитают в наших лесах?

16 октября

Создание презентации «Животные лесов нашего края»

25 октября

Организация НОД «Животные лесов нашей местности»

18 октября

НОД рисование «Животные нашего края»

20 октября

НОД лепка «Дикие животные нашего края»

19 октября

НОД аппликация «Лес - наше богатство!»

26 октября

Составление рассказов детьми о диких животных нашего края (с использованием технологии А.И. Савенкова «Самостоятельная исследовательская деятельность»)

С 18-31 октября

Проведение экспериментирования «Маскировка животных»

23 октября

Составление алгоритма «Правила поведения в лесу!»

9 октября

Изготовление лепбука «Животные леса»

С 7-10 октября

Создание игр и заданий на данную тему

С 18-31 октября

Создание Красной книги

1 ноября

Изготовление макета леса в осенний и зимний период времени.

С 23 октября -8 ноября

  1. Итоговый этап

Лепбук «Животные леса»

Макет леса в осеннее и зимнее время года.

Презентация «Животные нашего края!»

Защита проекта детьми

Приложение 2

Проблема: Как животные спасаются от своих врагов?

Варианты ответов детей: 

  1. С помощью маскировки – говорит Аня М.
  2. Слышат по запаху друг друга и убегают – отвечает Артём В.
  3. Видят следы – говорит Архип М.
  4. По звукам и шуму – отвечает Саша К.

Дети проверяют предложенные варианты ответов – спрашивают у родителей, воспитателей; ищут в книгах и энциклопедиях; Саша Волков услышал об этом на канале «Планета животных».

Все ответы подтвердились - верно. Детям стало интересно, что такое маскировка, потому что не все дети знали, что это такое? Что бы познакомиться с этим явлением, я предложила детям провести эксперимент «Как маскируются животные».

Цель эксперимента: понять, как маскируются животные, чтобы их не поймал враг (хищник).

Ход эксперимента:

Жёлтым фломастером дети нарисовали пятнышко на белом листе бумаги. Накрыли красным стеклом, пластиком. Жёлтое пятнышко исчезло, его не стало видно. Как жёлтое пятнышко, так и красное стекло, пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет – не чистый, он в себе содержит жёлтый. Этот жёлтый цвет сливается с желтым пятнышком на картинке, и глаз не в состоянии отделить один от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы. [1, с.148].

Литература

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 159 с. [1, с.148].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.

Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми старшей группы (5-6 лет)

Тема: « Мир ткани ».Цель: познакомить с различными видами тканей.Задачи: 1. Дать детям представление о ткани,как о материале,из которого...

Познавательно- исследовательская деятельность « Отчего и почему?» с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ

Тема: «Любое новое познание начинается с удивления».Форма работы: по подгуппам.Цель: : ввести детей в круг знаний о мире открытий и изобретений.Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразным...

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми младшей группы (1,5-3лет)

Тема: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»».Форма работы: эксперементирование.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами песка.      2.Совершенство...

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми подготовительной группы

Тема: «Удивительные камни».Форма работы: экспериментирование.Цель:  Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и            особенностями.За...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....