Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: " Животный мир полярных районов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бекбатырова Нуржамал Жолбергеновна

Конспет занятия по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_okr.mir_.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

ООД  Ознакомление с окружающим миром.

Возраст: Подготовительная группа 6-7 лет.

Тема: Животный мир полярных районов.

Цель: Познакомить с климатическими условиями разных материков, с животным миром полярных районов;

Задачи: 

Образовательные: формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь.

Развивающие: развивать интерес и стремление изучать природу.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование: глобус, льдина, картинки с изображением полярных районов и животных, обитающих там; контурное изображение животных Арктики; изображение следов животных для  Д/и « Чьи следы?».

Ход НОД

I. Организационный момент:

 Введение игрового момента.

Где-то на белом свете,

Там где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря,

Трутся об ось медведи,

Вертится Земля.

Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

II. Основная часть:

-  Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь. А поплывем мы на льдине. Мы на месте ребята.

 Ознакомление с животным миром полярных районов.

Демонстрация  картинок с изображением полярных районов.

- На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветра гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березы и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство севера, где только льды да снега. Все белым – бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Зимой наступает полярная ночь: темным – темно и совсем холодно. Но к этим условиям приспособились обитатели севера. Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь».

- Как вы думаете, почему так назвали этот край? 

- Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.

Физкультминутка «Северный полюс»

Дуют ветры ледяные, Помахать руками

Горы снежные, крутые. Поднять руки вверх, встать на цыпочки

Там о лете не слыхали, Приставить руку к уху, наклониться

Там согреешься едва ли. Обнять себя и попрыгать

Он не мал и не велик, Развести руки в стороны и свести

Этот снежный материк. Хлопать в ладоши.

Загадки о животных.

Демонстрация картинок с изображением животных Арктики.

1) В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах одеты ласты.

Вы узнали господина? (Пингвин.)

Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают - негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить - замерзнет пингвинёнок! Мама - пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.

2) В дальних северных морях,

На арктических полях,

Я охочусь день-деньской,

Крики чаек надо мной;

Я ныряю целый день,

А зовут меня - (Тюлень.)

Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют - бельки.

3) Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый. (Морж.)

Морж -  это самый ближайший родственник тюленей. Длина его тела приближается к 3 метрам, а вес колеблется в пределах тонны. Ко всему прочему это животное имеет мощные клыки, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лед для отдыха. Они нужны ему для того, чтобы раскапывать морское дно и таким образом добывать себе моллюсков, служащих ему основной пищей. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.

4) Там где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет,

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый. (Белый медведь.)

Все животные Арктики боятся, а значит и уважают белого медведя. Это самый крупный сухопутный хищник. Длина его тела достигает 2,5 метра, весит около 500 кг. Он нападает на тюленей, нерп, моржей. Его крепкие зубы знакомы полярным дельфинам, а песец всегда кормится возле этого могучего зверя, получая объедки с барского стола. Белый медведь прекрасно плавает, ныряет, быстро бегает. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой. Он является самым грозным и опасным хищником арктических земель, на них никто не нападает.

5) Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Северный олень.)

Живёт олень в холодной тундре, питается ягелем, который ещё называют оленьим мохом, и чувствует себя вполне уютно в арктическом регионе. Северный олень заселяет также и многие острова огромного холодного водоёма. Это животное имеет вес около двухсот килограмм, а высота в холке не превышает полутора метров. У северного оленя очень широкие копыта. Благодаря им, он легко разрывает зимой снег и добирается до жухлой растительности, прячущейся под снежной шубой.

6) Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны -

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец)

Песец — совсем небольшой зверь. Его вес едва дотягивает до 5 кг, а высота в холке не бывает больше 30см. Но этот малыш очень вынослив и быстр. К тому же он любит путешествовать. Его можно встретить практически во всех уголках Арктики. Он часто сопровождает белого медведя, благоразумно держась от мощного хищника на почтительном расстоянии.

7) Очень редко отдыхает,

Но всегда фонтан пускает

Океаны бороздит

Ну, конечно, - это … (Кит.)

Из отряда китообразных, обитающих в Арктике, несомненный интерес в первую очередь представляет нарвал. Обязан он такой популярностью своему длинному рогу, который торчит прямо изо рта. Этот рог достигает в длину 3 метра, а его вес составляет 10 кг. Является он ничем иным как обычным зубом, выросшим до таких огромных размеров. Никаких неудобств млекопитающему этот зуб не доставляет, а вот зачем он нужен – тут однозначного ответа нет, хотя различных предположений очень много.

Белуха или полярный дельфин также является представителем этой компании. Это крупное животное – его вес достигает 2-х тонн, а длина составляет 6 метров. Белуха очень любит питаться рыбой – самого же полярного дельфина никогда не отказывается попробовать касатка. Она по праву занимает одно из первых мест среди самых сильных и крупных морских хищников. В арктических водах она частый гость. От её острых зубов погибают не только белухи, но и моржи, тюлени и нерпы.

Есть на Крайнем Севере и свои чудеса: когда тёмное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.

Что за чудо - чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это льется с неба свет. (Северное сияние.)

- Молодцы ребята. А нам нужно возвращаться, садитесь на льдину, мы поплывем. Мы приплыли , а теперь давайте поиграем

      Игра «Угадай по контуру?»

Д/и  «Чьи следы?»

Игра «Третий лишний»

- Сейчас послушайте мои слова о животных, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение.

1. Олень, медведь, воробей.

2. Кит, дельфин, заяц.

3. Пингвин, песец, медведь.

 Рефлексия. Заключительная часть.

- Наше путешествие в Арктику закончилось. Давайте вспомним:

- Где находится Арктика? (На Северном полюсе.)

- Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.)

- Кого из животных можно встретить в Арктике? (Полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белух, китов.)

- Почему эти животные живут в Арктике? (Они питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».

Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Дикие животные весной".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Дикие животные весной"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...