Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы. Тема: «Животный мир полярных районов Земли»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области
«Познавательное развитие» для детей подготовительной группы
Тема: «Животный мир полярных районов Земли»
Используемые технологии:
• Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
• Технология деятельностного подхода;
• Информационно – коммуникативная;
• Здоровьесберегающая технология;
• Игровая.
Воспитатель: Бакал Галина Степановна
«Животные полярных районов Земли»
Цель: расширение и систематизация представления дошкольников о животных и птицах холодных стран.
Задачи:
- Образовательные: углубление и закрепление представлений детей о природных условиях полярных районов; формирование знаний о внешнем виде, повадках животных и птиц; закрепление названий детёнышей.
- Воспитательные: воспитание у детей познавательного интереса, любознательности и стремления изучать природу; формирование понимания необходимости защиты природы; воспитание умения работать в команде.
- Развивающие: развитие внимания ,наблюдательности, активности, логического мышления; развитие умения определять, дополнять и формулировать правильный ответ из нескольких предложенных ответов в микрогруппе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих различные полярные пейзажи, животных полярных областей, энциклопедий; беседы, просмотр презентации, проведение опыта с промасленной бумагой, чтение художественной литературы: Н.Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «В тундре», Г. Снегирёв «Пингвиний пляж». Работа по толкованию трудных для понимания слов: экспедиция, водонепроницаемый, полынья, лишайник.
Материалы к совместной непрерывной деятельности: глобус, разрезные картинки, иллюстрации с изображением животных, ребусы, контурные изображения животных полярных районов.
Ход непрерывной совместной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организация детей перед занятием | |
-Дети, посмотрите, что необычного вы видите? -А кто это? -А какой он? –Почему вы так думаете? - А где живут белые медведи? -Покажите на глобусе северный полюс и расскажите, что вы знаете о полюсах.
- Обратите внимание, здесь лежит какое-то письмо, а в нём просьба помочь медвежонку вернуться на Северный полюс и выполнить для этого несколько заданий. | - Здесь кто-то спрятался. -Это медвежонок, детеныш белого медведя. -Грустный, беспомощный. -Он один, без мамы, ему жарко. -На северном полюсе. - Северный полюс-это Арктика, а южный - Антарктида. Там очень холодно, ветрено, всё покрыто снегом и льдом. Зима долгая, лето короткое и холодное, поэтому растительности мало: мхи, да лишайники. Но животные полярных районов хорошо приспособлены для жизни при низких температурах.
|
Мотивация | |
- Как вы думаете, медвежонок хорошо себя чувствует в наших природных условиях? | Дети решают помочь медвежонку попасть на северный полюс, к маме. |
Целеполагание | |
- Что можно предпринять для оказания помощи медвежонку? | Дети формулируют цель: Нам нужно добраться до Северного полюса, а для этого мы должны отправиться в воображаемое путешествие-экспедицию, чтобы вернуть медвежонка домой. |
Планирование будущей деятельности | |
- Как вы будете помогать медвежонку? | Дети предлагают разделиться на команды и выполнять задания, указанные в письме. |
Реализация плана | |
Задание 1. Какие вещи ты возьмёшь с собой в путешествие-экспедицию? | |
- Найдите изображения предметов, необходимых для путешествия на Северный полюс и объясните, зачем они нужны. Картинки для обеих команд: шлёпанцы, мяч, солнечные очки, компас, тёплая куртка, панама, фонарь, плед, шапка, шарф, термос, ботинки, защитные очки, сачок. - Молодцы! Вы готовы к путешествию. Мы отправимся с вами туда, где царство холода, снега и льда. | Дети стоят около столов. Каждая команда называет предметы, необходимые для путешествия -экспедиции и «кладёт» (имитируя движения) в рюкзак. |
Задание 2. Отгадайте загадки и расскажите о животных. | |
Сев на ледяную глыбу, Я ловлю на завтрак рыбу. Белоснежным я слыву И на Севере живу. А таёжный бурый брат Мёду и малине рад. (Белый медведь)
Головка и хвост, вместо лап- плавники, Ленив он на льду и проворен в водице, Детишек его называют «бельки». Скажи, что за зверь возле льдины резвится? (Тюлень) | Дети отгадывают загадки и рассказывают об отгаданном животном. В случае необходимости, педагог дополняет их рассказ.
