мастер - класс для педагогов "Чудеса вокруг нас".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Жуковская Елена Вениаминовна

материал для педагогов по экспериментально - исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx23.25 КБ
Файл rmo.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Бурейский детский сад №50 «Теремок»

Мастер – класс для педагогов

« Чудеса вокруг нас».

        Составила и провела на РМО

        воспитателей ДОУ  района

        воспитатель высшей

        квалификационной категории

        Жуковская.Е.В.

        пгт. Бурея 2019г.

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи: повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность. Представить педагогам одну из форм проведения познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе экспериментально – исследовательской деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников. Развивать творческие способности участников мастер – класса. Активировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать  элементы педагогического опыта.

        Ход мастер - класса

Здравствуйте , уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнём со словесной игры « Да – нет».

        Крикните громко и хором , друзья,

        Деток вы любите? Нет или да? (да)

        Пришли на занятие, сил совсем нет,

        Вам лекции хочется слушать иль нет? (нет)        

        Я вас понимаю. Как быть господа?

        Проблемы детей решать нужно нам? (да)

        Дайте мне тогда ответ:

        Помочь откажетесь мне? 9нет)

Сегодня мы с вами познаем тонкости организации экспериментально – исследовательской деятельности. Уважаемые коллеги, давайте для начала вспомним  какую роль играет экспериментирование в развитии дошкольника. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, расширению кругозора, поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, обогащению словарного запаса.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком ,носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов,  искать наиболее оптимальные, эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Ведь ни для кого не секрет, что дети – это прирождённые исследователи окружающего мира, и мы стараемся это использовать в своей работе максимально. Одной из форм организации поисковой деятельности является экспериментирование.

В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО  Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования,  пришёл к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности наравне с игрой является экспериментирование, основу которого составляет познавательное развитие, что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Именно экспериментирование даёт толчок для развития познавательного интереса, т.к. у детей дошкольного возраста образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характерезуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Экспериментирование можно применять во всех видах детской деятельности.

 Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводим в группе. Но прежде чем перейти к практической части нашей встречи, я предлагаю вам несколько заданий для активации мозговой деятельности.

Блиц – опрос « Ищем, думаем, дерзаем, на вопросы: что? Когда? Отвечаем без труда!»

  1. Что становится больше,  если его поставить вверх ногами?(число 6)     Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться?( надо спрыгнуть с нижней ступеньки)

3.Что может быть больше слона и одновременно невесомым?( тень слона)

4. Какой месяц короче всех? (май – три буквы)

5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?( все)

6. Кто спасает зайцев в весеннее половодье?( дед Мазай)

И так , я хочу вам сегодня показать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений о  различных материалах, о свойствах веществ, о взаимодействии веществ, об объектах живой и неживой природы.

В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определённой структуры:

- определение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- непосредственное проведение эксперимента;

- обобщение полученных данных;

- вывод;

При проведении экспериментально – исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность  следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

1 опыт. « Поможем Золушке»

Цель:  показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статистических электрических разрядов.

Оборудование: чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф.

На бумажное полотенце высыпать соль и перец и тщательно их  перемешать. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно,  что сделать это весьма затруднительно. Надуть воздушный шарик. Потереть шарик о шерстяной шарф, затем поднести его к смеси соли и перца,  Произойдёт чудо! Перец прилипнет к шарику а соль останется на бумажном полотенце. Это ещё один пример действия статического электричества. Когда потёрли шарик шерстяным шарфом, он приобрёл отрицательный заряд. Потом поднесли шарик к смеси соли и перца, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно  дальше от шарика. Следовательно. Часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в  этом веществе электроны плохо  перемещаются.

Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статистических электрических зарядов.

2 опыт «Шашлык из шарика»

Все мы знаем с детства, что воздушные шары «боятся» острых предметов. Но, оказывается можно проткнуть шарик таким образом, чтобы он не лопнул. Всё, что нам понадобится для опыта – это воздушный шарик, спица, и немного жидкости для мытья посуды. Секрет прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика.

