Конспект занятия «Пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Пернатые друзья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_okr_mir_pernatye_druzya.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10»
Конспект
непосредственно организованной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе
«Пернатые друзья»
Подготовила: воспитатель
Тишкина Анастасия Александровна
г.о. Саранск
Цель: знакомить детей с зимующими и перелётными птицами.
Задачи:
Образовательные задачи:
- расширять представления детей о птицах;
- закрепить название зимующих птиц;
- продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам;
- дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;
Развивающие задачи:
- активизировать внимание, память и мышление;
- развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Предварительная работа: Беседы и чтение книг. Индивидуальные задания. Дидактические игры. Рассмотрение иллюстраций. Разучивание физкультминутки. Изготовление кормушек (дети с родителями). Наблюдения на прогулке.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.
Речевое развитие: обогащать и расширять словарный запас у детей, способность развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражателям. Артикуляционная гимнастика.
Социально-коммуникативное развитие: игра «Голоса птиц», «Улетают, не улетают», «Кто лишний».
Физическое развитие: формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения предложенное воспитателем. Развивать любовь к физическим упражнениям. Разучивание физкультминутки «Скачет шустрая синичка»
Художественно-эстетическое развитие: Формировать и развивать высокочастотное слуховое восприятие.
Методические приемы:
Словесный: беседа, вопросы и ответы, анализ занятия.
Наглядный: использование наглядного материала.
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использование ТСО (технические средства обучения)
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Словарная работа: мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.
Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, дифференцированный подход к детям.
Материал и оборудование: музыкальный центр, телевизор, магнитная доска, картинки зимующих птиц.
Ход НОД
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я вам прочитаю стихотворение М.В. Титовой «Осенняя пора»
Наступили холода,
Скоро к нам придёт зима.
И птицы – наши верные друзья,
Улетают в тёплые края.
Воспитатель: Ребята о каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
Воспитатель: Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста, почему перелётные птицы улетают в тёплые края?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края. А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. ( Грач)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. ( Ласточка)
Я в скворечнике живу
Песни звонкие пою. (Скворец)
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят… (Журавли)
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири! (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём (показывает картинки перелётных птиц, дети их называют).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц. Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? ( Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Правильно. Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей. А теперь мы с вами поиграем в игру «Голоса птиц» - необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки. ( Звучит аудиозапись)
- Кар-кар! (Ворона)
- Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)
- Ча-ча-ча! (Сорока)
- Синь-синь-синь (Синица)
Воспитатель: Молодцы, правильно угадали. А сейчас поиграем ещё в одну игру «Кто лишний?», где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.
1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)
2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)
3 слайд – все птицы зимующие.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
А сейчас послушайте стихотворение А. Григорьев «Птицы зимой»
Сначала падает снежок
На землю тихо, как пушок,
Потом мороз лютует.
А воробьи, синицы
И все другие птицы –
Как они зимуют?
Зимою птицам холодно,
Тоскливо очень, голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны ли им помочь?
Воспитатель: Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? Дети: Да.
Воспитатель: Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода. Как можно помочь птицам зимой?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно птиц нужно подкармливать.
Зёрнами, салом и хлеба горбушкой
Птиц угощает зимою… (Кормушка)
Воспитатель: Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем. Игра «Улетают – не улетают»
Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»
Воспитатель: Молодцы, вы были внимательны. Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут? Давайте вместе подумаем.
Посмотрите, как красиво:
1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).
Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.
Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.
3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.
Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.
4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.
Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.
5 слайд – пустыня.
Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
Чтение отрывка стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Гость зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали? (Ответы детей). Молодцы, вы хорошо потрудились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Пернатые друзья"
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы. Чтение стихотворения по теме, рассматривание картинок, непосредственно - образовательная деятельность, лепка птиц. Обсуждение с детьми, проде...
Конспект занятия «Пернатые друзья» (для детей средней группы)
Совместное занятие детей и их родителей...
Конспект занятия «Пернатые друзья»
конспект...
Конспект занятия "Пернатые гости весны"
Цель: расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах....
конспект занятия "Пернатые друзья"
Формировать у детей дошколного возраста представление о зимующих и перелетных птицах. Воспитание у детей внимание и желание заботиться о птицах...
Конспект занятия "Пернатые жители нашего края"
Занятие познакомит детей с многообразием и жизнедеятельностью птиц, активизирует познавательные способности, повысит интерес к природе....
Конспект занятий «Пернатые друзья»
Форма-проведения - игра-экскурсияЗадачиРазвивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира.Способствовать формированию умений называть отличит...