Зимующие птицы
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Замятина Наталья Павловна

Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Необходимо расширить и углубить знания детей о птицах родного края, формировать бережное отношение к птицам, помочь осознать необходимость в ухаживании за пернатыми в самое трудное для них время года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Старшая группа

 Зимующие птицы

Актуальность проекта:

В ходе образовательно-воспитательного процесса у детей выявилось недостаточное знание о птицах родного края. Дети путают зимующих и перелётных птиц. У детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.

Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Необходимо расширить и углубить знания детей о птицах родного края, формировать бережное отношение к птицам, помочь осознать необходимость в ухаживании за пернатыми в самое трудное для них время года.

В совместной работе с родителями необходимо формировать экологическое сознание ребёнка, стимулировать его интерес к пернатым друзьям, побуждать к заботе о птицах.

В процессе реализации данного познавательно-исследовательского проекта были поставлены следующие цели и задачи.

Цели проекта: - формирование бережного отношения к зимующим птицам.

                           - формирование экологического сознания ребёнка.

Задачи проекта:

Познавательное развитие: 

- уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о зимующих птицах,

  о роли человека в жизни зимующих птиц;

- дополнить новыми знаниями о зимующих птицах;

- расширить представления об образе жизни и повадках зимующих птиц;

- развивать познавательный интерес.

Социально- коммуникативное развитие: 

- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам;

- вызвать желание помогать птицам в холодное время года;

- пополнить развивающую среду по теме проекта.

Речевое развитие: 

            - учить составлять описательный рассказ о внешнем виде птиц;

            - пополнить словарный запас по теме проекта;

            - поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Художественно- эстетическое развитие:

- учить отражать в рисунке, лепке, аппликации и ручном труде характерные черты

  птиц;

- способствовать индивидуальному самовыражению в продуктивной деятельности.

Физическое развитие:

- продолжать развивать двигательную деятельность (быстроту бега, реакции; ловкость и т.д.)

Участники проекта: педагог, дети старшей группы, родители (законные представители).

Продолжительность проекта: две недели.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники:

- сформированы элементарные представления о зимующих птицах;

- сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами    

  природы;

- развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители:

- повысился уровень экологической воспитанности родителей;

- проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого

  обращения с объектами природы;

- привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Педагоги:

- ведут активную работу по экологическому воспитанию детей;

- используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей;

- распространяют и обобщают опыт.

Линии развития личности:

- познавательно-речевое развитие дошкольников;

- художественно-эстетическое развитие дошкольников;

- социально-личностное развитие дошкольников.

Этапы развития проекта.

Этапы

Совместная деятельность участников проекта

Подготовительный

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы для реализации проекта; подбор дидактических, подвижных игр, подбор наглядно-дидактического материала: иллюстраций, художественной литературы (стихи, загадки); познавательных фильмов, организация развивающей среды в группе, информирование и вовлечение родителей в работу над проектом.

Основной

  • Беседы с использованием иллюстраций и презентации «Зимующие птицы».
  • Чтение художественной литературы (рассказы, стихи), загадок. Бианки В. «Две вороны», «Сова», Скребицкий Г. «Сорока», Пришвин М. «Лесной доктор»
  • Просмотр познавательных фильмов

Зимующие птицы - http://www.youtube.com/watch?v=k86E6tn2xZk;

Детям о зимующих птицах - http://www.youtube.com/watch?v=1AYkVLDV_6s; 

Зимующие птицы – 2021 - https://zen.yandex.ru/video/watch/61cdf781d4a3c23d787b8e1a; 

Жизнь птиц зимой - https://zen.yandex.ru/video/watch/5e06753c5fd55f00aeffe047;

Голоса зимующих птиц - http://www.youtube.com/watch?v=kGaH_rG_wFs.

  • Экспериментирование: «Птичье перо», «Птичьи следы на снегу»
  • Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
  • Беседы «Кто такие зимующие птицы», «Зачем нужны кормушки»
  • Дидактические игры.

