Статья "Воспитание экологической культуры в ДОО"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Лобанова Марина Михайловна

данная статья по экологческому воспитанию детей разработана для педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_ekologicheskoy_kultury_v_doo.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры в ДОО

МБОУ СОШ № 3 корпус 2

Лобанова Марина Михайловна

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне, живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне

зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему     миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);                                                  

 - формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

       Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

1.     Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

2.     Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

3.     Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.

Дети – существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть таким, но от непонимания последствий. Чаще всего ребенок, ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор, просто не знает, к чему это приводит; для него подобные действия – просто развлечение, не отличающееся от прочих. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Экологическое воспитание младших дошкольников направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого существа, его индивидуальности. Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из лёгких. И наша задача, как педагогов детского учреждения, на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Мною были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: программы экологической направленности. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Для решения задач экологического воспитания я опираюсь на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Релеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой. Элементы этих программ я внедряю в свою работу. Понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Для меня оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей.

В нашем ОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки.   Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные: это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи.  Используя разные типы занятий в своей работе по экологическому воспитанию, я отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараюсь не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.

Помимо лаборатории в группе имеется «Природный уголок», в котором есть разнообразные комнатные растения. Ведётся картотека комнатных растений. Дети  с удовольствием помогают ухаживать за  растениями: с утра трогая почву пальцем, понимать, что нужно полить и взрыхлить землю. Когда дети наглядно видят положительный результат труда, то очень гордятся своими успехами. Заботясь о природе, дети не будут зря рвать цветы, ломать ветки. Важно отметить, что «Зелёная зона», действует на детей расслабляющее, здесь дети отдыхают психологически.

Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.  

Предметные игры – игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи, камни). В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы («Четыре времени года», «Собери картинку»).

Словесные игры – игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов (например: «Когда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно – не нужно»).

В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции: «Поможем пернатым!», «Нашим друзьям -  скворечники», « Берегите природу!»… Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

Опыт моей работы  показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются  постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...

Мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Фломастеры. Что скрывается внутри?"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...