Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группы "Лекарственные растения: друзья и враги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
- Расширять и закреплять представления детей о лекарственных растениях, их пользе для человека и правилах их сбора/применения.
Образовательные задачи:
- Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
- Закреплять и обобщать знания детей о мире растений, и в частности, пользе и многообразии лекарственных растений, их особенностях, особенностях их сбора и применения человеком.
- Закреплять умение определять и различать растения, а также закреплять знания о строении растений.
Развивающие задачи:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;
- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
- Расширять и активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе, прививать природоохранные навыки;
- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Словарь:
Лекарственные растения, травник/ца, фитотерапия, травник(книга).
Материал:
-Демонстрационный: изображения растений, презентация.
-Раздаточный: картинка-паззл, материалы к дид. игре «Определи по запаху»
Предварительная работа:
Рассматривание растений и беседы во время прогулки, рассматривание иллюстраций растений, беседы о Красной книге и растениях, в нее занесенных, разгадывание загадок о растениях, сюжетно-ролевая игра "У доктора на приеме"
Ход занятия:
- Оргмомент
Ребята, сегодня с утра нам в группу принесли письмо. Давайте посмотрим: кто же нам пишет? На конверте подписано – для ребят группы Буратино от травницы тетушки Агафьи.
Ребята, а кто такие травники/травницы? … Люди, которые занимаются сбором трав/используют травы в качестве лекарств.
Интересно, что же нам пишет тетушка Агафья…
Здравствуйте дорогие ребята! Как вы себя чувствуете?
Меня зовут тетушка Агафья, и мне нужна ваша помощь! Я недавно захворала, и теперь совсем не успеваю сделать нужные дела. Я знаю, что вы много знаете и сможете мне помочь…
Ребята, пока тетушка Агафья поправляется, мы с вами поможем ей, и сами станем немного травниками! Тетушка Агафья передала нам список нужных дел (заданий).
Так, тут есть еще какой-то листок…
Достаю лист с надписью: «Справочник Лекарственных Растений».
Дальше – сплошные загадки и ребусы… Мы с вами знаем лекарственные растения и загадки любим, эта задача нам по силам!
- Загадки о растениях.
- Тонкий стебель у дорожки,
на конце его – сережки,
на земле лежат листки-
маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
- Не пустили в огород-
Оттого она и жжет. (крапива)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)
- Почему же все-таки крапива обжигает?
-Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.
- Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (малина)
Малина - прекрасное ягодное растение, да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.
- Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветок – на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (липа)
Многие знают, что липа — это не просто дерево, но и лечебный компонент. Она помогает при диабете, расстройствах желудка, а также предупреждает простуду, ангину, бронхит и многое-многое другое. А мед, собранный с липы, считается самым вкусным и целебным. Говорят, что одно липовое дерево способно дать больше меда, чем целое поле гречихи. Поэтому еще с давних времен люди полюбили липовый мед, а цветочки засушивали для ароматного чая.
5. Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке. (ромашка)
Используют для полоскания горла при ангине, добавляют в косметику, шампуни, пьют в виде успокоительного чая.
6. Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное. (Одуванчик)
Одуванчик растёт на лугах, в полях, в огороде. Из его листьев делают салат, из цветов делают варенье. В нем ценятся цветы, корень и сок из молоденьких листьев. Одуванчик чистит организм, полезен для профилактики проблем с пищеварением, а также помогает при высокой температуре.
- Молодцы ребята, а какие еще мы можем вспомнить лекарственные растения, кроме тех, что отгадали?.. Это и плоды кустарников и деревьев, ягоды.
Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Лечение лекарственными растениями называется фитотерапией.
Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами; и стали использовать их так же в лечебных целях. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди копили и передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас же можно купить готовую книгу или справочник лекарственных растений, где подробно написано, как можно использовать лекарственное растение и где его можно собрать, чем оно полезно и как выглядит. Еще такая книга называется травник. Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.
А как их можно применять? … Заваривать и настаивать, варить компоты и морсы, сушить.
- Дидактическая игра «Собери растение»
Ребята, для следующего задания вам понадобятся материалы, лежащие у вас на столе. У тетушки Агафьи в травнике тоже собрано много растений. Но страницы с изображением растений оказались порванными. Наша задача -восстановить изображение.
Что получилось?
Как называются части растения?