Вывод: всё дело конечно же в эластичности материала. Из которого сделан шарик. Он настолько хорошо обхватывает спицу. Что препятствует лопанию воздушного шарика.

3 опыт.» Поплавок из апельсина»

Цель: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Оборудование: 2 апельсина, большая миска с водой.

Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает. Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды которую вытесняет. Вывод: апельсин не тонет в воде. Потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. 4 опыт «Лопнем шарик цедрой апельсина».

Интересно, а что произойдёт, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно. Но он просто лопнет! Надуваем шарик и выжимаем  сок из цедры на шарик. Воздушный шарик лопнул, лишь сок попал на него.

Вывод: сок, который мы выдавливаем из цедры апельсина, содержит особое вещество – лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только в апельсинах. Лимонен обладает удивительным свойством растворять резину.

5 опыт  «Волшебное яйцо».

оборудование: яйцо, соль, стакан с водой

     Половину стакана наполним водой, затем опускаем яйцо, что мы видим? (ОНО УТОНУЛО). Наполняем другой стакан водой и добавляем в него много соли, мешаем, осторожно опускаем второе яйцо и наблюдаем за волшебством. Посмотрите, что происходит? (ЯЙЦО НЕ ТОНЕТ). Давайте добавим соли в стакан с обычной водой, посмотрите что происходит. (ЯЙЦО НАЧИНАЕТ ВСПЛЫВАТЬ).

Вывод: солёная вода имеет большую плотность, чем обыкновенная вода. Именно поэтому соль поднимает яйцо на поверхность.

А закончить нашу встречу я хотела бы притчей « Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. Что ещё слепить тебе? Спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог ,и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи. Всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Бурейский детский сад №50 «Теремок»

Мастер – класс для педагогов

« Чудеса вокруг нас».

        Составила и провела на РМО

        воспитателей ДОУ  района

        воспитатель высшей

        квалификационной категории

        Жуковская.Е.В.

        пгт. Бурея 2019г.

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи: повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность. Представить педагогам одну из форм проведения познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе экспериментально – исследовательской деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников. Развивать творческие способности участников мастер – класса. Активировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать  элементы педагогического опыта.

        Ход мастер - класса

Здравствуйте , уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнём со словесной игры « Да – нет».

        Крикните громко и хором , друзья,

        Деток вы любите? Нет или да? (да)

        Пришли на занятие, сил совсем нет,

        Вам лекции хочется слушать иль нет? (нет)        

        Я вас понимаю. Как быть господа?

        Проблемы детей решать нужно нам? (да)

        Дайте мне тогда ответ:

        Помочь откажетесь мне? 9нет)

Сегодня мы с вами познаем тонкости организации экспериментально – исследовательской деятельности. Уважаемые коллеги, давайте для начала вспомним  какую роль играет экспериментирование в развитии дошкольника. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, расширению кругозора, поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, обогащению словарного запаса.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком ,носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов,  искать наиболее оптимальные, эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Ведь ни для кого не секрет, что дети – это прирождённые исследователи окружающего мира, и мы стараемся это использовать в своей работе максимально. Одной из форм организации поисковой деятельности является экспериментирование.

В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО  Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования,  пришёл к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности наравне с игрой является экспериментирование, основу которого составляет познавательное развитие, что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Именно экспериментирование даёт толчок для развития познавательного интереса, т.к. у детей дошкольного возраста образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характерезуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Экспериментирование можно применять во всех видах детской деятельности.

 Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводим в группе. Но прежде чем перейти к практической части нашей встречи, я предлагаю вам несколько заданий для активации мозговой деятельности.

Блиц – опрос « Ищем, думаем, дерзаем, на вопросы: что? Когда? Отвечаем без труда!»

  1. Что становится больше,  если его поставить вверх ногами?(число 6)     Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться?( надо спрыгнуть с нижней ступеньки)

3.Что может быть больше слона и одновременно невесомым?( тень слона)

4. Какой месяц короче всех? (май – три буквы)

5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?( все)

6. Кто спасает зайцев в весеннее половодье?( дед Мазай)

И так , я хочу вам сегодня показать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений о  различных материалах, о свойствах веществ, о взаимодействии веществ, об объектах живой и неживой природы.