«Собери птицу» (разрезные картинки), «Четвертый лишний», «Какая? Какой?»

  • Подвижные игры.
  • Творческо-продуктивная деятельность в рамках совместной деятельности и НОД:

       - рисование "Снегирь";

       - аппликация «Синички на дереве»;

       - лепка из пластилина «Сорока-белобока»

       - ручной труд «Кормушка с птичками»;

       - оригами «Ворона»;

       - раскрашивание птиц определенных пород.

  • Самостоятельная деятельность детей:

       - рассматривание энциклопедий, наглядно-                

         иллюстративного материала;

       - самостоятельная продуктивно- художественная деятельность  

        (рисование, раскрашивание, лепка).

Заключительный

Диагностика знаний детей по теме проекта. Оформление текста проекта. Создание презентации – отчета (этапы реализации проекта)

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

Деятельность родителей.

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

Приобщение к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

Помощь в оснащении участка для прогулок кормушками.

Приложение 1

Стихи о зимующих птицах

Воробышки игривые, 

Как детки сиротливые, 

Прижались у окна. 

Озябли пташки малые, 

Голодные, усталые, 

И жмутся, поплотней. 

                                     С. Есенин 

На дворе морозище 

Градусов под сорок. 

Плачутся воробышки, 

Что весна не скоро. 

                                     В. Звягина 

Вот ворона сидит на заборе. 

Все амбары давно на запоре. 

Все обозы прошли, все подводы, 

Наступила пора непогоды. 

Суетится она на заборе — 

Горе ей, настоящее горе! 

Ведь ни зернышка нет у вороны 

И от холода нет обороны. 

                                          Н. Рубцов 

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо – 

На березе яблоки поспели!

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится – 

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Трудно птицам зимовать, 

Надо птицам помогать! 

Распилить я попросил 

Досочку еловую, 

Вместе с папой смастерил 

Птичкину столовую.

                                А. Чепуров 

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир!

Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь,

Мы клюем рябины кисти –

Лучше ягод не найдешь

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца –

Покормите молодца.

                                       В.Мирясова

Красные грудки, черные спинки –

Яркие птички, будто с картинки!

Что-то там ищут, клюют, посмотри!

Видишь? На белом снегу – снегири.

                                             А. Берлова

Синица

Скачет шустрая синица, 

Ей на месте не сидится. 

Прыг-скок, прыг-скок, 

Завертелась как волчок. 

Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири,

Тень-тень-тень!               А. Барто 

Снегири

Выбегай поскорей, 

Посмотри на снегирей! 

Прилетели, прилетели! 

Стайку встретили метели, 

А Мороз Красный Нос 

Им рябинки принес. 

                                       А. Прокофьев 

На кормушке.

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

                                           А. Яшин

Логоритмика

Прилетайте, птички.

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко.

Эти крошки — голубям.

Эти крошки — воробьям.

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

Зовущие движения руками.

Режущие движения.

Пальцы щепоткой.

«Крошим» хлеб.

Правую руку вперёд, ладонью вверх.

Левую руку вперёд, ладонью вверх.

Катают между ладоней «макароны»

Кормушка.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

Вороны.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар!

Попрыгать.

Хлопать над головой в ладоши

Повороты и наклоны туловища влево-вправо.

Хлопать над головой в ладоши (громко)

Руки под щеку сесть на корточки — заснуть.

Хлопать над головой в ладоши (тихо).

Снегири.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

— Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

4 хлопка руками по бокам и по на каждый слог.

4 наклона головы на каждый слог.

На первое слово — частое потряхивание руками,

 на второе слово— один хлопок по бокам.

По 2 поворота головы на каждую строку.

Дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями.)

Приложение 2

Загадки о зимующих птицах.

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь —

Раз красавец прилетел к нам,

Житель севера...(снегирь).