-Белый медведь - самый крупный среди хищных зверей Севера. Он прекрасно плавает, ныряет, быстро бегает. Может часами лежать у полыньи, выжидая добычу.
Тюлень - питается рыбой. Он хороший пловец и ныряльщик, у него водонепроницаемый густой мех. Вместо ног у него ласты. |
Растянулся среди льдин Толстокожий господин. В холодину, братцы, лезет он купаться. Проведя в воде часы, вылез он на льдину, Важно фыркает в усы, чешет ластой спину. Важен, грозен, толстокож господин усатый. (Морж)
Ловкий маленький зверёк Живёт на Севере суровом. Шерсть его блестит, как шёлк, как цвет блестящего покрова. И пусть охотятся за ним, за драгоценной его шкурой, он осторожен, не ленив, Проворный, хитрый, юркий. (Песец)
Серый гонится за белым, Хочет белым пообедать. Когда гонит – зубом щёлк: Белый – бедный, сытый….? (Полярный волк)
Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. (Северный олень) |
Морж- ближайший родственник тюленей. Очень крупный, имеет мощные клыки, которые использует для защиты и чтобы выбраться на лёд для отдыха. Клыками он распахивает дно, а усы помогают искать пищу в иле.
Небольшой зверёк, похожий на лису. Вынослив и быстр. Любит путешествовать, часто сопровождает белого медведя. Песцы бывают белые и голубые.
У полярного волка тёплая серая шуба с рыжинкой, острое зрение. Он может не есть неделю, рыская в поисках пищи по бескрайней заснеженной пустыне.
Живёт в холодной тундре, питается мхом (ягелем). У него очень широкие копыта. Не прожить без оленя в тех местах человеку. |
Летает бесшумно, Кругом голова! Полярная белая птица? (Полярная сова)
Большая птица – Мороза не боится. С крыльями, а не летает, Ловко прыгает, ныряет. (Пингвин) |
Полярная сова активный хищник, самая крупная птица тундры.
Пингвины живут в Антарктиде. Это особенные птицы, которые откладывают яйца, но совсем не умеют летать. Пингвины летят в воде так быстро, что рыбу догоняют. Пингвины ходят столбиками
|
Физминутка | |
Здесь всюду холод, лёд и тень. Полгода - ночь, Полгода - день. Из льда здесь люди строят дом, И океан покрыт весь льдом. Зверей ты здесь почти не встретишь И птиц ты в небе не заметишь. Лишь мишка белый словно иней, Хозяин ледяной пустыни. | Дети выполняют движения: дети обнимают себя за плечи закрывают глаза ладонями поднимают руки вверх соединяют руки над головой разводят руки в стороны ставят ладонь козырьком над глазами делают махи руками подражают походке медведя руки на поясе, стоят смирно.
|
Задание 3. Узнай по контуру и определи, где живёт это животное: на суше или на суше и в воде? | |
Карточки с изображением животных: северный олень, полярный волк, лемминг, песец, тюлень, морж, пингвин, белый медведь.
| Первая команда называет животных, живущих на суше, вторая команда называет животных, живущих в воде и на суше. |
Задание 4.Четвертый лишний. | |
Назовите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя. Кит, тюлень, альбатрос, морж. Поморник, полярная сова, тупик, нерпа. Белый медведь, северный олень, песец, пингвин.
| Дети называют и объясняют, почему слово лишнее.