В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определённой структуры:

- определение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- непосредственное проведение эксперимента;

- обобщение полученных данных;

- вывод;

При проведении экспериментально – исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность  следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

1 опыт. « Поможем Золушке»

Цель:  показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статистических электрических разрядов.

Оборудование: чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф.

На бумажное полотенце высыпать соль и перец и тщательно их  перемешать. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно,  что сделать это весьма затруднительно. Надуть воздушный шарик. Потереть шарик о шерстяной шарф, затем поднести его к смеси соли и перца,  Произойдёт чудо! Перец прилипнет к шарику а соль останется на бумажном полотенце. Это ещё один пример действия статического электричества. Когда потёрли шарик шерстяным шарфом, он приобрёл отрицательный заряд. Потом поднесли шарик к смеси соли и перца, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно  дальше от шарика. Следовательно. Часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в  этом веществе электроны плохо  перемещаются.

Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статистических электрических зарядов.

2 опыт «Шашлык из шарика»

Все мы знаем с детства, что воздушные шары «боятся» острых предметов. Но, оказывается можно проткнуть шарик таким образом, чтобы он не лопнул. Всё, что нам понадобится для опыта – это воздушный шарик, спица, и немного жидкости для мытья посуды. Секрет прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика.

Вывод: всё дело конечно же в эластичности материала. Из которого сделан шарик. Он настолько хорошо обхватывает спицу. Что препятствует лопанию воздушного шарика.

3 опыт.» Поплавок из апельсина»

Цель: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Оборудование: 2 апельсина, большая миска с водой.

Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает. Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды которую вытесняет. Вывод: апельсин не тонет в воде. Потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. 4 опыт «Лопнем шарик цедрой апельсина».

Интересно, а что произойдёт, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно. Но он просто лопнет! Надуваем шарик и выжимаем  сок из цедры на шарик. Воздушный шарик лопнул, лишь сок попал на него.

Вывод: сок, который мы выдавливаем из цедры апельсина, содержит особое вещество – лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только в апельсинах. Лимонен обладает удивительным свойством растворять резину.

5 опыт  «Волшебное яйцо».

оборудование: яйцо, соль, стакан с водой

     Половину стакана наполним водой, затем опускаем яйцо, что мы видим? (ОНО УТОНУЛО). Наполняем другой стакан водой и добавляем в него много соли, мешаем, осторожно опускаем второе яйцо и наблюдаем за волшебством. Посмотрите, что происходит? (ЯЙЦО НЕ ТОНЕТ). Давайте добавим соли в стакан с обычной водой, посмотрите что происходит. (ЯЙЦО НАЧИНАЕТ ВСПЛЫВАТЬ).

Вывод: солёная вода имеет большую плотность, чем обыкновенная вода. Именно поэтому соль поднимает яйцо на поверхность.

А закончить нашу встречу я хотела бы притчей « Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. Что ещё слепить тебе? Спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог ,и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи. Всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Я хочу услышать звуки, звуки жизни вокруг нас"

Ознакомление с принципами образования звуков.1.Воспитание интереса к звучащему миру.2.Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку....

Клуб выходного дня Мастер класс «Коми язык вокруг нас»

Цель: создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей....

Мастер-класс по созданию лэпбука "Математика вокруг нас"(подготовительная группа)

Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений...

Мастер-класс: "Мир вокруг нас - удивительный мир"

Цель: развитие пространственных отношенийЗадачи: Упражнять в определении пространственных направлений от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.Формировать умения раз...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию "Волшебство вокруг нас"

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс воспитателя "Английский язык вокруг нас"

Мастер-класс воспитателя-педагога английского языка "Английский язык вокруг нас". Элементы мастер-класса применимы в целом или по-одельности в  качестве компонентов занятий по английско...