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

(снегирь)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал ее? - (синичка)

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

(голубь)

Со спины черным-черна

Брюхо белое по плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимет стрекот – крик!  (сорока)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её - (ворона)

Трещала с самого утра:

Пор-ра! Пор-ра!

А что пора? такая всем морока,

Когда трещит...(сорока)

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти - (свиристели)

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг? (дятел)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый...(воробей)

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет? – (воробей)

Днем молчит,

Ночью кричит.

(сова)

Приложение 3

Рассказы о зимующих птицах


Чудесные домики, или сказка о Зиме и птицах.

В некотором царстве, в некотором государстве стоял волшебный лес. В том лесу росло много деревьев: колкие елочки, стройные осины, кудрявые березки, …

И жили в том лесу множество прекрасных птиц и шустрые воробышки, и прожорливые голуби, и юркие синички, и веселые сойки, и певчие соловьи и еще много-много других. Все птички жили весело и дружно, перелетали с ветки на ветку, ловили мошек, жучков, червячков и пели песни.

Но вот однажды в саду появилась волшебница. Она была одета в белые одежды и от нее веяло холодом. Волшебница сказала

- Я – волшебница Зима. Я принесла с собою снег и скоро забросаю им всю землю. Снег закроет все белым пушистым одеялом. А потом придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки.

Взмахнула Зима своим рукавом и с деревьев облетели листочки. Взмахнула еще раз и с неба посыпался белый пушистый снег и все- земля, деревья, кусты покрылись белым покрывалом. И солнышко светит, но почему-то не греет. Жучки, паучки и мошки быстренько спрятались под кору деревьев.

 Холодно стало птичкам. Стали они думать, что им делать дальше. Жаворонки и соловьи предлагали всем улететь подальше от холодной зимы- в теплые края. Воробьи и синицы, наоборот, предлагали остаться и перелететь поближе к добрым людям.  Долго спорили птицы, но так и не смогли они договориться между собой, и каждая птица сделала по-своему. Жаворонки и соловьи улетели в теплые края, а воробышки, синички и другие птички перебрались поближе к людям.

- Ну, что, птички, испугались меня? - спросила Зима.

- Нет, Тётушка Зима, не испугались мы тебя. Мы перышки распушили, по веткам попрыгали и нам совсем не холодно, - ответили птицы.

-А что же вы будете кушать? Ведь все жучки и паучки спрятались. Ну-ка, улетайте тоже в теплые края.

- Нет, не улетим мы, -ответили птицы. - Мы ягодки и семена найдем.

А зима еще пуще морозов напускает. Совсем стало голодно птицам. Летают они голодные, холодные. Что делать? Ягод совсем не осталось, а семена из-под снега не достать. Загрустили птички. Летают везде, корм ищут.  Перышки у них поистрепались, сил совсем не осталось.

А Зима довольная.

-Ну, что я вам говорила, нет тут для вас никакой еды.

Вдруг видят птички- домик какой-то маленький деревянный висит. Решили птицы заглянуть в этот домик, а там еды видимо-невидимо. И семечки, и крошки хлебные, и даже- синичкина радость- кусочек сала. Обрадовались птицы, наелись до отвала и полетели рассказать о необычном домике своим голодным друзьям. А когда прилетели птицы обратно, увидели они что домиков таких много -много висит. И в каждом домике много вкусных семечек, ягодок, зернышек. 

Увидела это Зима, еще сильнее морозов напустила, а птичкам не страшно. Сытые, они перышки распустили и не мерзнут.

Решила посмотреть Зима, кто же помогает птицам. Подкралась она тихонечко к домикам и увидела детишек, которые очищали домики от снега и насыпали туда зерна и другой корм. А домики ребята называли кормушками.

Попыталась Зима детишек напугать морозами, да не испугались они ее. Оделись потеплее и снова пришли к кормушкам.

А птички решили отблагодарить детей за помощь. Они стали новые песенки птицы к весне учить.