|
Задание 5.Назовите детенышей. | |
Пальчиковая гимнастика Смотрите, милые друзья! Да тут их целая семья: У медведя - … медвежонок, У тюленя - … тюлененок, У оленя - … олененок, У пингвина - … пингвиненок, У моржа - … моржонок, Детям северной лисицы дома вовсе не сидится! |
Дети разводят руки в стороны. Называют детеныша, загибают пальчик, начиная с большого.
|
Задание 6. Узнай чей след? | |
У вас на столе карточки со следами животных и животные. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа. | Дети располагают животных напротив своего следа.
|
Задание 7. Отгадайте ребус. | |
Каждой команде выдается свой ребус.
| Дети отгадывают ребусы.
|
Задание 8. Соберите картинку. | |
Детям предлагаются разрезные картинки на выбор. | Дети составляют картинку полюбившегося животного. |
Оценка и рефлексия | |
Вы выполнили все задания и вернули медвежонка домой. А теперь мы возвращаемся из нашего воображаемого путешествия. Вспомните, какие задачи стояли перед нами и почему все получилось?
- Вы молодцы! А теперь – сюрпризный момент. В знак благодарности от медвежонка вы получаете конфеты « Мишка на Севере».
| Мы выполняли все задания в команде: выбирали вещи для путешествия – экспедиции, отгадывали загадки и рассказывали о животных, узнавали животных по контуру и определяли, где они живут, находили лишнюю картинку, называли детенышей, отгадывали ребусы, собирали картинки животных.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polyarnye_zhivotnye.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение компенсирующего вида детский сад №18
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области
«Познавательное развитие» для детей подготовительной группы
Тема: «Животный мир полярных районов Земли»
Воспитатель: Бакал Галина Степановна
Используемые технологии:
• Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
• Технология деятельностного подхода;
• Информационно – коммуникативная;
• Здоровьесберегающая технология;
• Игровая.
Санкт-Петербург
2017 год
«Животные полярных районов Земли»
Цель: расширение и систематизация представления дошкольников о животных и птицах холодных стран.
Задачи:
- Образовательные: углубление и закрепление представлений детей о природных условиях полярных районов; формирование знаний о внешнем виде, повадках животных и птиц; закрепление названий детёнышей.
- Воспитательные: воспитание у детей познавательного интереса, любознательности и стремления изучать природу; формирование понимания необходимости защиты природы; воспитание умения работать в команде.
- Развивающие: развитие внимания ,наблюдательности, активности, логического мышления; развитие умения определять, дополнять и формулировать правильный ответ из нескольких предложенных ответов в микрогруппе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих различные полярные пейзажи, животных полярных областей, энциклопедий; беседы, просмотр презентации, проведение опыта с промасленной бумагой, чтение художественной литературы: Н.Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «В тундре», Г. Снегирёв «Пингвиний пляж». Работа по толкованию трудных для понимания слов: экспедиция, водонепроницаемый, полынья, лишайник.
Материалы к совместной непрерывной деятельности: глобус, разрезные картинки, иллюстрации с изображением животных, ребусы, контурные изображения животных полярных районов.
Ход непрерывной совместной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организация детей перед занятием | |
-Дети, посмотрите, что необычного вы видите? -А кто это? -А какой он? –Почему вы так думаете? - А где живут белые медведи? -Покажите на глобусе северный полюс и расскажите, что вы знаете о полюсах.
