мастер - класс для педагогов "Чудеса вокруг нас".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
материал для педагогов по экспериментально - исследовательской деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Бурейский детский сад №50 «Теремок»
Мастер – класс для педагогов
« Чудеса вокруг нас».
Составила и провела на РМО
воспитателей ДОУ района
воспитатель высшей
квалификационной категории
Жуковская.Е.В.
пгт. Бурея 2019г.
Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи: повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность. Представить педагогам одну из форм проведения познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе экспериментально – исследовательской деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников. Развивать творческие способности участников мастер – класса. Активировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Ход мастер - класса
Здравствуйте , уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнём со словесной игры « Да – нет».
Крикните громко и хором , друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (да)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать иль нет? (нет)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? 9нет)
Сегодня мы с вами познаем тонкости организации экспериментально – исследовательской деятельности. Уважаемые коллеги, давайте для начала вспомним какую роль играет экспериментирование в развитии дошкольника. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, расширению кругозора, поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, обогащению словарного запаса.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком ,носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее оптимальные, эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Ведь ни для кого не секрет, что дети – это прирождённые исследователи окружающего мира, и мы стараемся это использовать в своей работе максимально. Одной из форм организации поисковой деятельности является экспериментирование.
В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности наравне с игрой является экспериментирование, основу которого составляет познавательное развитие, что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Именно экспериментирование даёт толчок для развития познавательного интереса, т.к. у детей дошкольного возраста образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характерезуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Экспериментирование можно применять во всех видах детской деятельности.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводим в группе. Но прежде чем перейти к практической части нашей встречи, я предлагаю вам несколько заданий для активации мозговой деятельности.
Блиц – опрос « Ищем, думаем, дерзаем, на вопросы: что? Когда? Отвечаем без труда!»
- Что становится больше, если его поставить вверх ногами?(число 6) Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться?( надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
3.Что может быть больше слона и одновременно невесомым?( тень слона)
4. Какой месяц короче всех? (май – три буквы)
5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?( все)
6. Кто спасает зайцев в весеннее половодье?( дед Мазай)
И так , я хочу вам сегодня показать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений о различных материалах, о свойствах веществ, о взаимодействии веществ, об объектах живой и неживой природы.
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определённой структуры:
- определение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- непосредственное проведение эксперимента;
- обобщение полученных данных;
- вывод;
При проведении экспериментально – исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
1 опыт. « Поможем Золушке»
Цель: показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статистических электрических разрядов.
Оборудование: чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф.
На бумажное полотенце высыпать соль и перец и тщательно их перемешать. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно. Надуть воздушный шарик. Потереть шарик о шерстяной шарф, затем поднести его к смеси соли и перца, Произойдёт чудо! Перец прилипнет к шарику а соль останется на бумажном полотенце. Это ещё один пример действия статического электричества. Когда потёрли шарик шерстяным шарфом, он приобрёл отрицательный заряд. Потом поднесли шарик к смеси соли и перца, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно. Часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны плохо перемещаются.
Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статистических электрических зарядов.
2 опыт «Шашлык из шарика»
Все мы знаем с детства, что воздушные шары «боятся» острых предметов. Но, оказывается можно проткнуть шарик таким образом, чтобы он не лопнул. Всё, что нам понадобится для опыта – это воздушный шарик, спица, и немного жидкости для мытья посуды. Секрет прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика.
Вывод: всё дело конечно же в эластичности материала. Из которого сделан шарик. Он настолько хорошо обхватывает спицу. Что препятствует лопанию воздушного шарика.
3 опыт.» Поплавок из апельсина»
Цель: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Оборудование: 2 апельсина, большая миска с водой.
Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает. Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды которую вытесняет. Вывод: апельсин не тонет в воде. Потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. 4 опыт «Лопнем шарик цедрой апельсина».
Интересно, а что произойдёт, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно. Но он просто лопнет! Надуваем шарик и выжимаем сок из цедры на шарик. Воздушный шарик лопнул, лишь сок попал на него.
Вывод: сок, который мы выдавливаем из цедры апельсина, содержит особое вещество – лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только в апельсинах. Лимонен обладает удивительным свойством растворять резину.
5 опыт «Волшебное яйцо».
оборудование: яйцо, соль, стакан с водой
Половину стакана наполним водой, затем опускаем яйцо, что мы видим? (ОНО УТОНУЛО). Наполняем другой стакан водой и добавляем в него много соли, мешаем, осторожно опускаем второе яйцо и наблюдаем за волшебством. Посмотрите, что происходит? (ЯЙЦО НЕ ТОНЕТ). Давайте добавим соли в стакан с обычной водой, посмотрите что происходит. (ЯЙЦО НАЧИНАЕТ ВСПЛЫВАТЬ).
Вывод: солёная вода имеет большую плотность, чем обыкновенная вода. Именно поэтому соль поднимает яйцо на поверхность.
А закончить нашу встречу я хотела бы притчей « Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. Что ещё слепить тебе? Спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог ,и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи. Всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Бурейский детский сад №50 «Теремок»
Мастер – класс для педагогов
« Чудеса вокруг нас».
Составила и провела на РМО
воспитателей ДОУ района
воспитатель высшей
квалификационной категории
Жуковская.Е.В.
пгт. Бурея 2019г.
Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи: повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность. Представить педагогам одну из форм проведения познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе экспериментально – исследовательской деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников. Развивать творческие способности участников мастер – класса. Активировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Ход мастер - класса
Здравствуйте , уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнём со словесной игры « Да – нет».