Ворон

Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеёк. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мёртвую рыбину на берегу, — сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук- кррук», — несётся над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашёл добычу.

Никогда не спутаешь серую ворону с лесным вороном. У серой вороны перья серые и чёрные, а ворот весь чёрный. Ворона зимой прилетает поближе к деревне, клюёт что-нибудь на свалке, а ворон никогда не приближается к человеческому жилью, он — дикая птица лесных просторов.

Снегирев Г.

Синицы

 Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает.

Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево — осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гнерадерки с полосатыми хохолками на голове…

Синицы не улетают на зиму в тёплые страны, как другие птицы, и звонко перекликаются в зимнем лесу. А летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них на кормушки семечки подсолнуха, а то голодные синицы замёрзнут в лесу.

Снегирев Г.

Снегирь

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание — жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.

Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Снегири — птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам (которые окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета) лучшие грозди рябины.

Когда зазвенит песня зяблика, снегири уже будут далеко на севере — на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю… жю… жю…— мы прибыли!» Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.

Дмитриев Ю.

Чем дятел зимой кормится

А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись? Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в расщелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в расщелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится.

Скребицкий Г. и Чаплина В.

Не видевши, не поверишь

От мороза деревья трещат, а на елке — гнездо, а в гнезде птичка сидит и яички греет. Эта храбрая птица — клест.

Все птицы вьют гнезда весной. У клестов свои порядки. Они выводят птенцов, когда много еды. Зима, весна, лето — им все равно. Было бы сытно.

Клестовая еда — семена из еловых и сосновых шишек. Шишки висят на дереве весь год. Клестам хватит еды и зимой, есть чем прокормить птенцов. В гнезде тепло. Клестиха не улетает из гнезда, корм ей приносит самец. Выведутся птенчики, и тогда мать сидит в гнезде, греет голых птенцов, да и сама от них греется.

Где много шишек, там много и клестов. Мало шишек — нет и клестов, им нечего делать в таком лесу: еды нет. Носы у клестов особенные — крестиком. Таким носом очень удобно выковыривать семена из шишек.

Хочешь увидеть клеста — ищи его в еловом лесу. Да не понизу смотри, а гляди на верхушки елок. Увидишь — там высоко-высоко, возле шишек, птицы по веткам лазают, возле шишек, птицы по веткам лазают, вниз головой висят — вот они, клесты! А прислушаешься — услышишь: «кле-кле-кле». Это клесты перекликаются.

Плавильщиков Н.

Стая птиц под снегом

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да — бух! — сорвался и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось — целая стая белых куропаток живёт в снегу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюкву выкапывают. Поклюют — и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

Бианки В.

Гвоздик

Лес в дрёме по-зимнему спит, заколдованный стужей и снегами. И веет от него светлой печалью и покоем… Улетели лебеди далеко-далеко. И могучие орланы — великаны птичьего мира — покинули скалы и сухостойные сосны, откуда подкарауливали добычу. Ни крылья не прошелестят, ничей звонкий голос не нарушит зимней дрёмы…

Но остались с нами корольки! Королёк — малютка, весь-то со стрекозу, да хвойные ели ему дом родной. Бесшумно перепархивает королёк по веткам, словно с этажа на этаж. Теребит висячий мох, отколупывает чешую с сучьев, и жёлтые пёрышки на голове его как золотая корона.

Неугомонен, деятелен королёк — неспроста он прозван в народе «гвоздиком». Подлинно гвоздит: для всякой щёлки, куда бы ни спрятались мошки и паучки на зиму. По миллиону вредителей леса уничтожает он в год. Ветер сдувает королька с вершин елей, снегом засыпает пурга, пробирает насквозь мороз… Не сдаётся упрямый, несёт вахту в хвойном море лесов.

Полуянов И.