- Обратите внимание, здесь лежит какое-то письмо, а в нём просьба помочь медвежонку вернуться на Северный полюс и выполнить для этого несколько заданий. | - Здесь кто-то спрятался. -Это медвежонок, детеныш белого медведя. -Грустный, беспомощный. -Он один, без мамы, ему жарко. -На северном полюсе. - Северный полюс-это Арктика, а южный - Антарктида. Там очень холодно, ветрено, всё покрыто снегом и льдом. Зима долгая, лето короткое и холодное, поэтому растительности мало: мхи, да лишайники. Но животные полярных районов хорошо приспособлены для жизни при низких температурах. |
Мотивация | |
- Как вы думаете, медвежонок хорошо себя чувствует в наших природных условиях? | Дети решают помочь медвежонку попасть на северный полюс, к маме. |
Целеполагание | |
- Что можно предпринять для оказания помощи медвежонку? | Дети формулируют цель: Нам нужно добраться до Северного полюса, а для этого мы должны отправиться в воображаемое путешествие-экспедицию, чтобы вернуть медвежонка домой. |
Планирование будущей деятельности | |
- Как вы будете помогать медвежонку? | Дети предлагают разделиться на команды и выполнять задания, указанные в письме. |
Реализация плана | |
Задание 1. Какие вещи ты возьмёшь с собой в путешествие-экспедицию? | |
- Найдите изображения предметов, необходимых для путешествия на Северный полюс и объясните, зачем они нужны. Картинки для обеих команд: шлёпанцы, мяч, солнечные очки, компас, тёплая куртка, панама, фонарь, плед, шапка, шарф, термос, ботинки, защитные очки, сачок. - Молодцы! Вы готовы к путешествию. Мы отправимся с вами туда, где царство холода, снега и льда. | Дети стоят около столов. Каждая команда называет предметы, необходимые для путешествия -экспедиции и «кладёт» (имитируя движения) в рюкзак. |
Задание 2. Отгадайте загадки и расскажите о животных. | |
Сев на ледяную глыбу, Я ловлю на завтрак рыбу. Белоснежным я слыву И на Севере живу. А таёжный бурый брат Мёду и малине рад. (Белый медведь) Головка и хвост, вместо лап- плавники, Ленив он на льду и проворен в водице, Детишек его называют «бельки». Скажи, что за зверь возле льдины резвится? (Тюлень) | Дети отгадывают загадки и рассказывают об отгаданном животном. В случае необходимости, педагог дополняет их рассказ. -Белый медведь - самый крупный среди хищных зверей Севера. Он прекрасно плавает, ныряет, быстро бегает. Может часами лежать у полыньи, выжидая добычу. Тюлень - питается рыбой. Он хороший пловец и ныряльщик, у него водонепроницаемый густой мех. Вместо ног у него ласты. |
Растянулся среди льдин Толстокожий господин. В холодину, братцы, лезет он купаться. Проведя в воде часы, вылез он на льдину, Важно фыркает в усы, чешет ластой спину. Важен, грозен, толстокож господин усатый. (Морж) Ловкий маленький зверёк Живёт на Севере суровом. Шерсть его блестит, как шёлк, как цвет блестящего покрова. И пусть охотятся за ним, за драгоценной его шкурой, он осторожен, не ленив, Проворный, хитрый, юркий. (Песец) Серый гонится за белым, Хочет белым пообедать. Когда гонит – зубом щёлк: Белый – бедный, сытый….? (Полярный волк) Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. (Северный олень) | Морж- ближайший родственник тюленей. Очень крупный, имеет мощные клыки, которые использует для защиты и чтобы выбраться на лёд для отдыха. Клыками он распахивает дно, а усы помогают искать пищу в иле. Небольшой зверёк, похожий на лису. Вынослив и быстр. Любит путешествовать, часто сопровождает белого медведя. Песцы бывают белые и голубые. У полярного волка тёплая серая шуба с рыжинкой, острое зрение. Он может не есть неделю, рыская в поисках пищи по бескрайней заснеженной пустыне. Живёт в холодной тундре, питается мхом (ягелем). У него очень широкие копыта. Не прожить без оленя в тех местах человеку. |
Летает бесшумно, Кругом голова! Полярная белая птица? (Полярная сова) Большая птица – Мороза не боится. С крыльями, а не летает, Ловко прыгает, ныряет. (Пингвин) | Полярная сова активный хищник, самая крупная птица тундры. Пингвины живут в Антарктиде. Это особенные птицы, которые откладывают яйца, но совсем не умеют летать. Пингвины летят в воде так быстро, что рыбу догоняют. Пингвины ходят столбиками |
Физминутка | |