Крикните громко и хором , друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (да)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать иль нет? (нет)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? 9нет)
Сегодня мы с вами познаем тонкости организации экспериментально – исследовательской деятельности. Уважаемые коллеги, давайте для начала вспомним какую роль играет экспериментирование в развитии дошкольника. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, расширению кругозора, поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, обогащению словарного запаса.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком ,носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее оптимальные, эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Ведь ни для кого не секрет, что дети – это прирождённые исследователи окружающего мира, и мы стараемся это использовать в своей работе максимально. Одной из форм организации поисковой деятельности является экспериментирование.
В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности наравне с игрой является экспериментирование, основу которого составляет познавательное развитие, что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Именно экспериментирование даёт толчок для развития познавательного интереса, т.к. у детей дошкольного возраста образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характерезуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Экспериментирование можно применять во всех видах детской деятельности.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводим в группе. Но прежде чем перейти к практической части нашей встречи, я предлагаю вам несколько заданий для активации мозговой деятельности.
Блиц – опрос « Ищем, думаем, дерзаем, на вопросы: что? Когда? Отвечаем без труда!»
- Что становится больше, если его поставить вверх ногами?(число 6) Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться?( надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
3.Что может быть больше слона и одновременно невесомым?( тень слона)
4. Какой месяц короче всех? (май – три буквы)
5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?( все)
6. Кто спасает зайцев в весеннее половодье?( дед Мазай)
И так , я хочу вам сегодня показать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений о различных материалах, о свойствах веществ, о взаимодействии веществ, об объектах живой и неживой природы.
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определённой структуры:
- определение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- непосредственное проведение эксперимента;
- обобщение полученных данных;
- вывод;
При проведении экспериментально – исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
1 опыт. « Поможем Золушке»
Цель: показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статистических электрических разрядов.
Оборудование: чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф.
На бумажное полотенце высыпать соль и перец и тщательно их перемешать. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно. Надуть воздушный шарик. Потереть шарик о шерстяной шарф, затем поднести его к смеси соли и перца, Произойдёт чудо! Перец прилипнет к шарику а соль останется на бумажном полотенце. Это ещё один пример действия статического электричества. Когда потёрли шарик шерстяным шарфом, он приобрёл отрицательный заряд. Потом поднесли шарик к смеси соли и перца, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно. Часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны плохо перемещаются.
Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статистических электрических зарядов.
2 опыт «Шашлык из шарика»
Все мы знаем с детства, что воздушные шары «боятся» острых предметов. Но, оказывается можно проткнуть шарик таким образом, чтобы он не лопнул. Всё, что нам понадобится для опыта – это воздушный шарик, спица, и немного жидкости для мытья посуды. Секрет прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика.
Вывод: всё дело конечно же в эластичности материала. Из которого сделан шарик. Он настолько хорошо обхватывает спицу. Что препятствует лопанию воздушного шарика.
3 опыт.» Поплавок из апельсина»
Цель: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Оборудование: 2 апельсина, большая миска с водой.
Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает. Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды которую вытесняет. Вывод: апельсин не тонет в воде. Потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. 4 опыт «Лопнем шарик цедрой апельсина».
Интересно, а что произойдёт, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно. Но он просто лопнет! Надуваем шарик и выжимаем сок из цедры на шарик. Воздушный шарик лопнул, лишь сок попал на него.
Вывод: сок, который мы выдавливаем из цедры апельсина, содержит особое вещество – лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только в апельсинах. Лимонен обладает удивительным свойством растворять резину.
5 опыт «Волшебное яйцо».
оборудование: яйцо, соль, стакан с водой
Половину стакана наполним водой, затем опускаем яйцо, что мы видим? (ОНО УТОНУЛО). Наполняем другой стакан водой и добавляем в него много соли, мешаем, осторожно опускаем второе яйцо и наблюдаем за волшебством. Посмотрите, что происходит? (ЯЙЦО НЕ ТОНЕТ). Давайте добавим соли в стакан с обычной водой, посмотрите что происходит. (ЯЙЦО НАЧИНАЕТ ВСПЛЫВАТЬ).
Вывод: солёная вода имеет большую плотность, чем обыкновенная вода. Именно поэтому соль поднимает яйцо на поверхность.
А закончить нашу встречу я хотела бы притчей « Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. Что ещё слепить тебе? Спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог ,и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи. Всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс "Я хочу услышать звуки, звуки жизни вокруг нас"
Ознакомление с принципами образования звуков.1.Воспитание интереса к звучащему миру.2.Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку....
Клуб выходного дня Мастер класс «Коми язык вокруг нас»
Цель: создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей....
Мастер-класс по созданию лэпбука "Математика вокруг нас"(подготовительная группа)
Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений...
Мастер - класс для областного конкурса "Воспитатель года 2020" "Математика вокруг"
Мастер -класс "Математика вокруг" мое выступление...
Мастер-класс: "Мир вокруг нас - удивительный мир"
Цель: развитие пространственных отношенийЗадачи: Упражнять в определении пространственных направлений от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.Формировать умения раз...
Мастер- класс для педагогов по экспериментированию "Волшебство вокруг нас"
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Мастер-класс воспитателя "Английский язык вокруг нас"
Мастер-класс воспитателя-педагога английского языка "Английский язык вокруг нас". Элементы мастер-класса применимы в целом или по-одельности в качестве компонентов занятий по английско...