Кусок хлеба

На мусорную кучу зимой только сытый не летит. Но сытых зимой мало. Всё видят голодные птичьи глаза. Чуткие уши всё слышат. Думаете, раз птичьи уши не заметны, то они и не чутки? Как бы не так! Тихо скрипнет дверь — а птицы слышат. Хозяйка выплеснет из ведра помои — сразу увидят. Уйдёт — они тут как тут. Они — это вороны, галки, сороки и сойки. Птицы смышлёные, осторожные, хитрые. Человека они знают и знают, когда его надо бояться. Больше всего они любят тех, кто не обращает на них внимания. Но внимание на них трудно не обратить.

Вороны прилетают, шумя отсыревшими крыльями, и забавно моргают, мелькая белым веком. Будто закатывают глаза от удовольствия.

У сорок на чёрных бархатных спинках искрятся снежинки. А хвосты и крылья будто покрашены нефтью: отливают зелёным, лиловым и жёлтым.

Чёрные галки — в серых воротничках, глаза у них белые и удивлённые. Сойка наряднее всех: рыжий хохол, на крыле голубое — как рябь на воде. Ладная, ловкая. Полный рот набьёт, даже горло раздуется. И скорее в лес: по углам рассовать. Рассуёт и снова летит. Страшно, а летит. От страха даже рот открывает и хохол поднимает дыбом. Даже бормочет что-то под нос. Но голод ещё страшней.

Голод пригнал галку-инвалида. Какой-то охотник отстрелил ей нижнюю половинку клюва. Ни клюнуть, ни взять, ни почистить перья. Села, странно тонконосая, взъерошенная, отощавшая, с перьями-сосульками на брюшке. Будь что будет. Положила головку на снег и боком-боком уцепила кусок. Кусок — день жизни. Будет ли он и завтра? Видимо и невидимо птицы вокруг жилья.

Стукнула дверь: друг или враг? С ведром или с ружьём? Лучше бы спрятаться, да надо лететь. На мусорную кучу только сытый зимой не летит. А сытых зимой мало.

Бианки В.

Добрая девочка

Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

Снегирев Г.

Приложение 4

Подвижные игры

Совушка

Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность.

Ход: все дети - птички, бабочки и т.д., один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал «день». 

Варианты: можно подавать такие сигналы «день наступает - все оживает», «ночь наступает - все замирает»; или сигналы могут быть музыкальные: день - громкая музыка, ночь – тихая.

Кот и воробышки

Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы. 

Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.

Воробышки приближаются к коту:

Котя, котенька, коток,

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту

Птички-синички

Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совершенствовать навыки смены направления движения по сигналу.

Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром синички просыпаются - потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и синички свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.

Приложение 5

Дидактические игры

Четвертый лишний

Цель: закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).

Что это за птица?

Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

Птица.

Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей», и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д.

Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

Какая? Какой?

· Если у птицы белый бок, птица какая? (Белобокая)

· Какую птицу называют белобокой? (Сороку)

· У птички жёлтая грудка, птичка какая? (Желтогрудая)

· Какую птичку называют желтогрудой? (Синица)

· Если у птички красная грудка, птичка какая? (Красногрудая)

· Какую птицу называют красногрудой? (Снегирь)

· Если у птицы толстый клюв, птица какая? (Толстоклювая)

· Какую птицу называют толстоклювой? (Ворона)

· Если у птицы короткий клюв, птица какая? (Короткоклювая)

· Какую птицу называют короткоклювой? (Воробей)

· Если у сороки чёрный хвост, то сорока какая? (Чернохвостая)

· Ворона большая, а воробей какой? (Маленький)

· Сорока длиннохвостая, а воробей какой? (Короткохвостый)

· Дятел длинноклювый, а воробей какой? (Короткоклювый)

· У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (Маленький и тонкий)

· У снегиря грудка красная, а у синицы какая? (Желтая)

Приложение 6

конспект НОД по развитию речи

старшая группа

 У кормушки

Цель: развитие связной монологической речи, речевого творчества.

Задачи: 

- учить составлению рассказа по картине;

- учить согласовывать слова в предложениях;

- упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию.

- продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть    

  его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и      

  поведении.

Оборудование: картина «Кормушка»,

                          предметные картинки с изображением зимующих птиц, проектор.

Ход занятия.

Зимой птицы всегда страдают от голода и холода.

Люди проявляют заботу о них и помогают перезимовать.

Загадка о кормушке.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Почему столовую для птиц называют кормушкой?

Показ картины и беседа по ней.

1. Куда прилетели птицы? (в столовую для птиц, к кормушке)

2. Кто сделал кормушку для птиц(папа, дедушка)

3. Как вы думаете, что нужно для постройки кормушки

(дощечки, гвозди, молоток, верёвка)

4. Куда дети повесили кормушку(на дерево, на ветку)

5. Какие угощения дети приготовили для птиц? 

(сало, ягодки рябины, семечки, пшено, крошки)

6. Какие птицы прилетели к кормушке(Синицы, воробьи, снегири) 

7. Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие птицы)

Ребята, я предлагаю вам послушать рассказ по этой картине.

Наступила холодная зима. Голодно птицам в лесу.

Дети попросили папу сделать кормушку. Принесли дощечки, гвозди, молоток.              

Когда кормушка была готова, дети закрепили её на деревце, и насыпали в  

неё угощение: семечки, пшено, крошки, подвесили кусочек сала и гроздь рябины.

Сначала на кормушку прилетели воробьи, потом синицы, а потом и снегири.

Птицы быстро клевали корм. Дети остались довольны.

Творческое задание.

1. Придумать рассказ по аналогии.

(дети придумывают свои рассказы аналогичные воспитателю 2-3 реб.)

Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, 

В красных майках снегири

Распустили пёрышки 

Греются на солнышке

Головой вертят,

Улететь хотят

Улетели! Улетели! 

За метелью, за метелью.

опущенными руками показывают грудку

хлопают себя по бокам

бегут по кругу взмахивая руками

 

Игра «Узнай по описанию»:

1. Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый боевой, смелый. (воробей)

2. Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный. (снегирь)

3. Желтогрудая, тонконогая, юркая, весёлая, умная. (синица)

4. Красноголовый, большой, умный, зимующий, всё время стучащий. (дятел)

5. Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая. (сова)

Рефлексия.

1. Чем страшна зима птицам?

2. Как дети помогли птицам?

3. Какие угощения дети приготовили для птиц?

4. Какие птицы прилетели к кормушке?

5. Как назвать этих птиц одним словом?

Приложение 7


ПАМЯТКА ПО КОРМЛЕНИЮ ПТИЦ ЗИМОЙ.

 

Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

4.Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. 

5. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

6. Кормушки нужно держать в чистоте.

7. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

8. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

 

 Приложение 8

Приметы.

1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.

2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

4. Перед метелью воробьи чирикают.

5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

6. Синицы порхают под окном – к холоду.

7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.

8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

Приложение 9

 

Экспериментирование

Птичье перо.

Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.

Наглядный материал: картинка с изображением птицы, ёмкость с водой, перо, увеличенное изображение пера, бинокулярная лупа.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Чем покрыты тело птицы?

- Зачем птице нужны перья?

- На что перья похожи?

- Что вы можете сказать о пере?

Свойства пера:

- легкое (лежит на поверхности воды);

- относительно водостойкое (не сразу намокает)

Птичьи следы.

Цель: научить различать птичьи следы.

Наглядный материал: рисунки птичьих следов.

Воспитатель задает вопросы

- Почему у воробья следы маленькие?

- Почему следы внезапно пропали?

- Почему одни следы маленькие, а другие – большие?

Приложение 10

Наблюдение за птицами зимой.

Задачи:

- формировать представления о образе жизни и повадках птиц зимой;

- формировать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения:

Стихотворение:

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

Информация для детей:

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, потому что и зимой находят корм.

Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.

Часть птиц погибает от холода зимой.

Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Вопросы:

- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

- Каких птиц называют зимующими?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Почему они прилетают к жилью человека?

- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

- Почему зимующих птиц надо подкармливать?

- Есть ли кормушка возле вашего дома?

- Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

- Какие птицы чаще прилетают к кормушке?

- Чем они питаются?

- Какой корм они охотнее поедают?

- Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

Наблюдение за синицей.

Задачи:

- знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида;

- продолжать вызывать интерес к пернатым.

Ход наблюдения:

Загадка:

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «тень-тень!

Как хорош весенний день!» (синица)

Стихотворение:

Синица расписная

Свистит, не уставая.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Вопросы:

- Что это за птица?

- По какому признаку легко узнать синицу?

- Что ещё можно отметить во внешнем виде синицы??

- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

- Как передвигается синица по земле, по кормушке?

- Чем питаются синицы?

- Какую пользу синицы приносят? 

- Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре)

В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Наблюдение за вороной

Задачи:

- расширять представления о воронах, учить различать их по внешнему виду;

- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Ход наблюдения:

Загадка:

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький 

А ходит босиком (ворона)

Вопросы:

- Кто это, как зовут эту птицу?

- В чем особенности ее внешнего вида?

- Какой у вороны клюв? (большой или маленький, толстый или тонкий)

- Какую часть тела покрывают серые перья? (черные?)

- Как передвигается ворона по земле?

- Где она живет?

- Чем питается?

- Есть ли у нее враги?

- Какую пользу приносят вороны для людей и природы?

Примета:

Ворона под крыло нос прячет – к морозу.

Информация для детей:

Вороны, поедая гниющие пищевые отходы и падаль, выступают естественными санитарами в местах человеческого проживания, защищают города от экологической катастрофы.

Наблюдение за снегирем.

Задачи:

- знакомить с особенностями внешнего вида снегиря, образом жизни;

- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Ход наблюдения:

Загадка:

Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (снегирь)

Вопросы:

- Как можно узнать снегиря?

- Какой у снегиря клюв? (большой или маленький, толстый или тонкий)

- Какие части тела покрывают перья черного цвета?

- Чем питается?

- Где зимует?

- Как человек заботится о нем?

- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

Примета:

Если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.

Наблюдение за голубями.

Цели: 

- закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).

Ход наблюдения:

Вопросы:

- Кто часто прилетает к нам на участок?

- Откуда они к нам прилетели?

- Где они живут?

- Кто их кормит?

- Что они любят клевать?

- Как передвигаются голуби по земле?

- Как называется домик, где живут голуби?

- Голуби перелетные или зимующие птицы?

Сравнительное наблюдение свиристели и снегиря.

Задачи:

- изучить особенности строения свиристеля, образа жизни (в сравнении со  снегирем);

- воспитывать познавательный интерес к птицам и желание помогать им холодной зимой.

Ход наблюдения: 

Загадки:

Грудка ярче, чем заря,

У кого? …. (у снегиря)

Северные гости

Клюют рябины грозди.

Так нарядны и ярки,

На головках хохолки! (свиристели)

Предложить детям сравнить снегиря и свиристель. Что у них общего? Чем отличаются?

Свиристель

Снегирь

Окраска тела

Оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета,

более светлое на груди и брюшке

и темнее на спине.

Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки.

На крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.

У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое,

хвост и крылья черные,

а грудка ярко-красная.

Самка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а темно-серая.

Размер тела

Свиристель – размером со скворца, имеет хохолок, разная окраска оперения

Снегирь чуть больше воробья,

Поведение

Свиристели – веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины, словно соревнуясь друг с другом.

Снегири – птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины.

Способ питания

Поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревом можно найти целые ягоды,

Снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой.

Общие

характеристики.

Птицы пролетные,

т.е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха.

Яркое оперение.

Жители севера.

Снегирей и свиристелей чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений.

Вопросы:

- Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему?

- Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился?

- Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...