Здесь всюду холод, лёд и тень. Полгода - ночь, Полгода - день. Из льда здесь люди строят дом, И океан покрыт весь льдом. Зверей ты здесь почти не встретишь И птиц ты в небе не заметишь. Лишь мишка белый словно иней, Хозяин ледяной пустыни. | Дети выполняют движения: дети обнимают себя за плечи закрывают глаза ладонями поднимают руки вверх соединяют руки над головой разводят руки в стороны ставят ладонь козырьком над глазами делают махи руками подражают походке медведя руки на поясе, стоят смирно. |
Задание 3. Узнай по контуру и определи, где живёт это животное: на суше или на суше и в воде? | |
Карточки с изображением животных: северный олень, полярный волк, лемминг, песец, тюлень, морж, пингвин, белый медведь. | Первая команда называет животных, живущих на суше, вторая команда называет животных, живущих в воде и на суше. |
Задание 4.Четвертый лишний. | |
Назовите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя. Кит, тюлень, альбатрос, морж. Поморник, полярная сова, тупик, нерпа. Белый медведь, северный олень, песец, пингвин. | Дети называют и объясняют, почему слово лишнее. |
Задание 5.Назовите детенышей. | |
Пальчиковая гимнастика Смотрите, милые друзья! Да тут их целая семья: У медведя - … медвежонок, У тюленя - … тюлененок, У оленя - … олененок, У пингвина - … пингвиненок, У моржа - … моржонок, Детям северной лисицы дома вовсе не сидится! | Дети разводят руки в стороны. Называют детеныша, загибают пальчик, начиная с большого. |
Задание 6. Узнай чей след? | |
У вас на столе карточки со следами животных и животные. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа. | Дети располагают животных напротив своего следа. |
Задание 7. Отгадайте ребус. | |
Каждой команде выдается свой ребус.
| Дети отгадывают ребусы. |
Задание 8. Соберите картинку. | |
Детям предлагаются разрезные картинки на выбор. | Дети составляют картинку полюбившегося животного. |
Оценка и рефлексия | |
Вы выполнили все задания и вернули медвежонка домой. А теперь мы возвращаемся из нашего воображаемого путешествия. Вспомните, какие задачи стояли перед нами и почему все получилось? - Вы молодцы! А теперь – сюрпризный момент. В знак благодарности от медвежонка вы получаете конфеты « Мишка на Севере». | Мы выполняли все задания в команде: выбирали вещи для путешествия – экспедиции, отгадывали загадки и рассказывали о животных, узнавали животных по контуру и определяли, где они живут, находили лишнюю картинку, называли детенышей, отгадывали ребусы, собирали картинки животных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (познавательное и художественно – эстетическое развитие) для детей старшей группы Тема: «В гостях у зимушки – зимы».
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (познавательное и художественно – эстетическое развитие)для детей старшей группыТема: «В гостях у зимушки – зимы». Прогр...
Конспект Образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития для дете среднейй группы тема: «Дымковская барышня»
Цель: обогащение представлений детей об искусстве (народное декоративное искусство) как основе развития творчества.Задачи:Продолжать расширять представления детей о дымковской игрушке и эл...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: " Животный мир полярных районов"
Конспет занятия по окружающему миру...
Рекомендации для родителей на тему: Животный мир полярных районов Земли.
Данный материал поможет родителям закрепить с детьми старшего дошкольного возраста знания по теме: Животный мир полярных районов Земли....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой. Образовательная:Закрепление знаний детей о белом медведе, о среде его обитания – Крайнем Сев...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей подготовительной группы. Тема: « Свойства воды».
Используемые технологии: технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технология деятельного подхода; игровые технологии....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по области «Социально-коммуникативное развитие» для детей подготовительной группы «Утром, вечером и днем – осторожен, будь с огнем»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по области«Социально-коммуникативное развитие»для детей подготовительной группы«Утром, вечером и днем – осторожен, будь с...