Вы молодцы, отлично справились! А теперь давайте выйдем из-за столов на ковер и немножко отдохнем.
- Физкультминутка «Вместе по лесу идём».
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
- Дидактическая игра «Определи по запаху»
Тетушка Агафья как и все травницы собирает и заготавливает растения аккуратно, не смешивая между собой, каждую травку и корешок в свою коробочку или баночку…
Но у тетушки Агафьи растерялись все этикетки от лекарств. Как же можно определить – что за растение перед нами?.. По внешнему виду и по запаху. Сейчас наша задача – определить по запаху, что находится в емкости и приклеить правильную наклейку.
Чтобы успешнее справиться мы с вами разделимся на подгруппы по 4 человека – по два стола.
…
Молодцы!
Тетушка Агафья также написала в письме что существуют определенные правила для заготовки лекарственных растений, которые должен помнить каждый травник.
Ребята, а знаете ли вы какие это правила?
Правила сбора лекарственных растений:
-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.
-Если не знаешь растения, то его не рви.
-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.
- Нельзя рвать много растений.
- Нельзя пробовать незнакомые плоды, корневища.
- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
- Заключение
Ребята, тетушка Агафья будет очень рада что мы ей помогли и пойдет на поправку быстрее! А мы с вами сегодня вспомнили много полезных растений (Какие? А какие мы еще знаем?); вспомнили и их отдельные части, смогли узнать растения по описанию и запаху, а также запомнили правила сбора.
Теперь мы с вами тоже в своем роде травники!
Тетушка в конце письма оставила нам чудесное стихотворение:
Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Травник может научить.
Все целебные растения
Знает он без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства,
Люди делают лекарства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_lekarstvennye_rasteniya.docx | 101.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группы
"Лекарственные растения: друзья и враги"
Цель:
- Расширять и закреплять представления детей о лекарственных растениях, их пользе для человека и правилах их сбора/применения.
Образовательные задачи:
- Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
- Закреплять и обобщать знания детей о мире растений, и в частности, пользе и многообразии лекарственных растений, их особенностях, особенностях их сбора и применения человеком.
- Закреплять умение определять и различать растения, а также закреплять знания о строении растений.
Развивающие задачи:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;
- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
- Расширять и активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе, прививать природоохранные навыки;
- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Словарь:
Лекарственные растения, травник/ца, фитотерапия, травник(книга).
Материал:
-Демонстрационный: изображения растений, презентация.
-Раздаточный: картинка-паззл, материалы к дид. игре «Определи по запаху»
Предварительная работа:
Рассматривание растений и беседы во время прогулки, рассматривание иллюстраций растений, беседы о Красной книге и растениях, в нее занесенных, разгадывание загадок о растениях, сюжетно-ролевая игра "У доктора на приеме"
Ход занятия:
- Оргмомент
Ребята, сегодня с утра нам в группу принесли письмо. Давайте посмотрим: кто же нам пишет? На конверте подписано – для ребят группы Буратино от травницы тетушки Агафьи.
Ребята, а кто такие травники/травницы? … Люди, которые занимаются сбором трав/используют травы в качестве лекарств.
Интересно, что же нам пишет тетушка Агафья…
Здравствуйте дорогие ребята! Как вы себя чувствуете?
Меня зовут тетушка Агафья, и мне нужна ваша помощь! Я недавно захворала, и теперь совсем не успеваю сделать нужные дела. Я знаю, что вы много знаете и сможете мне помочь…
Ребята, пока тетушка Агафья поправляется, мы с вами поможем ей, и сами станем немного травниками! Тетушка Агафья передала нам список нужных дел (заданий).
Так, тут есть еще какой-то листок…
Достаю лист с надписью: «Справочник Лекарственных Растений».
Дальше – сплошные загадки и ребусы… Мы с вами знаем лекарственные растения и загадки любим, эта задача нам по силам!
- Загадки о растениях.
- Тонкий стебель у дорожки,
на конце его – сережки,
на земле лежат листки-
маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
- Не пустили в огород-
Оттого она и жжет. (крапива)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)
- Почему же все-таки крапива обжигает?
-Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.
- Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (малина)
Малина - прекрасное ягодное растение, да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.
- Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветок – на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (липа)
Многие знают, что липа — это не просто дерево, но и лечебный компонент. Она помогает при диабете, расстройствах желудка, а также предупреждает простуду, ангину, бронхит и многое-многое другое. А мед, собранный с липы, считается самым вкусным и целебным. Говорят, что одно липовое дерево способно дать больше меда, чем целое поле гречихи. Поэтому еще с давних времен люди полюбили липовый мед, а цветочки засушивали для ароматного чая.
5. Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке. (ромашка)
Используют для полоскания горла при ангине, добавляют в косметику, шампуни, пьют в виде успокоительного чая.
6. Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное. (Одуванчик)
Одуванчик растёт на лугах, в полях, в огороде. Из его листьев делают салат, из цветов делают варенье. В нем ценятся цветы, корень и сок из молоденьких листьев. Одуванчик чистит организм, полезен для профилактики проблем с пищеварением, а также помогает при высокой температуре.
- Молодцы ребята, а какие еще мы можем вспомнить лекарственные растения, кроме тех, что отгадали?.. Это и плоды кустарников и деревьев, ягоды.
Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Лечение лекарственными растениями называется фитотерапией.
Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами; и стали использовать их так же в лечебных целях. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди копили и передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас же можно купить готовую книгу или справочник лекарственных растений, где подробно написано, как можно использовать лекарственное растение и где его можно собрать, чем оно полезно и как выглядит. Еще такая книга называется травник. Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.
А как их можно применять? … Заваривать и настаивать, варить компоты и морсы, сушить.
- Дидактическая игра «Собери растение»
Ребята, для следующего задания вам понадобятся материалы, лежащие у вас на столе. У тетушки Агафьи в травнике тоже собрано много растений. Но страницы с изображением растений оказались порванными. Наша задача -восстановить изображение.
Что получилось?
Как называются части растения?
Вы молодцы, отлично справились! А теперь давайте выйдем из-за столов на ковер и немножко отдохнем.
- Физкультминутка «Вместе по лесу идём».
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
- Дидактическая игра «Определи по запаху»
Тетушка Агафья как и все травницы собирает и заготавливает растения аккуратно, не смешивая между собой, каждую травку и корешок в свою коробочку или баночку…
Но у тетушки Агафьи растерялись все этикетки от лекарств. Как же можно определить – что за растение перед нами?.. По внешнему виду и по запаху. Сейчас наша задача – определить по запаху, что находится в емкости и приклеить правильную наклейку.
Чтобы успешнее справиться мы с вами разделимся на подгруппы по 4 человека – по два стола.
…
Молодцы!
Тетушка Агафья также написала в письме что существуют определенные правила для заготовки лекарственных растений, которые должен помнить каждый травник.
Ребята, а знаете ли вы какие это правила?
Правила сбора лекарственных растений:
-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.
-Если не знаешь растения, то его не рви.
-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.
- Нельзя рвать много растений.
- Нельзя пробовать незнакомые плоды, корневища.
- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
- Заключение
Ребята, тетушка Агафья будет очень рада что мы ей помогли и пойдет на поправку быстрее! А мы с вами сегодня вспомнили много полезных растений (Какие? А какие мы еще знаем?); вспомнили и их отдельные части, смогли узнать растения по описанию и запаху, а также запомнили правила сбора.
Теперь мы с вами тоже в своем роде травники!
Тетушка в конце письма оставила нам чудесное стихотворение:
Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Травник может научить.
Все целебные растения
Знает он без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства,
Люди делают лекарства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну комнатных растений»
Цель:дать детям знания о том, что комнатные растения не только оздоравливают наши дома, но и оздоравливают человека.Программное содержание:·...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в мир лекарственных растений».
Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Павловского района....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лекарства — друг или враг.»
Задачи:Образовательные задачи:1. Сформировать понимание, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними;2. Дать представления о правилах обращения с лекарствами;3. Побуждать дете...
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лекарства-друг или враг»
Сформировать понимание детей, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними....
Методическая разработка конспекта ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Прогулка на ферму. Наши друзья - домашние звери».
Цель: уточнить, расширить и обобщить знания детей о домашних зверях: внешних особенностях, питании, голосе, жилищах, пользе для человека, как человек ухаживает; о классификации природы и животных.Зада...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в старшей группе "Комнатные растения"
Данное занятие помогает детям уточнить и систематизировать знания о комнатных растениях и способах ухода заними...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Пернатые друзья»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: «Пернатые друзья»...