Мастер- класс «Домашняя лаборатория». (познавательно-исследовательская деятельность)
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами, которые можно повторить в домашних условиях вместе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_eksperim.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс «Домашняя лаборатория».
(познавательно-исследовательская деятельность)
Тема: «Путешествие утёнка»
Материал и оборудование: мультимедиа, вода, поднос, цветы из бумаги, стеклянная емкость, пена для бритья, пишевой краситель, пипетки, стаканчики, ложки, бутылки с водой, вода газированная, лимонная кислота, пищевая сода, шарики, мандарины, конфеты «Skittles», виноград, тарелки одноразовые.
Ход мастер-класса:
Цель мастер-класса: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами, которые можно повторить в домашних условиях вместе с детьми.
Вступление: Свой «мастер-класс» я не зря начала с этой песни. На самом деле все дети очень любознательны, им очень хочется узнавать и отрывать для себя что то новое и интересное, потому что детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.
В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю вам самостоятельно провести некоторые эксперименты.
Практическая часть. Опыты и эксперименты.
Сказка называется «Путешествие утёнка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошёл открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нём плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утёнок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1 «Кувшинки».
Понадобится: цветная бумага, шаблон цветка, карандаш, ножницы, стержень от ручки, ёмкость с водой.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в ёмкость. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2: «Рыбки».
Понадобиться: газированная вода, виноград.
В стакан со свежей газированной водой или лимонадом бросьте виноградинку, она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт.
Вывод: так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
На небе появились тучки и пошел дождик
-Нужно мне идти вперед
а то дождь сейчас польёт.
- Сейчас мы с вами устроим небольшой теплый осенний дождик.
Опыт № 3: «Дождевые облака» .
Понадобиться: прозрачный стакан, вода, пипетка, пену для бритья.
В стакан налить воды примерно на 2/3, выдавить пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапать окрашенную воду.
-Как вы думаете, почему краска не растворилась в воде, а оседает на дно.
Потому что в составе пены есть масло и так как вода тяжелее масла, то вода попадая на масляную каплю начинает тянуть её на дно оставляя за собой след.
Вывод: облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.
В ходе этого эксперимента можно узнать, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч.
Прошло немного времени и дождь закончился.
После сильного дождя выглянуло солнышко и появилась радуга
-Вот и мы сейчас пойдем
свою радугу зажжем
Опыт№4 «Радуга в тарелке».
Понадобится: конфеты «Skittles», теплая вода, пластиковые одноразовые тарелки.
Выкладываем конфеты на тарелке по кругу. Наливаем теплую воду и наблюдаем. Вы увидите, как конфеты отдают свою краску воде, создавая красивый радужный узор в тарелке.
Утёнку очень понравилась радуга.
Продолжаю я шагать
мир огромный познавать. Увидел утёнок небольшое озеро, а в этом озере плавают два шарика, и они не тонут, подошёл он поближе и увидел что это мандаринки. Ему стало интересно а почему же они не тонут?
Опыт 5: «Удивительные мандарины».
Понадобится: два мандарина, миска с водой.
Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй мандарин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Мандарин утонул. Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?
Вывод: "В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
Но тут в небе показались огромные воздушные шары. И утёнку стало интересно, чем же их надували.
Опыт№6: «Самонадувающийся шарик»
Понадобится: воздушный шарик, сода, бутылка, лимонная кислота, воронка
Для того чтобы надуть шарики нам нужно с помощью воронки насыпать в бутылку с водой лимонную кислоту и хорошо размешать. Потом так же с помощью воронки насыпать в шарик пищевую соду. Теперь аккуратно надеть шарик на бутылку. Одной рукой хорошо держать шарик на бутылке, чтобы он не слетел, а другой рукой приподняв шарик быстро высыпать соду в бутылку и мы увидим что получится.
- Как вы думаете почему шарик надувается?
Вывод: при взаимодействии лимонной кислоты и пищевой соды, образовывается углекислый газ. Газ поднимается на верх и шарик надувается.
- А тем временем, утёнок очень устал за время своего путешествия, и решил вернуться домой на птичий двор на этих воздушных шарах. (давайте снимем шарики)
-Ну и нам пора вернуться
Не грустить а улыбнуться!
Утёнку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир, что он поспешили поведать обо всём всем жителям птичьего двора
Заключение:
Уважаемые родители вы наглядно убедились, что все это очень несложно, все это вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Поверьте мне, Вашим малышам очень нравится экспериментировать.
Закончить нашу встречу мне хочется словами известного психолога П. П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Мастер-класс для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность"
Мастер-класс для родителей...
Презентация к мастер-классу: "Домашняя лаборатория"
В презентации представлены и описаны опыты для проведения с детьми дома....
Мастер-класс для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дома"
В материале представлены опыты, которые можно провести с детьми дома....
«Огуречная лаборатория» Познавательно-исследовательский проект в старшей группе
Актуальность проекта:Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиц...
Конспект развлечения «Волшебная лаборатория» (познавательно-исследовательская деятельность)
Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования....
Мастер-класс для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"
Мастер-класс для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"...